/ Новости сайта / Космос / Тритон станет похожим на Землю
29.05.2012

Тритон станет похожим на Землю

На крупнейшем спутнике Нептуна может быть жидкий океан. «Вояджер-2″ — единственный летательный аппарат, достигший Тритона еще в 1989 году, передал его многочисленные снимки. На них видно, насколько экзотична поверхность спутника Нептуна.

Полученные им снимки демонстрируют признаки криовулканизма — извержения подповерхностных жидкостей, которые быстро замерзают при контакте с внешним миром. Таким образом Тритон присоединился к короткому списку геологически активных миров Солнечной системы.

Да и сам Тритон уникален.

Это единственный большой спутник в Солнечной системе, который вращается вокруг своей планеты в направлении, обратном её вращению. В связи с этим, а также с тем, что его орбита необычно сильно наклонена относительно экватора Нептуна, предполагают, что некогда Тритон был самостоятельным космическим телом – планетой. И только потом был захвачен газовым гигантом. Он очень похож на Плутон и, вероятно, сформировался где-то на внутреннем краю пояса Койпера, пишет science.compulenta.ru.

И вот сегодня ученые сделали новое открытие, изучая снимки объекта. Оказалось, что под ледяной шкурой может скрываться жидкий океан. Сасвата Хир-Маюмдер из Университета Мэриленда и его ученик Джоди Гэмен разработали модель, которая учитывает воздействие на температуру луны радиоактивного распада основных минералов и орбитального взаимодействия.

Хотя тепло радиоактивного распада на несколько порядков больше, чем тепло приливного воздействия, ядро не смогло спасти внешний слой Тритона от замерзания. Тем не менее исследователи обнаружили, что даже небольшое количество тепла в результате орбитального перетягивания имело огромное значение, поскольку оно воздействует на основание ледового покрытия подповерхностного океана. Иными словами, на остывающий океан было наброшено тёплое одеяло. Пока орбита остаётся не идеально круговой, но варьируется в пределах хотя бы нескольких километров, океан должен сохраняться.

Этот океан содержит большую дозу аммиака, удерживающего воду от замерзания, даже если температура опускается ниже –90 °С. Таким образом, хотя это самый внешний океан Солнечной системы, там не так холодно, как в углеводородных озёрах Титана с их –180 °С.

Лед Титана – необычный. При температуре -235 градусов Цельсия замерзает азот, и видно, что лед – сине-зеленый. А в других местах он красноватый, видимо, из-за примесей железа. При такой низкой температуре сами свойства вещества не такие, как нам привычно. Вода замерзает настолько сильно, что становится близка к горной породе – образует высокие скалы, трещины и разломы.

Наличие азотной атмосферы позволило астрономам строить предположения о том, что в далеком будущем здесь создадутся условия, пригодные для жизни. Через 3 млрд лет, когда Солнце станет красным гигантом, оно сможет разогреть Тритон до земной температуры. Тогда на спутнике образуется атмосфера, еще более плотная, чем земная, растаявшая вода разольется в океаны.

На Тритоне может быть жидкий океан

Над Тритоном занимается заря. День будет таким же холодным, как и все предыдущие. Даже вулканы выбрасывают здесь жидкие газы вместо магмы. Но под поверхностью, температура которой держится на отметке –235 С, всё-таки есть нечто более гостеприимное — жидкий океан!

Только на первый взгляд этот спутник Нептуна кажется ещё одной ледяной луной. В действительности он намного интереснее.

Начнём с того, что Тритон — единственный большой спутник в Солнечной системе, который вращается вокруг своей планеты в направлении, обратном её вращению. Спутник не может образоваться на такой ретроградной орбите, и это означает, что Тритон родился в другом месте и только потом был захвачен газовым гигантом. Он очень похож на Плутон и, вероятно, сформировался где-то там — на внутреннем краю пояса Койпера.

«Вояджер-2» пролетел мимо Тритона в 1989 году.

Полученные им снимки демонстрируют признаки криовулканизма — извержения подповерхностных жидкостей, которые быстро замерзают при контакте с внешним миром. Таким образом, Тритон присоединился к короткому списку геологически активных миров Солнечной системы.

Поверхностный лёд тоже уникален: в основном он состоит из азота (рельеф напоминает кожуру канталупа), а полярная шапка — из замороженного метана.

И вот наконец новая модель подтвердила, что Тритон не напрасно назван в честь древнегреческого морского божества: под ледяной шкурой может скрываться жидкий океан.

Итак, мы знаем, что Тритон был захвачен Нептуном. Поначалу он должен был находиться на сильно вытянутой орбите и только потом перешёл на круговую под действием приливных сил планеты. В результате этого процесса неизбежно выделение энергии, нагревающей спутник. Повышение температуры, скорее всего, затронуло не только внешние слои, но и 1 900-километровое ядро.

О существовании океана на Тритоне говорили и другие модели, но они были довольно просты. Сасвата Хир-Маюмдер из Университета Мэриленда (США) и его ученик Джоди Гэмен разработали более подробную модель, которая учитывает воздействие на температуру луны радиоактивного распада основных минералов и орбитального взаимодействия.

Этот океан содержит большую дозу аммиака, удерживающего воду от замерзания, даже если температура опускается ниже –90 С. Таким образом, хотя это самый внешний океан Солнечной системы, там не так холодно, как в углеводородных озёрах Титана с их –180 С.

Результаты исследования опубликованы в журнале Icarus.

Подготовлено по материалам NewScientist.

бякин 30.05.2012 00:27 [Материал]