Расправа над Муаммаром Каддафи имела богословский подтекст
В завещании Каддафи призывает своих сторонников «продолжать сопротивление и бороться с иностранными агрессорами в Ливии сегодня, завтра и всегда». Но самое главное – это то, что бывший ливийский лидер, в частности, просит похоронить его, не омывая тело, и в той же одежде, которая будет на нем в момент смерти, на кладбище в Сирте, где захоронены его родственники.
Все информационные агентства описали такой необычный обряд похорон как соответствующий «исламскому обычаю».Это мнение – результат полного неведения относительно смысла просьбы.
По исламскому обычаю тело полагается обязательно омыть и затем похоронить в погребальном саване. Есть только одно исключение – для шахидов. Во времена Пророка Мухаммеда шахидов – воинов, погибших в бою, хоронили без обмывания и в той одежде, в которой они были, и это стало Сунной – правилом, законом в исламе. То есть Каддафи хотел, чтобы его похоронили как шахида.
Здесь есть сложная законоведческо-вероучительная загадка: гарантируют ли похороны «по-шахидски» попадание в высшие «этажи» рая – в Фардус, где обретаются шахиды. Ведь раем и местами в нем распоряжается Аллах, а не люди. И войти в сонм шахидов можно, только погибнув в бою за ислам.
Но «революционеры» прекрасно поняли смысл завещания Каддафи в части его похорон как шахида и решили не рисковать. Ливийские противники Каддафи сделали все вопреки завещанию полковника, чтобы у того не осталось даже малейшего шанса попасть в рай. Они раздели и омыли его тело.
Но это еще не все. Они также сделали нечто, что расходится с исламскими обычаями: выставили труп в супермаркете на несколько дней на обозрение. И, если можно так выразиться, на обоняние. Тело стало разлагаться, распространяя соответствующий запах. Его имели возможность обонять ливийцы, которые во множестве – семьями, с детьми – отправились в супермаркет, где находился труп. Это было сделано для того, чтобы все убедились: Муаммар Каддафи – не шахид. Тело шахида не подвержено разложению, и от него должен исходить прекрасный запах мускуса. Чего явно не наблюдалось с трупом Каддафи.
Кроме того, выяснилось, что Каддафи якобы вообще не правоверный! С соответствующим заявлением выступил муфтий Ливии шейх ас-Садик аль-Гарьяни, предписавший, что совершать над телом Каддафи погребальную молитву в мечети нельзя. Муфтий Ливии объявил о том, что в соответствии с нормами шариата тем более не дозволено, чтобы погребальную молитву совершали мусульманские шейхи, улемы и имамы. Все это, по утверждению аль-Гарьяни, из-за явного неверия (куфр) Каддафи, его отрицания Сунны Пророка Мухаммеда, а также из-за его действий и слов в период правления, которые указывают на выход его из ислама (ридда). Итак, Каддафи – не мусульманин, а «неверный» (кафир) и «вероотступник» (муртадд).
Случай с Каддафи, когда политическому лидеру перекрывают дорогу в рай, не первый. Подобное случилось в декабре 2006 года. Во время казни через повешение бывшего иракского президента Саддама Хусейна, на которой отказались присутствовать представители суннитского духовенства, хотя Хусейн был суннитом, приговоренный, стоя на эшафоте, начал в последние секунды своей жизни произносить шахаду – исповедание исламского символа веры. «Свидетельствую, что нет божества…» – только и успел он произнести. И в этот момент пол эшафота под ним резко раскрыли, не давая произнести шахаду до конца.По настойчивым слухам, привел смертоносный механизм в действие заклятый враг президента – шиитский лидер Муктада ас-Садр, чей отец был убит при саддамовском режиме. Человек, сыгравший роль палача, был в маске, но съемки на фото и видео позволяют угадать в нем ас-Садра. Он-то и не дал Хусейну произнести шахаду полностью: «Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммед – Его Посланник». Это – слова, которые превращают немусульманина или вероотступника в мусульманина, которому Аллахом в Его милости гарантирован рай, если он произносит ее в смертный миг. Но петля сдавила горло, и получилось, что Саддам Хусейн произнес при свидетелях своего рода «шахаду» неверия: «Свидетельствую, что нет божества!», за что человеку полагается ад. Прерывая шахаду Саддама Хусейна, Муктада ас-Садр прокричал: «Отправляйся в ад!»
Независимая газета