/ Новости сайта / Наука и Технологии / Кислородная катастрофа могла быть обусловлена изменением состава магмы
25.05.2012

Кислородная катастрофа могла быть обусловлена изменением состава магмы

Как ни странно, фотосинтезирующие организмы, насыщавшие атмосферу кислородом, возникли задолго до кислородной катастрофы, случившейся 2,4 млрд лет назад. По каким-то причинам на протяжении сотен миллионов лет бактериям никак не удавалось насытить атмосферу кислородом, а потом — словно прорвало.

Бренин Келлер и Блэр Шён из Принстонского университета (США) проанализировали 70 тыс. образцов породы из разных уголков мира и пришли к выводу, что примерно в то же время — 2,5 млрд лет назад, в самом конце архея — произошли резкие изменения химического состава магмы, извергаемой вулканами. По мнению учёных, это не простое совпадение.

Из-за того что магма стала формироваться намного глубже, в ней, полагают исследователи, изменился баланс железа: вместо двухвалентного стало преобладать трёхвалентное, по-иному реагирующее с кислородом. Вулканы, где клокотала магма с двухвалентным железом, извергали газы, которые впитывали атмосферный кислород. Напротив, газы, образованные магмой с трёхвалентным железом, поглощали меньше кислорода, и поэтому фотосинтезирующие организмы смогли наполнить атмосферу кислородом.

Кислород хорошо реагирует с метаном — парниковым газом, нагревавшим планету в течение предшествующего периода. Вскоре после Великого окисления произошло резкое падения уровня атмосферного метана, и Земля погрузилась в свой первый крупный ледниковый период.

Но впоследствии насыщение атмосферы кислородом привело к формированию защитного озонового слоя, а потом и к расцвету царства животных.

Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.

Подготовлено по материалам National Geographic.

бякин 27.05.2012 00:59 [Материал]
А изменение магмы было обусловлено кислородной голоданием и общей недостаточностью черт знает чего. smile
Кислород еще хорошо реагируют с теми учеными, которые дышат им и дает этим идиотам время на всякие глупости, которые творят.