Будущее под знаком вопрос.
Только люди, совсем не интересующиеся происходящим за рамками их частной жизни, не понимают, что мы живём в стране, будущее которой под вопросом. Есть те, кто здраво оценивают ситуацию. Но они разрознены, вынуждены сражаться в одиночку. Даже не против системы, а против неумения общества сплотиться перед лицом неизбежной в нынешней ситуации катастрофы.
Как и кому спасать Россию, если психику целого народа так долго калечили?
Что реально можно сделать – воспитать детей. Вырастить поколение, способное решить проблему возрождения России.
Такое
уже было: дети военных лет – «шестидесятники». Но это не значит, что
умных, талантливых детей невозможно воспитать в мирное время. Это даже
не сложно… Гораздо легче и интересней, чем нынешнее педагогическое
насилие. И это – единственный шанс на спасение у бывшей великой страны!
К
тому же проблема не только в спасении России. Все «высокоразвитые»
страны находятся в глубоком кризисе. Внешне – в экономическом и
политическом. По сути – в психологическом. Когда народы были примерно в
таком же состоянии последний раз, началась Вторая Мировая Война. Но
миллионы погибших – не слишком ли дорогая цена для смены
психологического климата?
Что сегодня происходит с человеком? Наука – помалкивает. А культуру мало кто слышит!
Причина
же проблем последних десятилетий, и нашей страны, и ведущих мировых
держав – элементарна. Утрачено то, что называется словом «духовность».
Причина элементарная! Но со взрослым населением исправить её практически
невозможно. Поди объясни обществу, что оно бездуховное! Люди не
понимают, о чём речь. А на правительственном уровне – путают духовность с
религиозностью.
Уровень духовности определить несложно. Индикаторами
являются культура, искусство. Как только они подменяются суррогатами –
примитивом, безвкусицей, пошлой развлекательностью, стране следует
готовиться к экономическим и политическим потрясениям.
Но, что такое
духовность? И почему от неё так много зависит? Для понимания придётся
обратиться к физиологии мозга. Но прежде маленькое отступление.
Вы можете вспомнить, зрительно представить прошедший день? Это называется воображение.
Вы
боитесь, что вашу новую машину какой-то вандал разрисует краской.
Можете представить уродливые, чёрные разводы на белой машине? Это
фантазия.
А что такое вообще – воображение и фантазия? Это – образное
мышление. И, значит, память о вчерашнем дне и размалёванная машина –
это образы, отражение и обработка реальности в нашей голове.
Что является правдой? Воображение. Представление того, что есть или было на самом деле.
А
чем является фантазия? По сути, ложью. Игрой. Абстракцией. Тем, чего в
жизни нет и не было. (Но если мы поставим себе целью воплотить фантазию в
жизнь, она способна стать реальностью).
Образы реально существуют в
человеческом мозге? А если существуют – где располагаются? Как
соотносятся со словами? Чем мы понимаем жизнь? Образами? Или словами? И,
вообще, что такое слово?
Не ответив на эти вопросы, можно ли
надеяться на правильное развитие как отдельного человека, так и общества
в целом? Не является ли это причиной «перекоса» психики русского
народа, которая привела страну к черте, за которой суверенное
государство Россия перестанет существовать?
Всё детское население
страны прошло через систему централизованного педагогического
образования, основанного на убеждении, что разум зависит от слова! А
если разум зависит от слова, то зачем развивать образ? Вот и не
развивали! Не изучали! И вообще забыли о его существовании. Отсюда и
бездуховность. Или иначе – эмоционально-образная неразвитость.
Около
сотни лет назад И.П.Павлов доказал, что мозг имеет рефлекторную природу.
Массовое сознание воспринимает «рефлекс» как нечто примитивное. На деле
же любая работа мозга суть рефлексы – установление связи между
нейронами.
Павлов работал преимущественно с собаками. Но изучение
мозга высших млекопитающих позволило ему сделать выводы и о мозге
человека. Восприятие окружающего мира осуществляется в коре головного
мозга. Павлов назвал эту часть коры первой сигнальной системой. У людей –
это вся кора кроме лобных долей и районов речевых центров.
Что у
животных, что у человека действительность является тем первым
сигналом-раздражителем, который воспринимают телесные сенсоры и передают
в мозг, где этот сигнал формируется в электромагнитную копию реального
мира – образ. Иначе как через образы узнать о существовании
материального мира невозможно. Мы ходящие, разумные «кинокамеры». Если
не запишем отражение реальности – не будем знать, что она есть. И
осмысливаем не сам мир, а «записанную плёнку». Эти «записи», накопленные
в течение жизни, – и есть наша память, знания, индивидуальность.
«Документальный фильм нашей жизни», который у каждого человека
субъективен. Хотя сделан с объективной реальности.
Образы – это не
только восприятие, но и мышление. Оно есть и у животных. Но у людей
благодаря слову в мышлении задействовано на порядки больше образов. А у
людей-мыслителей – на порядки порядков. Т.е. люди, имеющие примерно
одинаковый словарный запас, в мышлении могут задействовать от минимума
до максимума образной информации. Что в итоге даёт развитое мышление или
примитивное.
Образы – это информация о внешнем мире. Хранятся они в
ассоциативной коре первой сигнальной системы. Отсюда – ассоциативное
мышление. Любой образ путем ассоциаций может связаться с миллионами
других.
Но какие образы являются главными для ассоциативной коры?
Есть ли у неё предпочтения? Вряд ли! Сигнальные системы – это вариант
биологического компьютера. Всё основано на рефлексах – обученной связи
нейронов между собой. Нужно приложить сознательное или подсознательное
усилие, чтобы связь установилась. А дальше она работает автоматом.
Ассоциативная кора бесстрастно обрабатывает любую информацию: и как
готовить салат, и как убивать. Ей – без разницы. Она записывает всё
новые образы и устанавливает логические связи.
А кому есть разница?
Наверное, эмоциональной части мозга? Древняя кора, лимбическая система.
Это она – любит и ненавидит, радуется и плачет, тоскует и замирает от
ужаса. Учёные недавно начали разбираться с лимбической системой. Но то,
что эмоциями заведует лимб – уже известно. Наука знает даже то, что в
присутствии эмоций образная информация фиксируется быстрее.
Между
образами и эмоциями существует стабильная связь. Ни с того, ни с сего
нельзя ни любить, ни ненавидеть – для этого нужны конкретные образы.
Любое жизненное проявление вызывает в нас положительные или
отрицательные эмоции. И чем они сильнее, тем активнее запоминаются
образы. Впоследствии, вспомнив образ, можно вспомнить и эмоции. На этой
способности мозга основано искусство, особенно литература, театр и, в
ещё большей степени, поэзия. Поэзия – самый тонкий, уязвимый вид
искусства. В обществе, где резко падает уровень духовности, поэзия
исчезает первой. Стихи – не просто рифмование слов, а передача эмоций –
при помощи образов и с помощью слов. Очень тонкий процесс, требующий
такой же душевной тонкости восприятия.
При восприятии окружающего
эмоций может не быть. Соответственно, сей предмет нам неинтересен.
Потому мы его и в память брать не хотим. Понимая такие вещи, легко
сделать вывод: без заинтересованных эмоций никакое обучение не будет
эффективным. Насильное же обучение, с отрицательными эмоциями, при
активном сопротивлении лимба…
Такая информация не будет зафиксирована
нейронами. Оперативная память с ней поработает, а потом информация
сотрётся. И всё обучение!
Эмоции определяют выбор того, что каждый из
нас выуживает из информационного моря реальности. Мозг не способен
освоить всю реальность, поэтому приходится отсеивать. Этим и занимается
лимбическая система, отбирая то, что нужно, интересно, красиво. Или
удерживая от того, что опасно.
Эмоции могут перерастать в чувства, когда много образов связано с аналогичными эмоциями. Притом что сами образы осмысливаются.
Связь
эмоций и мышления называется высшими, интеллектуальными чувствами. А
поскольку, мышление – процесс сознательный, чувства можно
целенаправленно формировать.
Эстетические и нравственные чувства сами
собой, без влияния взрослых, у детей не развиваются. Как сами собой не
развиваются жадность, корысть, подлость. Но для формирования у ребёнка
высших чувств взрослые должны знать о существовании образа и его связи с
эмоциями.
Люди доверяют малышей педагогике, которая направлена на
торможение самостоятельного мышления детей и подавление их
эмоциональности. Т.е. первая сигнальная и лимбическая системы мозга
детей педагогикой не то что не развиваются – они останавливаются в
развитии. А ведь их совместную работу люди и называют словами «душа»,
«духовность».
Но если «духовность» не развивается, то что
развивается? Лобные доли. Вторая сигнальная система. Лобные доли есть и у
животных. Но у животных со вторым сигналом плохо.
Что такое второй
сигнал? Это условная, абстрактная форма, рефлекторно связанная с
образами. Название предмета-процесса, его имя, обозначение.
Сам по себе, без образов, второй сигнал – чистая абстракция, никакого содержания, кроме формального, он не несёт.
Слова,
речь, язык – это совместная работа двух сигнальных систем, первой и
второй. Один нейрон – в первой сигнальной, другой – во второй. Они
работают в рефлекторной связке. Главный, в этой связке, – образ. Он
является отражённой информацией. Но зато слово собирает много образов
под своим началом, формируя понятие.
Второй сигнал – это такой
начальник. Дурак дураком, но руководит множеством умных. Соберёт
мыслеобразы, они вопрос осмыслят, придут к решению… А лавры достаются
слову как второму сигналу.
Человеческий разум – это цепочка: реальный
предмет – его отражение (образ) – его название (слово) - и
индивидуальное отношение к нему (эмоция).
Наука же решила, что
главным является слово! Причём, абстрактное слово! Максимально
отвлечённое от реальности. Педагогика прилагает максимум усилий, чтобы
развить в ребёнке именно слово.
Но, главное-то – реальность! И это
критерий, по которому человек и общество могут судить об адекватности
восприятия и анализа. Но о какой адекватности может идти речь, если
доминирующим в психике сделали абстрактное слово? Вот и получается:
реальность и абстрагировавшийся разум очень часто существуют
параллельно, не пересекаясь. И, что самое страшное: в политике,
управлении, образовании, в общественных науках. Там, где много и охотно
используют формальные слова.
Сегодня в России мало объективно
мыслящих людей. С органичным развитием мозга. Большинство – рассудочны,
развитие абстрактно-словесное. Это, по сути, две психологические
«породы» людей. Взаимопонимание между ними крайне затруднено.
Если
кора большого мозга работает по трём сигналам, но даже один из них
недоразвит, мозг уже утратит природную органику. В данном же случае речь
идёт о жестоком недоразвитии двух частей коры из трёх! У целого народа.
И это, повторяю, не только в нашей стране. Чем выше уровень
«цивилизованности» и «рыночности» государства – тем выше уровень
рассудочности народа. И тем ниже уровень духовности – соответственно
мышления и нравственности. И вот «цивилизованные» нации уже считают себя
вправе разбомбить города «нецивилизованной» нации. Переворачивают факты
и мораль – как им выгодно.
Если сегодня всё это не понять, завтра может быть поздно. Потому как «болезнь» прогрессирует. Во всём мире. Не только в России.
Татьяна Морозова
Комментарии 13
0
maikl2m
25.08.2011 09:07
[Материал]
В современном обществе, нацеленном на глобализацию, умные и талантливые (но не духовно развитые!) нужны в ограниченном количестве - для поддержания механизма современной технической цивилизации. Для остальных же уготовано лишь примитивное начальное образование (в основном технического характера). Суть проста - необразованными проще управлять. Что касается духовности, то основой ее возрождения могут быть только нация, семья и школа. И именно поэтому так усиленно разрушают эти общественные институты, мешающие превращению народов в тупое и безликое население с примитивными желаниями и потребностями. И шанс на возрождение может появиться только в случае, если эта глобальная система оболванивания рухнет - например, в случае глобальной катастрофы, когда существующая система управления и подавления рухнет..
|
0
Homozavr
25.08.2011 07:59
[Материал]
Русь к примеру до принятия Христианства была - высокодуховной страной. Да и путь свой у нее занимает не 1000 и даже не 6000 лет.
Родовой уклад существовал более полумиллиона лет территории всей Земли. При нем все обучение дети получали от своих Родителей, дедов и прадедов. Люди знали что оберегать Душу от грехопадения надо с детства, что придет время и надо будет держать ответ на суде Рода, перед Богами и Предками за свои поступки. Религии же отпустили людям грехи заранее, вот вам и падение духовности. |
0
andrey-zl
25.08.2011 09:08
[Материал]
И дело тут не в христианстве, мусульманстве и пр. религиях. Дело в вере человеческой, в первую очередь в себя и в окружающих тебя людей и мир. А религия во все времена была мощным инструментом управления сознанием людским. Мы рождаемся чистыми и светлыми, вот тут начинается самое интересное. Человек существо образное, и новорождённый начинает воспринимать образы, извините, так устроен мозг. А вот какие образы он получает в процессе взросления вот тут она самая главная заковырка. Те ошибки которые делают наши родные, близкие, соседи всё это откладывается в подкорке и формирует наше дальнейшее поведение, социальную адаптивность, отношение к людям, работе и т.д., попробуйте с пелёнок ребенка называть поросёнком...учтите, он начнёт раньше хрюкать чем говорить.
Конечно очень сильно влияет генетическая предрасположенность и крепость нервной системы от рождения. Ну это уже из другой оперы.. |
0
stefanida1
25.08.2011 07:51
[Материал]
Детям не дают нормально развиваться ,много ли знаете школ юного техника,изостудий и т.д.Раньше дети не были настолько изолированы и разобщены (помню моё детство)сейчас они дома и родители гордятся -дите за компутером . дите не рисует красками,карандашами,не клеит из картона и бумаги-мелкая моторика , не развивается нормальным естественным путем ,сплошная электроника.мультики тоже в телевизоре,времени на детей нет почему то .вот и получаем результат
|
0
andrey-zl
25.08.2011 07:48
[Материал]
Мальчики и Девочки, то о чём пишет как вы выражаетесь "Барышня", называется умение систематизировать информацию. Что я могу сказать БРАВО ! Отличная статья ! Прекрасные выкладки, вероятно прекрасный психолог аналитик. Так вот, это систематизированное, раньше было под запретом и называлось "Высшая нервная деятельность человека".
И вот это не систематизированное, нам помогло пережить не одну войну, экономические кризисы и победить во второй мировой ! А ведь наши старики даже не подозревали, что это можно как то объяснить. Да они этого и не пытались, они просто нас с вами растили, любили, защищали, кровь проливали. ВОТ ИМЕННО ИЗ ЗА ЭТОГО, О ЧЁМ ГОВОРИТЬСЯ В ЭТОЙ СТАТЬЕ ! Браво Танечка ! А вы "Конрады и Хомозавры", подтяните штанишки и вытрите сопли... |
0
Conrad
25.08.2011 07:37
[Материал]
А до этого народы были невесть какие духовные и понимали друг друга с полуслова, и ничего между ними не стояло и был мир во всем мире и в человецех благоволение? И не было шеститысячелетнего пути, чтобы понять, что стоящий рядом с тобой человек - это не источник углеводов или даровой рабочей силы?
Я уже давно отмечаю рост числа публикаций, где говорится - "все принципы педагогики ложны", "все не правильно", "люди бездуховны", "опростимся"... Первым Руссо был и ничего нового после него не сказано. Имеет смысл вспомнить Вольтера, который на этот случай сказал: "Когда я слушаю Руссо, мне хочется встать на четвереньки и бежать в лес". Ну-ну |