Вход / Регистрация
03.11.2024, 01:51
Фукусимская АЭС не была готова к катаклизму.
28.12.11 Организация, эксплуатирующая пострадавшую от цунами Фукусимскую АЭС, и государственные чиновники были самым прискорбным образом не готовы к катастрофе.
К такому выводу пришло первое официальное расследование событий 11 марта, повлекших за собой крупнейшую аварию в атомной отрасли планеты за четверть века.
Независимая комиссия не скрывает, кто именно не смог предвидеть трудности, превышающие тот риск, на который рассчитывали проектировщики АЭС. Это компания-оператор Tokyo Electric Power (TEPCO) и Управление ядерной и промышленной безопасности.
500-страничный документ, основанный на беседах с 456 участниками событий, резко контрастирует с результатами внутреннего расследования, проведённого TEPCO. Он показал, что предприятие не имело возможности подготовиться к землетрясению магнитудой 9,0 и огромным волнам, которые привели к расплавлению ТВЭЛов и взрывам. Пришлось эвакуировать десятки тысяч рабочих и окрестных жителей; радиация проникла в воздух, воду и пищевую цепь.
Комиссия подчёркивает, что её цель не в распределении ответственности за катастрофу, а в изучении того, почему всё случилось именно так. Авторы доклада отмечают, что инструкции TEPCO по организации аварийных работ предусматривают только относительно небольшие инциденты местного масштаба — например, механические неисправности и человеческие ошибки. Такие риски, как землетрясения и цунами, не принимаются во внимание. Надзорные органы со своей стороны не позаботились о том, чтобы побудить компанию к разработке более обстоятельных мер безопасности. Составители отчёта указывают на то, что такие вещи нельзя оставлять на усмотрение эксплуатирующей организации.
Меры безопасности, принятые компанией и правительством, оказались несостоятельны. Например, сотрудники АЭС были уверены в том, что система охлаждения предприятия после цунами оставалась в рабочем состоянии, тогда как в действительности катаклизм вывел её из строя. Из-за этого закачка воды в перегревающийся первый реактор была начата с опозданием, что, собственно, и вызвало расплавление и взрыв.
Отсутствие координации привело к тому, что небольшие группы сотрудников принимали решения на свой страх и риск, не дожидаясь указаний начальства и не отчитываясь перед ним. Это, в частности, привело к проволочкам с охлаждением третьего реактора.
Авторы доклада упоминают также упорное нежелание властей признавать высокую степень риска для здоровья. Правительство решило воздержаться от моделирования того, как распространяются радиоактивные материалы. Из-за отсутствия заслуживающей доверия информации местные власти не смогли организовать эвакуацию должным образом. Причина — в отсутствии механизма эффективной коммуникации между чиновниками и компанией, а также внутри бюрократического аппарата. Документ подчёркивает, что руководство антикризисного штаба функционировало на пятом этаже резиденции премьер-министра, тогда как рядовые работники трудились в подвале.
Окончательная редакция отчёта увидит свет летом 2012 года.
www
К такому выводу пришло первое официальное расследование событий 11 марта, повлекших за собой крупнейшую аварию в атомной отрасли планеты за четверть века.
Независимая комиссия не скрывает, кто именно не смог предвидеть трудности, превышающие тот риск, на который рассчитывали проектировщики АЭС. Это компания-оператор Tokyo Electric Power (TEPCO) и Управление ядерной и промышленной безопасности.
500-страничный документ, основанный на беседах с 456 участниками событий, резко контрастирует с результатами внутреннего расследования, проведённого TEPCO. Он показал, что предприятие не имело возможности подготовиться к землетрясению магнитудой 9,0 и огромным волнам, которые привели к расплавлению ТВЭЛов и взрывам. Пришлось эвакуировать десятки тысяч рабочих и окрестных жителей; радиация проникла в воздух, воду и пищевую цепь.
Комиссия подчёркивает, что её цель не в распределении ответственности за катастрофу, а в изучении того, почему всё случилось именно так. Авторы доклада отмечают, что инструкции TEPCO по организации аварийных работ предусматривают только относительно небольшие инциденты местного масштаба — например, механические неисправности и человеческие ошибки. Такие риски, как землетрясения и цунами, не принимаются во внимание. Надзорные органы со своей стороны не позаботились о том, чтобы побудить компанию к разработке более обстоятельных мер безопасности. Составители отчёта указывают на то, что такие вещи нельзя оставлять на усмотрение эксплуатирующей организации.
Меры безопасности, принятые компанией и правительством, оказались несостоятельны. Например, сотрудники АЭС были уверены в том, что система охлаждения предприятия после цунами оставалась в рабочем состоянии, тогда как в действительности катаклизм вывел её из строя. Из-за этого закачка воды в перегревающийся первый реактор была начата с опозданием, что, собственно, и вызвало расплавление и взрыв.
Отсутствие координации привело к тому, что небольшие группы сотрудников принимали решения на свой страх и риск, не дожидаясь указаний начальства и не отчитываясь перед ним. Это, в частности, привело к проволочкам с охлаждением третьего реактора.
Авторы доклада упоминают также упорное нежелание властей признавать высокую степень риска для здоровья. Правительство решило воздержаться от моделирования того, как распространяются радиоактивные материалы. Из-за отсутствия заслуживающей доверия информации местные власти не смогли организовать эвакуацию должным образом. Причина — в отсутствии механизма эффективной коммуникации между чиновниками и компанией, а также внутри бюрократического аппарата. Документ подчёркивает, что руководство антикризисного штаба функционировало на пятом этаже резиденции премьер-министра, тогда как рядовые работники трудились в подвале.
Окончательная редакция отчёта увидит свет летом 2012 года.
www