Похороны – проводы души
Откуда родом кутья?
До принятия христианства на Руси западные и восточные славяне
предпочитали тела усопших сжигать. Кремация имела не только
гигиеническое значение, она, как гласило поверье, способствовала
скорейшему вознесению души на небо. А вот южные славяне хоронили своих
покойников, как правило, в земле, насыпая над могилой курган. Если
человек при жизни был богат и знатен, то в иной мир его сопровождали
любимые животные и вещи, оружие, утварь… Их укладывали рядом с хозяином.
В некоторых регионах, где жили славянские племена, тела опускали в реку или сжигали в лодке, пущенной по воде.
После того как в Х веке Русь была крещена, наши предки долго еще
хоронили покойников, сочетая христианские и языческие ритуалы. Так,
вместе с крестиком на шею усопшему вешали защитный амулет.
В деревнях умершего крестьянина клали на лавку головой в красный угол,
где висели иконы. Тело накрывали белым холстом (саваном), руки
складывали на груди. В правую руку клали белый платочек. Все это
делалось для того, чтобы умерший предстал перед Господом в подобающем
виде. Хоронили на третий день, когда душа должна была окончательно
расстаться с телом. Этот обычай сохранился и поныне, как и тот, что
предписывает всем присутствующим на похоронах бросить на опущенный в
могилу гроб горсть земли. Земля – символ очищения, в древности
считалось, что она принимает всю скверну, которую человек накопил в
течение жизни.
Поминки когда-то назывались тризной. Это был особый ритуал, призванный
облегчить переход умершего в мир иной. Для тризны готовились специальные
кушанья. Одним из поминальных блюд была и остается кутья,
представляющая собой рис с изюмом. Ею полагается угощать всех
присутствующих. Не обходятся русские поминки и без блинов – языческих
символов солнца.
Чтобы покойник не вернулся…
Любопытны похоронные обычаи и других древних народов, обитающих на
территории России. Так, дальневосточные племена айнов первоначально
хоронили своих мертвых рядом с хижинами, и только позднее стали отводить
для этого специальные места. Интересно, что применялось два типа
погребения – подземное и наземное. В первом случае тело заворачивали в
циновку и опускали в могилу, над которой устанавливали надгробие. Во
втором труп помещали в усыпальницу в форме домика.
Когда айн умирал, его тело выносили из хижины через специально
прорубленное для этого отверстие в стене. А затем несли к месту
захоронения запутанными тропами чтобы он… не нашел дорогу обратно. Айны
верили – покойники возвращаются.
Тела усопших вождей бальзамировали и устраивали похороны не ранее чем
через год. Как и многие языческие народы, айны снабжали мертвецов
домашней утварью, оружием, другими предметами, которыми покойные
пользовались при жизни. Но перед захоронением все эти вещи обязательно
ломали. Считалось, что таким образом айны освобождали души вещей от
материальной оболочки.
Чукчи, которые также верили в духов, сжигали тела на костре или относили
в тундру. Перед погребением одевали их в особую одежду, обычно сшитую
из шкур белых животных. Любопытно, что старики и тяжелобольные нередко
предпочитали смерть от руки кого-то из своих близких. Считалось, что
такая кончина обеспечит лучшую посмертную долю.
«Небесное погребение» в Тибете.
Многие экзотические похоронные традиции дожили до наших дней.
Например, в некоторых областях Китая принято подвешивать гробы с
усопшими над обрывом. Обычно так делают, если умирают дети или
представители высших сословий. Считается, что душе будет легче
отправиться в заоблачный мир.
Жители Тибета устраивают так называемое «небесное погребение». Тело
усопшего расчленяют на части и выносят в горы, оставляя на съедение
грифам. Этих хищных птиц считают женскими воплощениями Будды – Дакини.
Стервятники будто бы уносят души умерших на небо, и те ожидают там
своего перевоплощения, а бренные останки становятся добычей птиц. Именно
так Будда Шакьямуни накормил когда-то своей плотью ястреба, чтобы
спасти голубя. И тем не менее, скажем, лама не подлежат «небесному
погребению», так как тело его столь же священно, как и душа.
В индонезийском племени торайя мертвых мумифицируют, заворачивая в
ткань, помещают в усыпальницу или держат непосредственно в доме. Между
физической смертью и погребением может пройти несколько лет. Все это
время идет подготовка к завершающему ритуалу. При этом умерший считается
спящим. Его душа еще только готовится отправиться в страну духов. Когда
местные шаманы сочтут, что она созрела для этого, тело несколько раз
подбрасывают вверх, а потом кладут ногами на юг. Только тогда
объявляется об официальной кончине этого человека. Своих бывших
соплеменников представители народности торайя хоронят в открытых
пещерах, где их покой охраняют каменные изваяния – тау-тау.
Стриптиз на поминках
Как и все в этом мире, похоронная культура со временем меняется,
возникают новые традиции. Касается это, в частности, и надписей на
памятниках. У европейцев принято размещать эпитафии покойникам. В
Болгарии, например, на надгробных плитах можно увидеть чуть ли не
подробную биографию усопшего, а японцы размещают на надгробиях
специальные QR-коды. При помощи мобильного телефона можно сканировать
сведения о том, кто здесь покоится, узнать даты жизни и смерти этого
человека, прочитать посвященную ему эпитафию и даже увидеть его
фотографию.
В другом азиатском государстве – на Тайване – вот уже более 30 лет
бытует традиция отправлять в последний путь с песнями и танцами. Никаких
церковных панихид и мрачной похоронной музыки, как это принято в
Европе! Все действо проходит на свежем воздухе под зажигательные
эстрадные ритмы. Таким образом оказывается почет умершему.
Но это не все. По желанию семьи усопшего или по его предсмертной просьбе
на похороны приглашаются стриптизерши. Полуголые танцовщицы прибывают
на церемонию на залитом неоновым светом грузовике, так называемом
Electric Flower Car, и прямо в кузове устраивают эротические танцы,
заменяя таким образом традиционных плакальщиц. За отдельную плату
веселых девушек можно пригласить на поминки и даже попросить их
станцевать полностью обнаженными. Правда, тайваньским властям это не
нравится, и они подумывают о том, чтобы запретить подобное
надругательство над похоронными обрядами.
Умереть, чтобы научиться жить
Пожалуй, никто так много не думает о смерти, как жители Азии.
Южнокорейская организация Coffin Academy (Гробовая Академия) даже
проводит семинары, на которых все желающие могут отрепетировать
собственную кончину, проведя некоторое время… в гробу. Процедура очень
популярна среди местных жителей. Клиентам предлагают полежать в домовине
минут десять в специально приготовленном для этого случая облачении.
Как сообщает директор организации Чжун Чжун, это вызывает мощный
психотерапевтический эффект, позволяющий человеку достичь душевного
спокойствия и изменить свой взгляд на жизнь. Сотрудники организации
говорят, что люди приходят в Coffin Academy «умереть, чтобы научиться
жить»: окружающий мир выглядит из гроба совершенно иначе.
Авторы столь шокирующего проекта надеются, что подобным образом снизят
число самоубийств, которых в этой южноазиатской стране стало в последнее
время катастрофически много.