Археологи нашли древнейшую мастерскую художника
Кристофер Хэншилвуд (Christopher Henshilwood) из университета Витватерсранда в Йоханнесбурге (ЮАР) и его коллеги отмечают, что наборы "древнего художника" сохранились в полном составе - палитры, жернова и дробильные камни, емкости для хранения краски находились в одном месте, и внутри них сохранились остатки пигментов и уже готовой краски.
Первый набор состоит из нескольких художественных принадлежностей. Центральное место в этом наборе занимает палитра, сделанная из раковины южноафриканского морского ушка - моллюска с относительно большими и глубокими створками. Чаша палитры была плотно закрыта плоским камнем, одна из сторон которого была окрашена в ярко-рыжий цвет. Внутри раковины ученые нашли слой высохшей краски и прилипшего к ней песка.
На поверхности первого камня лежал острый фрагмент кварцита, который использовался для размельчения краски. Под раковиной лежал длинный фрагмент локтевой кости собаки или волка, частично окрашенный охрой.
Второй набор сохранился несколько хуже - раковина палитры была расколота, но другие инструменты были в "рабочем" состоянии.
"Мы полагаем, что древний художник изготовлял свои краски в несколько этапов. Сначала он размалывал кусочки охры на плоском камне и смешивал измельченный порошок с фрагментами угля, костей или с песком в палитре из ракушки. Живописец заливал эту смесь водой и ставил ее на огонь, периодически помешивая ее костяной палочкой, которую он мог использовать еще и в качестве кисточки", - описал Хеншилуд "рецепт" приготовления краски.
Эти артефакты были захоронены в так называемом слое М3, который был оставлен в пещере самой древней из трех условных культур. По современным оценкам, первые представители племени М3 заселили эту пещеру 125 тысяч лет назад.
Люди этой культуры поддерживали огонь, пользовались хорошо развитыми каменными инструментами и умели рисовать. Основным источником их пропитания служили рыбная ловля и сбор морских моллюсков на близлежащем побережье, обработанные кости и раковины которых они использовали в качестве украшений и инструментов.
Археологи определили возраст художественных инструментов, используя метод оптического датирования окружающих их пород.
Эта техника учитывает, что гранулы песка, окружающие артефакты, постепенно "портятся" под воздействием фонового излучения почвы Земли. Время захоронения можно определить, наблюдая за изменением цвета луча лазера, который пропускается через зерна песка.
По оценкам Хэншилвуда и его коллег, возраст инструментов доисторического живописца составляет примерно 100 тысяч лет. Работы этого мастера не сохранились, и ученые предполагают, что краски могли использоваться для других целей.
"Охра могла использоваться для изготовления ритуальных красок, которые наносились на тело и одежду членов племени. Эти инструменты являются индикатором развития человеческого сознания в том смысле, что владелец этой палитры умел находить нужные пигменты, смешивать и хранить их для последующего использования", - заключает автор открытия.