Природа справится, дайте шанс
Два пруда в 1995 (слева) и 2009 году (фото авторов работы).
В Университете штата Огайо (США) провели любопытный эксперимент: в 1994 году там организовали два болота и оставили их в покое.
И вот исследователь в области окружающей среды и природных
ресурсов, профессор Билл Митч и его коллеги посмотрели, что из этого
вышло.
В одном болоте было посажено 13 самых обыкновенных растений, а второе учёные предоставили матушке-природе. В резервуары постоянно закачивалась вода из близлежащей реки — всё как в «обычной жизни». Так вот, сегодня в обоих болотах примерно одинаковое количество видов, и их почти на 100 больше, чем было первоначально.
Зимой 2000–2001 годов заболоченные территории подверглись нашествию мускусных крыс, которые съели практически весь рогоз. Но его место вскоре занял камыш, и топи полностью восстановились.
Оба болота окружили деревья. В дальнейшем это, скорее всего, будет заболоченный лес.
Всё это говорит о том, что изначальные условия не важны: главное — позволить заболоченным территориям развиваться естественным путём.
Другая цель эксперимента заключалась в изучении способности болот запасать углекислый газ. Так вот, незасаженный пруд связывал углерод со скоростью 266 г/м² в год, а его компаньон — 219 г/м². Это намного больше, чем показатель водно-болотного угодья Олд-Вуман-Крик близ озера Эри, которое, с его 125–160 г/м², традиционно считается образцом для сравнения в подобных исследованиях.
Зато существенно различались темпы эмиссии метана. Незасаженное болото испускало примерно вдвое больше этого парникового газа — 32 г/м². Специалисты объясняют это тем, что пруд более активно наращивал биомассу.
Считается, что пресноводные водно-болотные угодья освобождают больше метана, чем поглощают углекислого газа, посему это не самый эффективный способ борьбы с парниковым эффектом. Г-н Митч же утверждает, что его исследование говорит об обратном.
Ещё одна сторона эксперимента — проблема загрязнения воды и почв. Поначалу пруды прекрасно справлялись с удерживанием фосфора: в их закромах оставалось 60% этого элемента. Затем показатель снизился до 5%. Что касается борьбы с нитратами, то тут ситуация чуть лучше: произошло снижение с 40 до 25%.
Результаты исследования опубликованы в журнале BioScience.
Подготовлено по материалам EurekAlert!.