/ Новости сайта / Космос / Месяц падающих звезд и двух полнолуний. Что наблюдать начинающим на небе в августе 2012 года?
03.08.2012

Наступил август, и к концу его первой декады в средних широтах нашей страны заканчивается период белых ночей. Поэтому после двух месяцев светлых и коротких ночей август одаривает нас по-настоящему темным небом с множеством звезд разной яркости, а также белесой полосой Млечного Пути, ниспадающей поздним вечером к южной части горизонта.

И это потрясающее безмолвие звездного неба время от времени нарушают захватывающие своей неожиданностью, яркостью и кратковременностью вспышки «падающих звезд» – метеоров, представляющие собой сгорающие в верхних слоях земной атмосферы, влетающие в нее частички космической пыли. На август как раз приходится, пожалуй, самый известный «звездопад» – метеорный поток Персеиды, названный по названию созвездия Персея, из которого они как будто вылетают на земном небе. И в нынешнем году условия для наблюдений Персеид весьма благоприятные, ведь наблюдению метеоров не помешает яркая Луна, а это значит, что настойчивый и терпеливый наблюдатель в течение одного часа может наблюдать десятки метеоров! О Персеидах мы подробнее остановимся ниже, а пока закончим наше вступление, перейдя к обзору астрономических объектов и явлений, доступных начинающим в последнем летнем месяце.

Солнце. В начале августа Солнце перемещается по созвездию Рака и к 11 числу переходит во владения следующего зодиакального созвездия – Льва. В результате склонение дневного светила продолжает убывать с +17°50' в начале месяца до +8°23' в его конце и, следовательно, в течение месяца сокращается продолжительность светового дня, например, на широте Москвы – на 2 часа 8 минут.

В августе продолжается 24-й одиннадцатилетний цикл солнечной активности, который на протяжении прошедших трех месяцев не раз одаривал наблюдателей огромными по площади и сложными по структуре группами солнечных пятен, некоторые из которых даже были видны невооруженным глазом! Вполне вероятно, что август продолжит эту традицию и даст возможность любителям астрономии насладиться видом сложных и красивых групп солнечных пятен. Однако обращаем внимание наших читателей на то, что во избежание потери зрения смотреть на Солнце без применения специальных светофильтров ни в коем случае нельзя. Приобрести надежный светофильтр можно практически в любом Интернет-магазине, специализирующемся на товарах для любителей астрономии. Но самым безопасным методом наблюдений Солнца являются наблюдения его поверхности на экране, что подробно описано здесь.

Фазы Луны в августе 2012 года

Луна. Вечером 1 августа Луну в фазе полнолуния можно будет найти около 22 часов низко в юго-восточной части неба на фоне созвездия Козерога. В бинокль выше Луны в ее ярком свечении окажутся звезды β (ближе к яркому диску Луны) и α Козерога. Кстати, бинокль покажет еще одну деталь, которая не заметна невооруженному глазу: неровность западного (левого) края лунного диска, что указывает на то, что полнолуние еще не наступило. Оно наступит 2 августа в 3 часа 27 минут (здесь и далее для фаз Луны время Всемирное). В течение всей ночи полная Луна будет ярко сиять невысоко в южной, а затем – юго-западной части небосклона.

Поздним вечером 2 августа Луна взойдет уже в западной части созвездия Водолея, на фоне которого она будет видна и в ночь с 3 на 4 августа. А вот 4 августа наш естественный спутник взойдет на фоне созвездия Рыб. Стоит отметить, что склонение Луны с каждым днем будет нарастать, поэтому до наступления последней четверти 9 августа (в 18 часа 55 минут) она будет восходить до полуночи и может быть найдена низко на востоке после 23,5 часов по местному времени. Покинув пределы протяженного, но бедного на яркие звезды созвездия Рыб, 8 – 9 августа половинка Луны будет перемещаться по созвездию Овна, а в ночь с 10 на 11 августа убывающая Луна окажется ниже Плеяд – ярчайшего рассеянного звездного скопления в северо-западной части созвездия Тельца, хорошо видимого невооруженным глазом. Если вы будете наблюдать Луну в эту ночь после 2 ч ночи, то левее и ниже нее вы обнаружите яркое желтое светило. Это Юпитер, южнее которого всего в 1,5° убывающий серп Луны пройдет в ночь с 11 на 12 августа. Учитывая то, что в эту же ночь ожидается максимум метеорного потока Персеиды, то задержавшиеся за полночь наблюдатели получат огромное наслаждение от астрономических явлений этой чудесной августовской ночи. Забегая вперед, отметим, что если вам хватит терпения и вы продолжите свои наблюдения часов до 3 ночи, то вы сможете наблюдать еще более яркую планету – Венеру, которая появится на небосклоне низко в северо-восточной – восточной части неба. И здесь прекрасные возможности для любителей астрофотографии. Так, во второй половине ночи 13 августа серп Луны можно будет запечатлеть между этими двумя яркими планетами – Юпитером (окажется правее и выше) и Венерой (левее и ниже).

Но самое главное астрономическое событие, связанное с Луной и планетами, произойдет ночью 14 августа. На Европейской территории России (ЕТР) тонкий серп Луны на фоне созвездия Близнецов окажется всего в 2° восточнее (левее и ниже) яркой красавицы Венеры. Но в то время как на ЕТР Луна и Венера все еще будут находиться под горизонтом, а стрелки часов не минуют полуночи, на Дальнем Востоке нашей страны будет глубокая ночь и оба светила окажутся на небе. При этом Луна 14 августа около 4 ч по местному времени (в 17 ч еще 13 августа по Всемирному) окажется менее чем в 1° правее и выше Венеры и в течение одного часа покроет ее своим тонким серпом! Но еще более красивым будет появление яркой Венеры из-за неосвещенного края лунного диска, которое произойдет на рассвете, около 6 ч утра по местному времени. Вот точные данные этого явления для Хабаровска (время местное):

Покрытие – в 4 часа 51 минута 59 секунд, открытие – в 5 часов 58 минут 36 секунд.

Это красивейшее явление смогут наблюдать жители всего Дальнего Востока, а также значительной части Восточной Сибири. А жители Красноярска смогут наблюдать почти касательное покрытие, когда Луна на короткое время закроет Венеру северным краем своего диска. Правда, начало покрытия жители этого сибирского города наблюдать не смогут из-за того, что покрытие начнется в то время, когда Луна будет еще под горизонтом. Поэтому обратите внимание на восточную часть неба, в которой окажется Луна, в период между 2 часами 50 мин. и 3 часами 10 мин. В этот период и произойдет открытие (появление) Венеры из-за неосвещенной части лунного диска. Для наблюдений явления лучше применять бинокли или небольшие телескопы. Хотя для неискушенных наблюдателей будет достаточно и наблюдений невооруженным глазом, особенно момента открытия (появления) планеты из-за неосвещенного края лунного диска. Учитывая то, что планета представляет собой хоть и крохотный, но диск, появление Венеры будет начинаться со слабого свечения с неосвещенной части лунного диска, затем появится ярко-желтая «звездочка», которая с каждой секундой будет разгораться все ярче и ярче, пока не достигнет своей максимальной яркости. Не пропустите этого явления! Также подробнее о покрытиях звезд и планет Луной вы можете прочитать здесь.

Сутками позже, на рассвете 15 августа, тонкий серп Луны всего за два дня до наступления новолуния будет располагаться над горизонтом значительно ниже Венеры, а на рассвете 16 августа, когда Луна перейдет в созвездие Рака, найти ее тончайший серпик будет и вовсе задачей не из легких. Сделать это можно будет около 5,5 ч по местному времени. Для поисков Луны в это утро лучше применить бинокль, внимательно обозревая в него восточную часть неба на небольшой высоте над горизонтом. Найдя Луну, найдите и Меркурий, который окажется всего в 4° севернее (левее и чуть выше) Луны. Его блеск составит 0,1m и виден Меркурий как яркая оранжевая звезда. Но стоит подчеркнуть, что на фоне набирающей силу утренней зари найти эти светила на небе будет довольно сложно.

17 августа наступит новолуние в 15 часов 55 минут и в последующие дни Луна станет объектом вечернего неба. Учитывая то, что склонение нашего естественного спутника меньше, чем у Солнца, то даже в первые после новолуния дни Луна заходит за горизонт раньше Солнца, что делает ее невидимой на вечернем небе. Лишь ближе к первой четверти, ранним вечером 22 августа, отыщите серп Луны низко над горизонтом в юго-западной части неба. Правее Луны окажется треугольник из ярких светил красноватого, желтоватого и голубого цветов. Красное светило – это Марс, желтоватое – Сатурн, а голубое – Спика, главная звезда созвездия Девы. Учитывая то, что небо будет еще довольно светлым, то для наблюдений всех этих светил, несмотря на их яркий блеск (около 1m), лучше всего применить бинокль. 23 августа Луну по-прежнему можно отыскать в юго-западной части неба низко над горизонтом во владении созвездия Весов. Отыщите в этот вечер правее и чуть выше Луны довольно яркую звезду 2,7m α Весов. Для этого лучше всего воспользоваться биноклем, который покажет, что эта звезда является оптической двойной звездой: главная голубая звезда на угловом расстоянии 5' имеет желтоватый спутник 5,3m. Несомненно, это одна из самых красивых звездных пар, видимых в бинокли.

В первую четверть, которая наступит 24 августа в 13 часов 54 минуты, Луна окажется в созвездии Скорпиона и может быть найдена ранним вечером низко-низко в юго-западной части небосклона. Если у вас достаточно открытый в этом направлении горизонт, то обратите внимание на яркую мерцающую красноватую звезду Антарес (α Скорпиона, +1,1m), которая в этот вечер окажется левее и ниже Луны. В последующие вечера Луна сохранит свое низкое положение на небе, постепенно перемещаясь на восток по созвездиям Змееносца (25 августа) и Стрельца (26 – 28 августа), после чего перейдет в созвездие Козерога (в ночь на 29 августа), затем в созвездие Водолея, в котором, на самой границе с Козерогом, и наступит второе августовское полнолуние (31 августа в 13 часов 58 минут).

Планеты. В августе начинающие любители астрономии смогут наблюдать следующие яркие планеты: по вечерам Марс и Сатурн, по ночам и утрам Юпитер и Венеру.

В первые дни месяца примерно в 22,5 ч по местному времени на фоне вечерней зари низко в юго-западной части неба обратите внимание на треугольник, состоящий из трех ярких звезд. Но только одна вершина треугольника является звездой, две остальные – планеты Солнечной системы. Та, что справа и красноватого цвета – планета Марс, для которой подходит к концу период вечерней видимости. В начале весны эта планета привлекала всеобщее внимание, когда находилась в противостоянии Солнцу и, следовательно, на максимуме своего блеска в нынешнем периоде видимости, сияя на протяжении всей ночи высоко над горизонтом. Сейчас же Марс выглядит как скромная звезда +1,1m. Другая вершина этого треугольника – это желтоватый Сатурн (блеск +0,8m). И лишь голубая звезда – та, что ниже Сатурна, является настоящей звездой (Спика, α Девы, +1,0m). Обратите внимание на то, что Спика – единственная из этих трех светил, заметно мерцающая на небе. Дело в том, что планеты представляют собой хоть и крохотные, но диски, а звезды – даже в самые большие телескопы – это точечные источники света, поэтому больше подвержены мерцанию, чем планеты.

В августе подходит к концу вечерняя видимость всех этих светил, но сокращающаяся продолжительность светового дня вследствие уменьшения склонения Солнца позволяет нам наблюдать Марс, Сатурн и Спику в течение августа низко в юго-западной части неба на фоне вечерней зари. А это значит, что ранним вечером 14 августа можно будет пронаблюдать как Марс, быстро перемещающийся с запада на восток, пройдет между Спикой и Сатурном. При этом Спика окажется южнее (ниже) Марса примерно в 2°, а Сатурн – севернее (выше) почти в 3°. В последующие дни Марс будет смещаться далее к востоку, все еще образуя с Сатурном и Спикой треугольник.

Как мы уже отмечали выше, Луна окажется восточнее Марса, Сатурна и Спики ранним вечером 22 августа. К концу августа Марс приблизится к границе с созвездием Весов, в которое он перейдет 4 сентября.

Стоит отметить, что пребывание этим летом двух ярких планет в созвездии Девы меняет для неопытного наблюдателя облик этого созвездия до неузнаваемости, делая его самым ярким созвездием западной половины вечернего небосвода.

По мере суточного вращения небесной сферы Марс и Сатурн быстро заходят за горизонт и наступает время, когда на небе не видно ни одной яркой планеты. И это прекрасное время для наблюдений двух далеких планет Солнечной системы – Уран и Нептуна, которые гостят в созвездиях Кита (на границе с Рыбами) и Водолея (соответственно). Тем более 24 августа Нептун окажется в противостоянии с Солнцем. Однако для поиска обеих планет потребуется бинокль, так как блеск Урана составляет +5,7m, а Нептуна даже в противостоянии не превосходит +7,8m.

Начнем поиски с более легкого объекта – Урана. Вооружившись поисковой картой, перемещаем поле зрения бинокля от знаменитого астеризма созвездия Рыб в виде «овала» к юго-востоку (влево и вниз).

После того, как мы нашли на небе Уран, можно преступить к поискам Нептуна, что окажется более сложной задачей, т.к. мы будем его искать уже среди звезд 7 – 8 звездной величины. Для поиска Нептуна можно воспользоваться яркими звездами γ и δ Козерога. Смещаясь по мысленной прямой, проведенной через эти две звезды влево, найдем звезду +4,3m (ι Водолея). Левее этой звезды найдем две звезды – 38 и 42 Водолея, образующие с ι Водолея треугольник. Еще немного левее, примерно в 1° от 38 Водолея как раз и находится Нептун. См. поисковую карту.

Отметим, что для поиска двух этих планет потребуется наличие бинокля и знание созвездий.

Что касается самых начинающих любителей астрономии, то им придется подождать до 2 часов ночи, когда на северо-востоке – востоке появится ярко-желтый Юпитер, гостящий в созвездии Тельца к югу от Плеяд рядом с Гиадами и ярко-оранжевым Альдебараном (α Тельца, +0,9m), который может быть найдет ниже и правее планеты. Блеск Юпитера будет составлять –2,2m, поэтому он будет ярчайшим после Луны светилом ночного неба. Но все изменится спустя примерно час, когда на северо-востоке – востоке взойдет еще более яркая Венера, блеск которой –4,4m. Две яркие планеты будут несомненным украшением предрассветного августовского неба. Но самая красота придется на период с 12 по 14 августа, когда рядом с Юпитером, а затем и Венерой пройдет яркий серп Луны. Как было отмечено выше, под утро 14 августа жители Дальнего Востока и части Восточной Сибири смогут пронаблюдать красивейшее покрытие Венеры Луной!

Звездное небо. Позади период летних ночей. Наступили темные августовские ночи, когда поздним вечером почти над головой проходит полоса Млечного Пути, ниспадающая и становящаяся ярче ближе к южному горизонту, где по небосводу вследствие его суточного вращения низко-низко над горизонтом плывет созвездие Стрельца – самое южное зодиакальное созвездие.

Выйдя в середине месяца в ясный вечер на улицу ближе к полуночи, мы обнаружим, что ковш Большой Медведицы располагается невысоко на северо-западе. Левее, также невысоко на западе мерцает ярко-оранжевый Арктур (α Волопаса, +0,1m). Высоко в южной части неба, почти над головой, мерцает бело-голубым светом Вега (α Лиры, +0,1m), левее и выше которой виден ярко-белый Денеб (α Лебедя, +1,3m). Обе звезды являются вершинами летне-осеннего треугольника, третья вершина которой – ярко-белый Альтаир (α Орла, +0,9m) – виден ниже Веги и Денеба.

Восточную – юго-восточную часть неба заняли созвездия Андромеды и Пегаса, ниже которых поднимаются созвездия Рыб и Овна. А низко-низко на северо-востоке появился крохотный ковшик, состоящий из 6 звезд. Это рассеянное звездное скопление Плеяды, которое будет подниматься в последующие часы все выше и выше над горизонтом, а за ним начнут подниматься и Альдебаран (α Тельца, +0,9m), затем Юпитер, а позже и Венера.

Но несомненный интерес в августе привлечет созвездие Персея, в котором находится радиант знаменитого метеорного потока Персеиды, период активности которого как раз приходится на август. С наступлением темноты это созвездие можно отыскать на северо-востоке, невысоко над горизонтом. Как это сделать показано на прилагаемой поисковой карте.

Вид северной - восточной части неба в середине августа в полночь

Вид южной - западной части неба в середине августа в полночь

Метеорный поток Персеиды. Многие из нас ассоциируют август с месяцем «падающих звезд» – метеоров. И это не случайно, ведь на последний летний месяц приходится метеорный поток Персеиды, богатый на яркие метеоры, будто бы вылетающие из области неба, расположенной в созвездии Персея. Стоит отметить, что Персеиды – не самый богатый на «падающие звезды» поток, коим в последние годы является другой метеорный поток – Геминиды, который можно наблюдать в декабре. Но, безусловно, Персеиды – самый наблюдаемый метеорный поток, не в последнюю очередь из-за благоприятный для наблюдений погодных условий (в том же декабре, когда на небе вспыхивают яркие Геминиды, можно неделями не видеть звездного неба).

А в этом году Персеиды, пожалуй, будут еще более популярными среди наблюдателей, пусть даже простых созерцателей красот природы, ведь пик активности этого метеорного потока прогнозируется на ночь с субботы 11 августа на воскресенье 12 августа, когда многие окажутся за пределами городов – на даче, на природе. При благоприятных условиях можно разглядеть 1 – 2 метеора в минуту. Однако в эту ночь около 1 – 2 часов после полуночи над горизонтом появится серп убывающей Луны, но его яркость вряд ли существенно помешает наблюдениям Персеид.

На таком же уровне активность Персеид может сохраняться и в ночь с 12 на 13 августа, когда серп Луны будет еще тоньше и, следовательно, будет светить менее ярко. Но стоит отметить, что период активности Персеид обычно постирается с конца июля до 24 августа. И если вы увидели на небе метеор, то продолжите мысленную прямую по его траектории назад. Если она укажет на область неба, где располагается созвездие Персея вблизи его границы с Кассиопеей, то перед вами настоящая Персеида. А если нет, то это обычный спорадический метеор, скорее всего не принадлежащий ни к какому метеорному потоку.

Удачных и незабываемых вам наблюдений августовского неба!

гостья 03.08.2012 12:11 [Материал]