Обескураживающие открытия азербайджанского летчика: “Авиация древних – не миф”
17.09.11 На вопросы "Эхо” отвечает летчик, подполковник в отставке Балаш Исмайлов, изучающий летательные аппараты древности.
Балаш Расимович Исмайлов – в прошлом летчик, подполковник в отставке. Почти всю жизнь он прослужил на Дальнем Востоке, последние пятнадцать лет – в Хабаровском военном округе. В настоящее время преподает в средней школе Хабаровска начальную военную подготовку.
Но это его явная сторона жизни, а есть еще и тайная, о которой, правда, многие знают: он увлекается историей, но не в широком смысле слова, а в узком – Балаша Расимовича интересуют летательные аппараты древности, он их изучает, собирает всю доступную информацию, а по возможности и путешествует, чтобы своими глазами увидеть в различных музеях те экспонаты, которые привлекают его внимание как профессионального летчика.
- Как родилось ваше увлечение?
- Я всю жизнь мечтал о небе. В гражданскую авиацию не пошел из-за боязни за жизнь других людей, ведь мало ли что может случиться с техникой, а смерть в авиакатастрофе – самая страшная, потому что пассажир самолета довольно длительное время понимает, что погибнет. В военной авиации ты не отвечаешь за жизнь сотен людей, а только за свою собственную и жизнь экипажа. Служа в авиации, я не мог не задумываться о том, что же делали люди в прошлые века, когда им так же, как и мне, хотелось летать. С самого детства я интересовался старинными легендами и мифами о полетах человека. Самым первым был древнегреческий миф об Икаре и Дедале, я его прочитал лет в десять. Для меня главным в этом мифе было то, что он повествует об извечной тяге человека к небу. А когда существует такая тяга, человек не может не стараться воплотить свою мечту. Мне кажется, конец Икара был все-таки не таким, как в мифе. Если вы помните, воск, которым были скреплены перья в крыльях Икара, расплавился от приближения к солнцу, и Икар упал. Когда я был маленьким, я в это верил. Когда стал взрослее, понял, что конец мифа придумали явно не те, кто стоял у его истоков, ведь мифы и легенды на пустом месте не рождаются, чтобы миф возник, всегда имели место какие-то реальные события. И вот когда я узнал, что чем выше от земли, тем холоднее, то понял, что ни о каком расплавлении воска и речи быть не могло. Когда я уже стал собирать информацию о древних летательных аппаратах серьезно, я с удивлением узнал, что Дедал – вообще не мифический персонаж, а историческое лицо.
Дедал – вообще не мифический персонаж, а историческое лицо
О нем писал в своем труде "Метаморфозы” древнеримский поэт Овидий. Он отзывался о Дедале как об искусном архитекторе и изобретателе. Значит, изобретение все-таки было!
- Почему вы так решили? Разве поэт не мог просто пересказать известную легенду?
- Мог, конечно. Но то, что Дедал – по Овидию – четко осознавал сильные и
слабые стороны своего изобретения, для думающего человека говорит об
очень многом. Прежде всего, это указывает на то, что речь не может идти о
мифе. Для любого мифа типичным является деление на плохих и хороших
героев, миф всегда идеализирует объекты и события, придает им только
определенный набор свойств: либо положительные, либо отрицательные. Ни в
одном мифе герой не будет говорить о своих ошибках и заблуждениях, не
будет детально разбирать особенности чего бы то ни было. Дедал резко
выбивается и ряда мифических героев именно детальным разбором
собственного изобретения. Это понимание и подтолкнуло меня к мысли, что
тут все не так просто, как мы все думали раньше.
- И что было потом?
- Потом я засел за книги, стал изучать все, что попадалось под руку. В
80-90-е годы это было довольно трудно, гарнизонные библиотеки были не
то что бедны, они были просто убоги. Когда появился Интернет, стало
намного легче. Блуждая по недрам всемирной сети, я натолкнулся на
сообщение Международной академии изучения санскрита. Там говорилось о
древней индийской рукописи "Самаранга Сутрадхара”, в которой упоминалось
о многочисленных полетах человека при помощи неких аппаратов, которые
назывались виманы. Это слово произошло от санскритского понятия,
означающего "небесная колесница”. Виманы были из металла, листы которого
очень тщательно подгонялись друг к другу, причем, судя по тексту, при
помощи сварки. В движение они приводились "управляемым огнем из
стальных емкостей”. Звук у них тоже был весьма примечательным – он был
подобен реву льва, а о путешественнике внутри вимана говорилось, что он
"мог передвигаться по воздуху так высоко, что казался жемчужиной в
небесах”. Для управления ими нужно было знать тридцать два "секрета”.
Потом я узнал и о другой индийской рукописи – "Виманика Шастра”. Это
был раздел объемного трактата "Янтра-сарвасва” (энциклопедия машин),
автором которой считается мудрец Бхарадваджья, о котором упоминается в
"Махабхарате”. "Виманика Шастра” была найдена в 1875 году в одном из
храмов Индии. По мнению ученых, этот трактат был написан в IV веке до
нашей эры на основе еще более ранних текстов и являлся чем-то вроде
практического пособия для построения и эксплуатации виманов. В этом
трактате тоже были описаны летательные аппараты и приборы на них, только
более детально. По этим описаниям легко можно узнать приборы,
выполнявшие функции фотоаппарата, радара, прожектора и т.д. Судя по
всему, эти приборы использовали энергию солнца. Имеются и описания
различного вида оружия, причем обладающего разрушительной силой.
Любопытно, что довольно много места в трактате отведено описанию одежды
пилотов и даже их диете. Виманы так же описывались и в более известных
индийских эпосах – в "Рамаяне” и "Махабхарате”. Только в последнем
эпосе содержится сорок одно место, где упоминаются виманы. Кстати, о
виманах есть не только упоминания в древних текстах, имеется и их
изображение – в пещерах храма Елолора в Индии.
- Получается, что в те далекие времена люди умели обращаться с металлом на уровне современных технологий?
- Да, получается, что так. В 1875 году это произвело фурор, особенно
если учесть уровень технологии XIX века и полное отсутствие самолетов,
которых, как говорится, еще даже в проекте не было. Эксперты и в тот
год, и уже в наше время признали рукопись подлинной. Что касается
металла, то ему была посвящена в трактате особая глава. Металлов было
упомянуто три вида: саундалика, мауртхвика и сомака. Говорилось и о
сплавах, которые могли выдерживать очень высокие температуры. Другая
глава была посвящена оптике – зеркалах и линзах, которые могли
устанавливаться на борту виманов для визуальных наблюдений. Их было
семь. Одно называлось "Зеркало Пинджулы” и предназначалось для защиты
глаз пилотов от ослепляющих "дьявольских лучей” противника. Кстати,
источников энергии, приводимых виманы в движение, тоже было семь, и их
можно было использовать как бы по очереди, переключая двигатель с одной
энергии на другую. Самих виманов было четыре типа: Рукма Вимана,
Сундара Вимана, Трипура Вимана и Шакуна Вимана. Первые два имеют
коническую форму и три "яруса”, во втором – помещение для пассажиров.
Трипура Вимана – более крупный "самолет”, который еще к тому же может
использоваться и как подводный аппарат. Шакуна Вимана – самый сложный в
техническом и конструктивном отношении. Все четыре типа имели
вертикальный взлет и могли, кроме всего прочего, парить в воздухе как
дирижабли и совершать зигзагообразный полет. Любопытно, что в трактате
имеется не только описание "самолетов”, но и правила техники
безопасности – меры предосторожности при долгих полетах, меры защиты от
молний и штормов и т.п. На своих виманах древние индусы летали не
только над Индией, но и по всей Азии и, как утверждают старинные
тексты, даже над океаном.
На своих виманах древние индусы летали не только над Индией, но и по всей Азии и, как утверждают старинные тексты, даже над океаном
- Это все так невероятно, что хочется задать иронический вопрос: может, эти виманы еще и в космос летали?
- А вы не иронизируйте! Потому что в индийских текстах говорится о
космических городах, которые как громадные орбитальные станции вращались
вокруг Земли.
В индийских текстах говорится о космических городах, которые как громадные орбитальные станции вращались вокруг Земли
Понятное дело, что я употребляю современные термины, аналогичные по
смыслу использующимся в манускрипте. Сообщение между Землей и
орбитальными станциями осуществляли виманы. Некоторые из них могли
перевозить тысячу и более человек, а другие – только одного человека.
Буквально несколько лет назад в тибетском Лхасе китайские историки
нашли документ, написанный на санскрите, который передали в университет
индийского города Чандигарха для перевода. Так вот в этом манускрипте,
как сообщила профессор Рут Рейна, сделавшая перевод, содержатся
указания, как строить межзвездные корабли, использующие для движения
принцип антигравитации. Про антигравитацию в древнем документе
говорится, что это "центробежная сила, достаточно мощная, чтобы
противодействовать земному тяготению”.
- Есть что-то в древнеиндийских эпосах, к чему вы относитесь с недоверием?
- Ну, не то чтобы с недоверием, просто я материалист, и ко всему
подхожу, прежде всего с технической точки зрения, с точки зрения
современного профессионала: может быть или не может. Например, эпосы
утверждают, что для строительства неразрушимого летательного аппарата
требовалось совершение определенных оккультных ритуалов и произнесение
мантр. Что виманы могли делаться невидимыми после проведения
определенных манипуляций. Что пилот якобы мог изменять внешний вид
вимана, придавать ему для маскировки вид облака, для устрашения
противника – форму льва или тигра, а то и облик прекрасной женщины. Тут
уже, видимо, не для устрашении, а для отвлечения внимания. Я не берусь
утверждать, что всего этого не было, потому что знания древних – для
нас терра инкогнита, Бог их знает, что они там на самом деле могли. Но
мне кажется, что дело не в возможности настоящего изменения формы
виманов, а в гипнотическом воздействии пилотов на противника.
- В других странах тоже находили подобные тексты?
- Находили и продолжают находить. Подобные тексты были найдены в
пакистанском Мохенджо-Даро, на острове Пасхи, в Китае. Китайские
документы очень интересны. Их можно рассматривать даже как что-то вроде
исторической хроники экспериментальной авиации. Самые "молодые”
датируются 2000 годом до нашей эры. В одном из таких документов я
прочитал, что в 1766 году до нашей эры император Ченг Танг приказал
соорудить летающую машину, и она была создана. Однако позже император
распорядился, чтобы ее уничтожили. Видимо, боялся, что секрет полета
попадет в руки другим народам. Очень интересны описания поэта Чу Юна,
жившего в 3 веке до нашей эры. Он описал летательную машину, на которой
он лично пролетел над пустыней Гоби.
Описание летательных аппаратов имеются и в устном народном творчестве
народов Непала. В непальских эпосах говорится о том, что секреты полета
были известны лишь так называемым яванас – светлокожим людям с востока
средиземноморья. Видимо, речь идет, в том числе, и о древних эллинах, в
мифах которых, кроме мифа об Икаре, есть и другие упоминания о полетах
человека при помощи неких вспомогательных средств. Есть упоминания о
полетах на летательных аппаратах и в древнем Вавилоне. В
древневавилонском своде законов "Хальката”, например, говорится, что
"управлять летающей машиной – это великая привилегия. Знания о полете –
одни из наиболее древних, они – дар богов древности, предназначенный
для спасения жизней”. Упоминания о летательных аппаратах имеются и в
древневавилонском "Эпосе об Этане”, написанном две с половиной тысячи
лет до нашей эры. Там, правда, говорится, что шумерский царь летал на
спине гигантского орла. Что это был за орел – вымершая ныне гигантская
прирученная птица или же с орлом авторы эпоса сравнили самолет –
неизвестно, но примечательно другое: в эпосе описывается то, что
летевший на "орле” человек видел сверху. Причем описывается так, как
невозможно было бы описать даже с самого высокого дерева или скалы:
упоминается атмосферная дымка, перспективные искажения, цветная мозаика
засеянных разными культурами полей, реки-ниточки и многое другое, что
я, летчик, постоянно видел из кабины самолета. Эти описания похожи на
словесный портрет местности, который мы составляли в училище, летая над
различными местностями и ландшафтами.
- А зачем вы это делали?
- Это входило в программу обучения: вдруг откажут бортовые
фотоаппараты? Самое невероятное, что похожие по степени точности
характеристики местности стали доступными лишь в 50-х годах прошлого
века благодаря возможности полетов на значительной высоте. В еще одном
вавилонском манускрипте, "Сильфр-ала”, говорится уже не о гигантском
орле, а о летательном аппарате, причем приводится его детальное
описание. Об этом хорошо написал в своей книге Рене Ноонберг. Есть
подобные тексты и в Полинезии. Местные легенды гласят о светлокожих
людях, прибывших с запада на "сверкающих лодках”, которые "плыли над
морем”. Опять светлокоже люди – как и у непальцев. У народов других
островных групп также имеются легенды о "летающих каноэ”.
- А что выскажете о легендарном "колумбийском самолетике”?
- Это одна из самых интересных находок, подтверждающая, что в древности
люди умели летать. "Колумбийский самолетик” – это золотая
четырехсантиметровая фигурка. Точнее, он не один, их целая эскадрилья –
таких фигурок найдено тридцать три штуки! Эти находки были сделаны в
XIX веке не только на территории Колумбии, но и в Перу, в Коста-Рике и
Венесуэле, т.е. в разных местах, что говорит об их широком
распространении. Обычно они датируются 500-800 годами до нашей эры,
однако точно определить возраст золотых изделий, как известно, очень
сложно и датировка может оказаться неточной. Фигурки заняли свое место в
музеях и долгое время их считали зооморфными изображениями. Так
считали вплоть до первой трети прошлого века, потому что людям было
просто не с чем сравнить – самолетов-то еще не изобрели! А вот когда
изобрели, то увидели, что хоть внешний вид этих фигурок и различен, но
общим является принципиальная конструкция самолета с горизонтальным и
вертикальным оперением киля. Самое интересное, что первым на это
сходство обратил внимание не летчик, а ювелир Эммануэль Стауб. Скептики
же продолжают утверждать, что эти "самолетики” – не что иное, как
изображение давно вымерших животных. Они так считают потому, что на
многих "самолетиках” изображены глаза, зубастые пасти. Однако эксперты,
в том числе известный американский биолог, писатель и натуралист,
прославившийся трудами по криптозоологии и снежному человеку, Теренс
Сандерсон, которому Стауб послал копию "самолетика”, утверждают, что их
ни в коей мере нельзя отождествлять ни с одним из известных науке
представителей как ископаемой, так и современной фауны планеты. На том
простом основании, что ни у одной птицы нет на хвосте вертикального
оперения! Ученые на этом не успокоились и решили привлечь к делу
авиационных экспертов. Им были высланы копии фигурок, и все эксперты из
разных стран, не зная друг друга, в один голос заявили, что перед ними
модели самолетов. Авиаторы идентифицировали в фигурках кабину,
фюзеляж, крылья, стабилизаторы, киль.
Авиаторы идентифицировали в фигурках кабину, фюзеляж, крылья, стабилизаторы, киль
Одним из экспертов был эксперт по самолетостроению Джек Ульрих Аллрич. Он утверждал, что перед ним некая модель, напоминающая современные истребители и способная двигаться со сверхзвуковой скоростью – 1185 километров в час. В других аналогичных фигурках эксперты по авиатехнике увидели модель "субакваплана” – подводного самолета, модель грузового воздушного судна разового использования для посадки на воду, модель аэрокосмического самолета с откидывающейся кабиной и некоторые другие виды самолетов.
- А что это была за история с испытанием фигурок в аэродинамической трубе?
- О, это интереснейшая история! В 1956 году "колумбийский самолетик” и
его "собратья” экспонировались на выставке "Золото доколумбовой
Америки” в музее Метрополитен в Нью-Йорке. Авиаконструкторы одной
американской фирмы тут же обратили внимание на дельтовидное крыло этой
фигурки и вертикальную плоскость хвостового оперения. На то, о чем и
говорил Сандерсон. Они как-то там договорились с дирекцией выставки и
провели испытания "самолетика” в аэродинамической трубе. Неожиданно
выяснилось, что "самолетик” лучше всего ведет себя на сверхзвуковых
скоростях, изучение которых было в самом разгаре. Стали думать, почему,
и пришли к выводу, что "виновато” дельтовидное крыло и высокая
вертикальная плоскость хвостового оперения. Были подключены специалисты
из конструкторского бюро фирмы, и в итоге был создан лучший на тот
период сверхзвуковой самолет. Фирма называлась "Локхид”.
Были и другие испытания аэродинамических свойств "колумбийских
самолетиков”, после которых даже самые упертые скептики признали, что
это не птички и не летающие рыбки, а самолеты. В Германии в 1996 году
двое любителей авиации и авиамоделирования – Петер Белтинг и Альгунд
Энбом – создали увеличенные в шестнадцать раз копии колумбийских
фигурок. Одна копия была снабжена обычным пропеллером, другая –
реактивным двигателем и обе – радиоуправлением. Испытание было широко
разрекламировано, пригласили авиаторов, историков, археологов, даже
зоологов не забыли. Потрясены были все: копии колумбийских находок
обладали великолепными аэродинамическими свойствами, с легкостью
выполняли такие фигуры высшего пилотажа, как бочка и мертвая петля. Они
обладали прекрасной маневренностью и даже с выключенным двигателем
свободно планировали в воздухе.
- Если некоторые фигурки были найдены и в Перу, то, может,
именно с таких летательных аппаратов руководили создателями загадочных
линий на плато Наска?
- Многие исследователи авиации древних людей склоняются к такому
мнению. Я тоже придерживаюсь этой точки зрения. Но самое удивительное в
этих самолетиках не их аэродинамические свойства, а значки, что на них
нанесены. Они поразительно напоминают финикийскую письменность. Это,
на мой взгляд, говорит о том, что люди древности имели воздушное
межконтинентальное сообщение, иначе каким образом на южноамериканских
предметах финикийская письменность? И еще один вопрос меня мучает: где
южноамериканские индейцы могли видеть прообразы для своих поделок?
- А как вы можете прокомментировать найденные в Египте изображения самолетов и вертолетов?