Над Землей прошел "звездный дождь": в час падало до 100 метеоритов
В Пущинской радиоастрономической лаборатории проходит день, а точнее, целые сутки открытых дверей — самое интересное начнется ближе к полуночи. Именно в конце лета, когда можно наблюдать метеорный поток Персеид, в народе — просто августовский звездопад — посетители съезжаются со всей страны.
"Мне сегодня приснился сон о том, что был звездопад и мне в руки нападало много звезд я подумала, что надо поехать", — рассказывает одна из посетительниц лаборатории Валентина Курчина.
Звезды в ладонях — это действительно что-то из области снов. На самом деле даже до земли метеоры не долетают. Частицы вещества — ученые называют их песчинками или пылинками, каждая весом в несколько граммов — сгорают входя в земную атмосферу на высоте от 80 до 40 километров. Собственно, ради этого красочного момента их гибели — мы и всматриваемся в небо.
"Пылинка от пылинки расположены в нескольких тысячах километрах. Получается, что сгорает по две пылинки в минуту. Конечно, китайских фейерверков вы не увидите — это все-таки нормальные падающие метеоры, и они не фонтанируют", — поясняет старший научный сотрудник Пущинской радиоастрономической обсерватории Владимир Самодуров.
И все же, это 100 падающих звезд в час! Лучше всего поток метеоров виден вдали от города. Как только на поляну спускается темнота, любители разворачивают свои телескопы. Правда, едва в них заглянув, разочарованно отходят. Сегодня мощная оптика ни к чему. Достаточно просто поднять глаза.
О том, что звездный дождь удобнее и интереснее наблюдать невооруженным глазом, говорят и ученые. И, тем не менее, гигантский телескоп в институте астрономии РАН, направлен на северо-восток. Несколько камер из разных точек передают картинку звездного неба на компьютер. Здесь ведется важная исследовательская работа.
"Это очень важно и для науки и для решения прикладных задач — в первую очередь это безопасность космических аппаратов. Мы изучаем плотность потока, информация о которой позволит точнее рассчитывать вероятность столкновения метеоров с космическими аппаратами", — уточняет старший научный сотрудник Института астрономии РАН Наиль Бахтигараев.
Уникальным явлением поток Персеид можно
назвать с большой натяжкой — все же наблюдаем мы его каждый август. Но
год за годом падающих звезд становиться все меньше. Так называемый
максимум был два десятилетия назад. А сейчас Земля пересекают ту область
потока, где меньше всего метеорных тел. Следующий максимум ожидается
только через века. А пока астрономы рекомендуют набраться терпения и,
конечно, держать желание наготове.