/ Новости сайта / Природные катаклизмы / Малый ледниковый период в Средние века распространялся до Антарктики
22.03.2012

Малый ледниковый период в Средние века распространялся до Антарктики

Ученые изучили "летопись" климатических событий прошлого по составу минерала икаита из северной Европы и Антарктики и установили, что похолодание в Северном полушарии, известное как Малый ледниковый период, проявлялось и в Антарктике.

Задачей исследователей было проверить, распространялись ли на Антарктику краткосрочные периоды потепления и похолодания, известные в Европе и Северной Америке как Малый ледниковый период (300-500 лет назад) и Средневековое потепление или Малый климатический оптимум (от 500 до тысячи лет назад). Для этого ученые проанализировали изотопный состав минерала икаита - карбоната кальция, при низких температурах образующего кристаллическое соединение с молекулами воды. Его обычно обнаруживают на побережьях Антарктиды и Гренландии, он выглядит, по словам ученых, как "очень льдистый известняк".

Минерал извлекли из скважины глубиной до 2 тысяч метров, которую специально пробурили близ побережья Антарктического полуострова.

В кристаллы икаита, поясняется в статье, в момент их формирования включается океаническая вода из придонных слоев. В периоды похолодания, когда площадь ледников увеличивается, придонная вода в океане аккумулирует тяжелые изотопы кислорода-18. Когда ледники тают, от них поступает вода с высоким содержанием "легкого" кислорода-16 и смешивается с придонными водами. Ученые проанализировали соотношение этих изотопов и сопоставили результаты с аналогичными данными, характеризующими климат Северной Европы за последние 2 тысячи лет. Выяснилось, что колебания доли кислорода-18 в этих образцах свидетельствует о совпадении периодов потепления и похолодания в обоих регионах.

"Мы доказали, что климатические события Северной Европы влияли на климат в Антарктике... Помимо этого, мы опробовали икаит как новый маркер для восстановления климатического прошлого планеты, и он оказался эффективным", - сказал руководитель исследования, сотрудник университета Сиракуз (Италия) Зунли Лу (Zunli Lu).

Результаты исследования доступны на сайте журнала Earth and Planetary Science Letters и будут опубликованы в печатной версии издания 1 апреля.

Ранее ученые из немецкого Института Альфреда Вегенера по радиоуглеродной датировке донных отложений установили, что антарктический и арктический ледники, по всей видимости, практически синхронно реагируют на глобальные долгосрочные климатические события. Согласно результатам их исследования, ледники Арктики и Антарктиды в прошлый "большой" ледниковый период (22-19 тысяч лет назад) примерно в одно время достигли максимального размера, а также одновременно начали таять.

Makss 22.03.2012 16:56 [Материал]
Следы Ледниковых периодов находят практически на всех
территориях планеты Земля! Так что такое Ледниковый период?
Это происходит при перемещении тектонических плит каждые 11 тыс.лет. Та или иная местность Земли(например Атлантида/Антарктида)
оказывается в зоне северного или южного полюса Земли, где и покрывается километровыми льдами на все 11 тысяч лет.
Следовательно? Любая территория Земли побывала в ледниковом
периоде ... тысячи раз! то на северном, то на южном полюсе!