Ложь о мусорном пятне в Тихом океане
Возможно, вы
слышали о «тихоокеанском мусорном пятне», называемом также «мусорный
омут». Это район в северной части Тихого океана, где северное струйное
течение и южные пассаты, направленные противоположно друг другу,
образуют обширную водяную зону с круговым вращением, которая называется
Северным тихоокеанским водоворотом.
В её центре находятся тонны пластикового мусора. Может быть, вы даже видели фотографию мусорного пятна, вид сверху? Это неправда.
Эта картинка, везде подписываемая как снимок тихоокеанского мусорного пятна, на самом деле является снимком Манильской гавани. И это лишь одно из распространённых заблуждений о том, что происходит с пластиком в океане. Мы беседовали с морским биологом Института океанографии Скриппса – Мириам Гольдштейн, которая недавно закончила исследование, посвящённое изменению экосистемы в Северном тихоокеанском водовороте, о мифах и реальности «тихоокеанского мусорного пятна».
«Эта картина парня в лодке преследует меня на протяжении всей моей карьеры!» – рассмеялась Гольдштейн, когда я показал фотографию. «Я думаю, это такой «испорченный телефон», запущенный через СМИ. Кому-то понадобилось нечто драматическое, чтобы проиллюстрировать эту историю – и потом в дебрях интернета к этой картинке прилепилась ошибочная подпись». Гольдштейн принимала участие в нескольких исследовательских путешествиях к мусорному пятну, за 1000 миль от берегов Калифорнии, и даже плавала в самом пятне. «Мы никогда не видели ничего похожего на эту картинку», – утверждает она. «Я никогда не видела этого лично, и мы никогда не видели этого со спутника».
МИФ: в Тихом океане есть огромный плавучий остров из твёрдых отходов.
ФАКТ: на поверхности Тихого океана площадью около 5000 квадратных километров плавают миллионы мелких и микроскопических кусочков пластика, примерно 0,4 шт. на квадратный метр. Это количество значительно увеличилось за последние 40 лет.
На самом деле, говорит Гольдштейн, большая часть частиц мусора в Тихом океане имеет размер ногтя на мизинце. Хотя она и члены её команды находили и крупный мусор из пластика, например, буи и шины, большая часть мусора имеет микроскопический размер. Тревожным является не размер, а количество пластика. Чтобы составить представление, сколько его на самом деле, группа исследователей проводила траление поверхности океана в случайных местах в зоне водоворота размером 1700 квадратных миль. Раз в день они тянули за судном специальную очень тонкую сеть. В одном из таких выборочных плаваний были найдены частицы пластика в 117 из 119 случайных областей. В другом они нашли пластик во всех 28 областях данной выборки.
Начиная с 1970-х для измерения количества пластика в океане учёные использовали те же методы отбора проб и траловые сети такого же типа, изобретённые океанографом Ланной Ченг. Таким образом, Гольдштейн и её коллеги могут сделать историческое сравнение и измерить увеличение плотности пластика в океане. В их недавно вышедшей статье говорится: «В период между 1972-1987 и 1999-2010 годами количество мелких отходов из пластика возросло на два порядка величины, как по числу, так и по массе».
МИФ: весь этот пластик убивает животных.
ФАКТ: одним животным это приносит вред, а другие процветают. Как раз это и создаёт проблему.
Никто из изучающих океанические экосистемы не станет спорить, что пластик вреден. Но в многочисленных документальных материалах и статьях, посвящённые мусорному пятну, выражено мнение, что мусор убивает животных. Птицы и рыбы принимают пластик за пищу, едят его, а затем медленно умирают от голода. Гольдштейн отмечает, что существуют явные свидетельства, что и птицы и рыбы едят пластик, но очень сложно сделать вывод о том, что они гибнут от этого. Как правило, учёные могут проводить исследования желудка уже погибших животных. «Исследования альбатросов показывают, что загрязнённость воды отходами коррелирует с плохим питанием – надо видеть этих мертвых птенцов с желудками, буквально набитыми пластиком», – объясняет Гольдштейн. «Другой вопрос, что мы не знаем, есть ли птицы, которые едят пластик и выживают. «Мы не собираемся убивать маленьких альбатросов для изучения содержимого их желудка», – добавляет она.
Намного сложнее дело обстоит с рыбами, поскольку она и многие другие исследователи находили много живой рыбы с пластиком в желудке. Неясно, приводит ли это к недостаточному питанию рыбы, или поедание пластика не вредит им, так как он просто выводится с экскрементами. Пищеварительная система у рыб и птиц устроена по-разному, поэтому то, что вредит альбатросам, может не оказывать большого влияния на рыб.
И наконец, есть класс живых существ, которые действительно процветают от наплыва пластика. Это насекомые-водомерки, мелкие крабы,
усоногие раки и беспозвоночные, называемые мшанками, которые живут на твердых поверхностях в воде. Некоторые из них, например усоногие раки и мшанки, могут причинять большой вред корпусам судов наносят ущерб другим экосистемам, в которые они вторгаются. Обычно жизнь этих созданий скудна, они мыкаются в глубинах океана, где твёрдых поверхностей не так уж много – занесённый неведомыми ветрами ствол дерева, редкие раковины, перья или куски пемзы. Но теперь, когда вокруг полно плавающего пластика, для этих когда-то редких видов наступил праздник жизни.
В своей недавней статье Гольдштейн и её коллеги представили убедительные доказательства того, что водомерки откладывают яйца на кусочках пластика в гораздо больших количествах, чем когда-либо раньше. Приведёт ли это к избытку водомерок? Не обязательно. Их яйца крупные, жёлтой окраски, то есть заметны в мире чистой голубой воды. Возможно, эти яйца станут лёгкой добычей для рыбы и крабов, которым они служат пищей. Независимо от судьбы яиц, в экосистеме нарушается баланс, когда неожиданно большое количество водомерок или крабов конкурирует за пищу с другими обитателями водной среды.
МИФ: пластиковая масса убивает океан.
ФАКТ: пластик разбалансирует экосистему.
Морской биолог Эрик Зеттлер ввёл термин «пластисфера» для описания существ (например, водомерок), которые процветают в водной среде с твёрдыми поверхностями. Они подобны существам, прилепляющимся к причалам или корпусам судов. В прежние времена, до того, как изготовленные человеком твёрдые поверхности распространились повсюду, они жили на камнях и плавающих обломках. Проблема пластисферы – радикальное изменение экосистемы, в которой ранее преобладали обитатели открытого океана.
«Вызывает беспокойство тот факт, что на твердых поверхностях могут перемещаться виды, вызывающие изменение среды, говорит Гольдштейн. «Среди животных есть дальние путешественники, и они могут вызывать разрушения. С появлением больших кусков пластика эти виды расширяют ареал распространения, и могут попасть, например, на острова северо-западной части Тихого океана, где находятся лучшие в мире коралловые рифы». Иными словами, не пластисфера разрушает экосистему океана, а существа, которые перемещаются на пластике. На наших глазах происходит постепенное разбалансирование экосистемы.
На данный момент открытый океан всё ещё заселён в основном светящимися анчоусами. «На каждый кубометр океана приходится один светящийся анчоус», – говорит Гольдштейн, добавляя, что эта рыба, вероятно, встречается чаще, чем куски пластика из улова её команды. Но если так и будет продолжаться, пластика станет больше, чем рыбы. Пластик приносит с собой всё больше конкурирующих видов, больше водомерок, и больше существ, питающихся яйцами водомерок. Опасность в том, что это может навсегда изменить открытый океан – и разрушить ту естественную живую среду, которая поддерживала здоровье океана на протяжении тысяч лет.