/ Новости сайта / Космос / Ученые выяснили, как возникают пылевые лавины у марсианских кратеров
17.12.2011

Ученые выяснили, как возникают пылевые лавины у марсианских кратеров

Саблевидные дюны из пыли на кромке марсианских кратеров оказались следами пылевых лавин, выброшенных ударной волной от падения метеорита, пишут американские и российские астрономы в статье, опубликованной в журнале Icarus.

Кейлан Берли (Kaylan Burleigh) из университета штата Аризона в городе Тусон (США) и его коллеги, в том числе и российский физик Борис Иванов из Института динамики геосфер РАН в Москве, изучали структуру нескольких марсианских кратеров на снимках, полученных камерой высокого разрешения HiRISE на борту орбитального зонда Mars Reconnaissance Orbiter (MRO).

Ученые обратили внимание на тесную группу из пяти кратеров в районе экватора красной планеты, которые образовались в промежутке между 2004 и 2006 годами по данным исследовательской станции Mars Global Surveyor - предшественника MRO.

Следы столкновения космических "гостей" и почвы планеты находятся на расстоянии в 820 километров от Олимпа - самой высокой горы Марса и всей Солнечной системы в целом. Снимки показали, что все кратеры в этом участке Марса сформировались одновременно, в результате распада одного метеорита на несколько отдельных кусков и их синхронного падения.

Берли и его коллеги проанализировали устройство кратеров и их непосредственное окружение. Астрономы обнаружили на расстоянии в 2-3 километра от впадины серию из темных и светлых полосок, повторяющих очертания кратера. Многие планетологи считают похожие образования на Марсе "следами" оползней и не связывали их с падениями метеоритов.

Авторы статьи предположили, что комбинация из низкой плотности марсианской атмосферы - в 100 раз меньше земной - и его небольшое притяжение - в треть земного - позволяют метеориту достигать поверхности Марса практически в нетронутом виде. Движущийся болид "разгоняет" ударную волну, которая достигает поверхности планеты за несколько мгновений до того, как в нее воткнется небесное тело.

Как предполагают исследователи, силы этой волны должно быть достаточно для появления пылевых лавин, выбрасывающих огромные объемы пыли за пределы будущего кратера. Ученые построили компьютерную модель, описывающую движение метеорита и ударной волны через атмосферу Марса и их столкновение с почвой. Модель подтвердила справедливость догадок ученых - в окрестностях кратера на поверхности виртуального Марса появились характерные "саблевидные" полоски, которые существуют у реальных кратеров.

"Темные полоски являются следами материи, обнаженной в результате подъема пылевой лавины. Мы насчитали более 100 тысяч лавин на всей карте кратеров Марса и после удаления всех повторов, их остается около 65 тысяч", - пояснил Берли.