Результаты исследований птичьего гриппа будут опубликованы в полном объёме
К такому решению пришли эксперты на специальной конференции Всемирной организации здравоохранения в Женеве. По их мнению, преимущества для здоровья перевешивают риск биотерроризма. В то же время учёные признают, что публикацию необходимо отложить, дабы компетентные люди успокоили обывателя.
Напомним, что Национальный научный консультативный совет по биобезопасности США попросил вирусологов не публиковать результаты исследований в деталях. Чиновники опасаются, что этой информацией заинтересуются биотеррористы или нерадивые коллеги, которые попытаются воспроизвести исследование, и натворят дел или выпустят вирус на свободу.
Предложение вызвало большой общественный резонанс. Сами же исследователи всегда хотели опубликовать всё результаты. В том, что конференция их поддержала, нет ничего удивительного, ведь среди 22 участников не было ни одного специалиста по биотерроризму — только вирусологи и эксперты в области здравоохранения, в том числе из Вьетнама и Индонезии, где от H5N1 умирают люди.
Напомним: птичий грипп свирепствует в полудюжине стран Азии и в Египте. Людей вирус заражает редко и от человека человеку не передаётся, но смертность чрезвычайно высока, поэтому специалисты обеспокоены тем, что может случиться мутация, которая приведёт к страшной пандемии. Действительно, в прошлом году сразу в двух лабораториях были выведены такие штаммы, которые передаются от хорька хорьку (эти животные считаются лучшими дублёрами людей).
Самое неприятное заключается в том, что в роттердамской лаборатории (Нидерланды) понадобилось всего пять мутаций — и H5N1 стал таким же заразным, как вирус гриппа, сохранив при этом свою смертоносность.
Соответствующие статьи поступили в журналы Nature и Science. Власти США забили тревогу и попросили при публикации сохранить в тайне методы, использованные учёными. С одной стороны, вопрос и впрямь щекотливый. С другой — цензура неприемлема, ибо научный мир имеет право знать, каких именно мутаций не хватает вирусу, чтобы заняться людьми. Эта информация позволит подготовиться к возможному появлению дикого штамма, способного передаваться от человека человеку.
По здравом размышлении редакции журналов решили отложить публикацию, пока не будет выработан механизм передачи этой информации из рук в руки. Именно этим и занимались в Женеве, но так ни к чему и не пришли. Кто будет решать, какому учёному можно знать все подробности, а какой не слишком благонадёжен? Кто будет следить за тем, чтобы специалист, получивший все данные, хранил их в тайне?
Есть здесь и политический аспект. С одной стороны, исследования спонсировали США, а журналы издаются в Великобритании и США, с другой — образцами вируса делились учёные из стран Юго-Восточной Азии. Почему последние опять должны зависеть от благосклонности первых?
Поэтому и было решено сделать результаты исследований открытыми. В конечном счёте, отмечают эксперты, воспроизвести их чересчур сложно, чтобы опасаться каких-то полумифических биотеррористов. Пока те будут ковыряться, учёные развитых стран успеют разработать вакцину. Причём открытый доступ ко всем данным — залог эффективного сотрудничества между различными лабораториями.
Другое дело — случайное попадание пандемического штамма в окружающую среду. Это вопрос посерьёзнее, и, пока он обсуждается, вирусологи договорились приостановить соответствующие исследования до конца марта. Скорее всего, дело кончится тем, что ВОЗ определит список требований к лабораториям, на основании которого будут отобраны те, кому разрешат работать с опасным штаммом.
Подготовлено по материалам NewScientist.