Вход / Регистрация
24.11.2024, 05:22
Ученые: Депрессия помогает иммунной системе
Депрессия могла возникнуть как подспорье иммунной системе. Во время болезни она меняет наше поведение так, чтобы иммунитету было легче справиться с инфекцией.
По статистике, примерно каждый десятый взрослый житель Соединенных Штатов страдает от депрессии. В ней, безусловно, мало приятного, но столь широкое ее распространение заставляет ученых все чаще задумываться о том, что у депрессии могут быть свои плюсы. Иначе она не была бы так прочно "вшита" в наш мозг.
В статье, опубликованной в журнале Molecular Psychiatry, ее авторы, два американских психиатра, высказывают предположение о том, что в эволюции депрессия и иммунный ответ на инфекцию шли рука об руку.
Про связь между депрессией и воспалительной иммунной реакцией исследователи говорят несколько десятилетий. Известно, например, что страдающие от депрессии обладают более "раздражительным" иммунитетом, у них может появиться очаг воспаления даже при отсутствии инфекции. С другой стороны, высокий уровень молекулярных маркеров воспаления не обязательно есть следствие депрессии. В своей статье Эндрю Миллер из Университета Эмори и Чарльз Рейзон из Аризонского университета пишут, что мутации, обусловливающие склонность к депрессии, часто влияют не только на психоневрологическое состояние, но и на иммунитет. Авторы предлагают довольно смелый вывод, что депрессия могла возникнуть как побочный продукт эволюционной отладки иммунной системы, но при этом она оказалась неожиданно полезной в борьбе иммунитета с инфекциями.
Депрессия меняет наше поведение: мы избегаем общества, теряем аппетит, впадаем в апатию, чувствуем постоянную усталость. И это оказывается весьма кстати во время болезни: во-первых, так все ресурсы расходуются только на иммунный ответ, а не на постороннюю активность, а во-вторых, мы меньше рассеиваем заразу вокруг себя и меньше получаем новых порций патогена. В те времена, когда еще не было эффективных лекарств, депрессия вполне могла спасти человека от смерти в случае инфекционного заболевания — благодаря коррекции поведения больного. Эта теория хорошо объясняет и то, почему стресс является одной из главных причин депрессии. Стресс сопровождает конфликтную ситуацию, которая у человеческих предков легко могла перерасти в драку. Драка — это неизбежные раны, а раны — это инфекция. Так что, получается, стресс заранее готовит организм к тому, что ему придется в ближайшее время потрафить своему иммунитету и сильно урезать активность.
И даже нарушения сна, которые наблюдаются как при депрессии, так и при интенсивном воспалительном ответе, тоже хорошо укладываются в рассматриваемую теорию: во время болезни хищник легко может настигнуть больного, поэтому важно обнаружить его первым. А для того чтобы его своевременно обнаружить, нужно больше бодрствовать.
Гипотеза эта, разумеется, требует проверки, но если она подтвердится, то, возможно, депрессию и аутоиммунные заболевания можно будет лечить одними и теми же препаратами.
www
По статистике, примерно каждый десятый взрослый житель Соединенных Штатов страдает от депрессии. В ней, безусловно, мало приятного, но столь широкое ее распространение заставляет ученых все чаще задумываться о том, что у депрессии могут быть свои плюсы. Иначе она не была бы так прочно "вшита" в наш мозг.
В статье, опубликованной в журнале Molecular Psychiatry, ее авторы, два американских психиатра, высказывают предположение о том, что в эволюции депрессия и иммунный ответ на инфекцию шли рука об руку.
Про связь между депрессией и воспалительной иммунной реакцией исследователи говорят несколько десятилетий. Известно, например, что страдающие от депрессии обладают более "раздражительным" иммунитетом, у них может появиться очаг воспаления даже при отсутствии инфекции. С другой стороны, высокий уровень молекулярных маркеров воспаления не обязательно есть следствие депрессии. В своей статье Эндрю Миллер из Университета Эмори и Чарльз Рейзон из Аризонского университета пишут, что мутации, обусловливающие склонность к депрессии, часто влияют не только на психоневрологическое состояние, но и на иммунитет. Авторы предлагают довольно смелый вывод, что депрессия могла возникнуть как побочный продукт эволюционной отладки иммунной системы, но при этом она оказалась неожиданно полезной в борьбе иммунитета с инфекциями.
Депрессия меняет наше поведение: мы избегаем общества, теряем аппетит, впадаем в апатию, чувствуем постоянную усталость. И это оказывается весьма кстати во время болезни: во-первых, так все ресурсы расходуются только на иммунный ответ, а не на постороннюю активность, а во-вторых, мы меньше рассеиваем заразу вокруг себя и меньше получаем новых порций патогена. В те времена, когда еще не было эффективных лекарств, депрессия вполне могла спасти человека от смерти в случае инфекционного заболевания — благодаря коррекции поведения больного. Эта теория хорошо объясняет и то, почему стресс является одной из главных причин депрессии. Стресс сопровождает конфликтную ситуацию, которая у человеческих предков легко могла перерасти в драку. Драка — это неизбежные раны, а раны — это инфекция. Так что, получается, стресс заранее готовит организм к тому, что ему придется в ближайшее время потрафить своему иммунитету и сильно урезать активность.
И даже нарушения сна, которые наблюдаются как при депрессии, так и при интенсивном воспалительном ответе, тоже хорошо укладываются в рассматриваемую теорию: во время болезни хищник легко может настигнуть больного, поэтому важно обнаружить его первым. А для того чтобы его своевременно обнаружить, нужно больше бодрствовать.
Гипотеза эта, разумеется, требует проверки, но если она подтвердится, то, возможно, депрессию и аутоиммунные заболевания можно будет лечить одними и теми же препаратами.
www
 
Комментарии 4
0
Sibirjak72
05.03.2012 18:44
[Материал]
Спасибо, jason, статья в полной мере отражает понятие депрессии. Ознакомился также и с Международной классификацией болезней Десятого пересмотра. Конечно, внутренних и внешних факторов, приводящих к депрессии множество - с наукой не поспоришь, но я опять-таки "хочу пойти своим путём": во-первых, понятие "снижение настроения" не всегда уместно, т. к. бывают люди эмоционально очень уравновешаные и впечатления, полученные ими "перевариваются внутри", что снаружи совсем незаметно. И на вопрос "как настроение ?" он чаще всего буркнет: "Нормально!" Кто-то говорит:"У меня хорошее настроение, а у меня плохое настроение", т. е. идёт поиск "эмоциональной подпитки" - некая "эмоциональная наркомания" и человек совсем не замечает, что "подпал только на эмоции", не хватает эмоций - всё депрессия.
Настроение, конечно, есть у всех, но у кого-то оно более-менее стабильное, а у кого-то за минуту может изменится раз десять... То-есть получается, что неконтролируемые "выбрасываемые" эмоции определяют настроение? Но тогда человеком можно манипулировать как марионеткой, ибо он плохо контролирует свои эмоции. Я не имею ввиду, что человек должен быть роботом, но уметь различать где провакация, а где настоящая ситуация. Тут большую роль играют ценности: ориентированные только на внешнее, ориентированные только на внутреннее, либо же гармонично ориентированные как на внутреннее, так и на внешнее. Во-вторых, я считаю, что у человека может быть что-то сродни предохранителя или сигнализации: пошёл негатив, неудачи, кризисы переходного возраста, семейные трагедии и т. д. - срабатывает эта "внутренняя сигнализация" - "не унывай, не отчайвайся, сядь, успокойся, подумай - действуй". Происходит "мобилизация внутреннего потенциала" - человек выходит на новый уровень самореализации. Если это человек духовный с развитой интуицией, то наверное он легче перенесёт трудности. Проведу грубую анологию: у тренированного человека мышцы и сердце переносят большие нагрузки и фунционируют лучше, нежели у нетринерованного. Так же и с психикой: развитая - сигнализирует человека, настраивается на нужный режим, неразвитая - "подгорает". Конечно любой человек сталкивается со всеми "прелестями жизни" в той или иной мере, но ведь стресс заставляет каждого действовать и думать, а в экстремальных ситуациях эти способности у некоторых значительно повышается. В-третьих, согласно английскому историку А. Тойнби, причиной, вызывающей развитие цивилизаций, является Вызов, который посылает обществу Среда. Основные виды Вызова: Суровые природные условия, Новые земли, Удары, Давления, Ущемления. На Вызов должен быть дан достойный Ответ. Вызов может быть сильным, слабым, или чрезмерным. Слабый Вызов - нет развития, Чрезмерный - угроза гибели. Развитие ускоряется при среднем и достаточно сильном Вызове. В-четвёртых, Великие Личности терпели все испытания, преодолевали их и вошли в Мировую Историю как значимые фигуры. Значит есть и какой-то способ предупредить и не допустить депрессии? И вопреки всей официальной медицины человек вместо того, чтобы впадать в депрессию - встаёт и идёт! Главное - найти клюк к своему подсознанию и сверхсознанию, и тогда заработает организм как новенький. Вот только в школе этому не учат... Таким образом, я не отрицаю, что есть состояние депрессии, но ведь есть и состояние алкогольного опъянения, в котором может оказаться только пьющий, а трезвый в таком состоянии не будет, а если и будет, то быстро протрезвеет, а алкоголику нужна профессиональная помощь. Так и здесь: унылый - тот же алкоголик, предрасположенный к тяжёлым запоям(депрессии), бодрый - трезвенник, а если и пъянеет, то до серъёзного отравления (депрессии) не доводит - вовремя делает правильный выбор. Может быть и это бытовой уровень понимания депрессии, но я думаю, здесь есть рациональное зерно, только если научно попытаться обосновать такой подход. Надо же пофантазировать! |
0
jason
05.03.2012 18:58
[Материал]
Sibirjak, отнюдь не спорю. Разумеется, внутренняя работа, самоанализ крайне важен в терапии, но проблема в том, что в тяжелых случаях система мотиваций личности настолько изменена, энергетический уровень настолько снижается, что как раз на борьбу с "настроением" сил уже не остается. "Что воля, что неволя-- все равно". А так, да , Вы правы.
|
0
Sibirjak72
04.03.2012 19:28
[Материал]
Если человек болеет, как ему депрессия поможет? Я не согласен с этой гипотезой, и считаю, что даже само понятие депрессии - какое-то искусственное состояние, которое человек сам себе накручивает.
Да к тому же как можно точно кого-то диагностировать, если это вообще "искуственное заболевание" из которого человек может сам выбраться. Конечно, если у человека всё только на эмоциях, без глубоких чувств, то он и выгорает - чувствует себя опустошённым, а так как раньше никогда не занимался самоанализом, то конечно, складывает руки - у меня депрессия, всё я самый несчачтный. Будет качественная работа над собой - все забудут депрессию, и будут знать про неё только из медицинской энциклопедии! |
0
jason
05.03.2012 01:08
[Материал]
Sibirjak72, Вы исходите из бытового понимания депрессии. Посмотрите хотя бы определение МКБ10. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E5%EF%F0%E5%F1%F1%E8%FF
"Накручивание" здесь не играет большой роли, иначе из этого крайне неприятного состояния люди выходили бы значительно чаще и быстрее. |