Летящий к Марсу российский прибор ДАН передал первую информацию
Российские ученые провели тестирование своего оборудования, установленного на Марсианской научной лаборатории, которую отправили к Красной планете четыре месяца назад. Детектор альбедных нейтронов, или сокращенно ДАН, исправен. Ни старт, ни космический путь в миллионы километров ему не повредили.
«Аппарат прошел половину пути до Марса, около 60 миллионов километров, и на этой отсечке было принято решение, оно заранее закладывалось, что нужно включать приборы, чтобы понять, все ли приборы живы», — рассказывает ведущий разработчик аппаратуры ДАН Максим Мокроусов.
Станция Curiosity, по-русски «Любопытство», прилетит на Красную планету в августе и совершит посадку в кратер Гейла возле экватора. Диаметр кратера 150 километров. По мнению ученых, он образовался после падения метеорита 3 миллиарда лет назад. Это один из самых глубоких кратеров на Марсе. И возможно, когда-то он был заполнен водой. Именно прибор ДАН должен подтвердить или опровергнуть эту гипотезу.
«В научном сообществе долго обсуждали, куда садиться, выбран кратер Гейла. Там и вода может быть, и минералы, и состав грунта интересен», — рассказывает Максим Мокроусов.
Прибор ДАН состоит из двух блоков. Один – генератор нейтронов. Второй – бортовой миникомпьютер. Пока марсоход «Любопытный» будет колесить по кратеру, ДАН пучками нейтронов будет расстреливать на метровую глубину марсианскую поверхность.
«Нейтроны не то, что ударяются, они проникают на глубину до метра, там гуляют, гуляют, а потом выходят на поверхность, мы их потом мерим конкретно этим блоком. Чем больше воды в грунте, тем меньше нейтронов на выходе», — поясняет Мокроусов.
В проекте по исследованию Красной планеты участвует пять стран. Российских ученых из Института космических исследований пригласили американские коллеги. После совместного эксперимента на Луне три года назад. Тогда российский прибор «Лэнд», установленный на американском спутнике, искал лед. Исследования показали, что Луна вовсе не каменная глыба, там большие залежи льда, в так называемых «холодных ловушках».
«По нашим данным, лед должен быть в так называемых темных ловушках, куда не проникает солнечный свет», — говорит заведующий лабораторией космической гамма-спектроскопии ИКИ Игорь Митрофанов. Сейчас специалисты определяют, в каких районах Луны и Марса больше воды, которая очень важна для будущих инопланетных баз.