Птичьи лапы купидонов
Т.е., живописные приемы по сути были одинаковы по всей Европе, но каждая страна имела собственные предпочтения, основанные на вкусах заказчиков. Церковь в России предпочитала держаться ортодоксальных приемов темперной живописи, предписаных Св. Лукой, в то время как западники со времен Возрождения отошли от нее, предпочитая более подвижный материал - масло. Но в данном случае, это явно темпера.
В атрибутации к картинке сказано: " Мастер взятия ТАРЕНТО. Триумф Венеры с поклоняющимися ей Ахиллом, Тристаном, Ланселотом, Самсоном, Парисом и Троилом. Дерево, диаметр 51 см. Поступила в Лувр в 1914 г. Работал во Флоренции в первой половине XIV в."
Размер картинки говорит о том, что это был частный заказ, не церковный. Да и не могло от Церкви в принципе поступить такового заказа, по причине явной еретичности сюжета. "Возрождение", где заказчиками художников выступали аристократы и буржуазия, характеризуется обращением к языческим богам повсеместно. Связано это было с общей тенденцией к упрощению веры, скажем, как от католичества к протестантизму и многочисленными ересями, которые как семейные легенды передавались от потомков рыцарей восточных крестовых походов, впоследствии ставшими аристократами, обрастая буйными фантазиями.
Атрибутация картины искусствоведами выполнена неряшливо. Венеру никогда не изображали с крыльями, во всяком случае мне не попадались таковые изображения. Крылья, это атрибут Ники, богини победы. В этом случае становится оправданным поклонение ей суровых мужиков, рыцарей и воинов.
С другой стороны, заказчик мог попросить художника изобразить всё именно таким образом и чтобы Венера была с крыльями и ей рыцарски поклонялись в духе трубадуров. Художники в то время от себя, для собственного удовлетворения работали очень редко, а писали исключительно "под заказ". Сказано было нарисовать коленопреклоненных Ахилла, Тристана, Ланселота, Самсона, Париса и Троила - нарисуем, не вопрос. Из этого эклектичного перечня, как в тесте на IQ, нужно вычленить лишнюю фигуру. Это Ахилл. Афродита не входила в число его божественных покровительниц. Ему помогала Афина. Это Парису помогала Афродита.
В общем, здесь есть явная путаница с идентификацией персонажей. Мне представляется, что левый персонаж с бородкой и кольчуге не слишком тянет на Ахилла. Художники умеют рисовать, но любят срисовывать с натуры и не всегда читают Илиаду. Последнее касается и заказчиков. Так что не стоит относиться к живописи, как точному документу. Если кто и обладает фантазией, которая помогает в работе - то это художник. И вряд ли это подделка. Просто уровень мастерства, компетенции и образования у художников бывает разный. Скабрезные или эротические сюжеты в то время, да и раньше тоже не были редкостью.
Летающие крылатые фигуры со стрелами в руках и с птичьими лапами вместо ступней тоже не похожи на купидончиков Венеры. Скорее это бог смерти Танат и бог сна Гипноз - вот их точно изображали с крыльями.
Так же, возможно еще большая ересь, которую на Востоке подхватили рыцари. Возможно, крылатая богиня это Инанна. В этом случае птичьи лапы у ее спутников оправданы. Инанну изображали так:
Что касается птицелапости, когда вместо ступней страусиные ноги, как у Инанны - конечно, можно и это приписать разбушевавшейся фантазии художников и ваятелей. Но, эдакая химеричность только на первый взгляд представляется нелепой выдумкой, мистификацией. Увы, таковые ноги иногда встречаются как у отдельных людей, так и у целых племен. Обладатели страусиных ног не считают это уродством, напротив - утверждают, что так легче передвигаться по саваннам. В основном это Африка, но часто синдром клешни встречаются и в Китае.
Лично мне представляется, что в небесах на картинке - это все же не Венера, а Ника с Танатом и Гипносом.
Источник: arhivarrus.com.
Комментарии 1
0
Ural
21.12.2011 15:20
[Материал]
...как позже в Москве и Владимире...
Палех первый открыл технологии миниатюрного письма на лаке. Иван Иванович Голиков и другие Палешане вслед за ним после революции, когда отобрали церковное письмо и переключились с иконописи (их основной хлеб) на лаковую миниатюру во главе с выдающимся, талантливым художником И.И. Голиковым. (бывшим иконописцем) Не даром заграница, та же Италия сманивали художников. |