Собираемся мы выжить или нет?
Когда голландский мореплаватель Якоб Роггевен в 1722 году прибыл на остров Пасхи, перед ним предстали пустынный пейзаж и общество, находящееся на грани экологического коллапса, хотя всего за несколько веков до этого остров был покрыт густыми лесами и населён людьми высокоразвитой культуры.
Что же случилось? Стихийное бедствие? Нет, цивилизация сама навлекла на себя беду. Островитяне сражались за статус, устанавливая огромные каменные статуи. Для транспортировки последних требовалось так много дерева, что к 1722 году леса были почти полностью вырублены. Дикарь, живущий в гармонии с природой, — всего лишь романтический образ.
Фото Cuba Gallery. |
Перенесёмся в современный мир. Недавний опрос, проведённый в США, показал, что, хотя подавляющее большинство людей очень хотели бы сохранить природу, лишь менее 10% респондентов пользуются экологически безопасными продуктами или работают над снижением количества потребляемых ресурсов. Очевидно, что главная проблема — изменение наших привычек.
Почему? Возможно, отчасти виноваты наши эволюционные корни. Естественный отбор наделил людей психологией, которая лучше всего подходит охотникам и собирателям: немедленное удовлетворение собственных интересов мы ставим выше необходимости снизить долгосрочный экологический ущерб. «После нас хоть потоп».
Но те же самые инстинкты могут пригодиться в разработке более эффективной политики устойчивого развития. Согласно эволюционной теории, интересы отдельного человека распространяются и на его родственников. Таким образом, призывая, скажем, к экономии воды, для вящей эффективности следует упомянуть, что в первую очередь вы тем самым заботитесь о детях и внуках. Короче говоря, всегда надо подчёркивать родственные связи всех со всеми: природа — матушка, все люди — братья и сёстры...
Сложнее справиться с нашим желанием иметь синицу в руках. Исследования говорят о том, что большинство предпочитает получить сто долларов сейчас, чем сто пятьдесят через месяц. Но эволюционная теория гласит, что люди могут меняться в зависимости от того, сколько они вкладывают в будущее. Следует разработать политику поощрения тех, кто работает на долгосрочную перспективу. А сайты вроде Treehugger.com должны помочь таким людям в поиске партнёра для создания семьи.
Ещё одна проблема связана со статусом. Нам хочется роскоши. Однако в действительности рост потребления не делает людей счастливыми. С 1946 года средний доход жителей США вырос на 140%, но средний уровень счастья не изменился. За что боролись?
На самом деле стремление быть добрым, сострадательным и т. п. — это тоже борьба за статус. Публикация списков компаний, заботящихся о природе, — это тоже реклама, тем более что в социальных сетях набирает обороты мода стыдить те фирмы, которые не хотят становиться «зелёными».
Стоит отметить и такой недооценённый фактор, как подражание другим. Люди не желают признаваться в том, что поведение соседей влияет на их собственные экологические привычки, однако в действительности это один из самых ярких показателей, предсказывающих потребление энергии и воды. Поэтому бесполезно просить кого-то экономить, если все вокруг продолжают жечь электричество и лить воду. Например, власти напрасно пытаются предотвратить вынос окаменелого дерева из национального парка Петрифайд-Форест в штате Аризона (США), информируя посетителей о высоком количестве краж. Напротив, в одной из гостиниц вселяющимся сообщали, что постояльцы обычно повторно пользуются одними и теми же полотенцами хотя бы раз. В результате практика повторного использования выросла на 34%. Американская энергетическая компания Opower рассказывает клиентам о том, как замечательно экономят электричество их соседи. Если вы экономите лучше соседей, то в ваших счетах появляется смайлик.
Но самая сложная проблема — это наше нежелание реагировать на новые угрозы. Вы прекрасно знаете, что окружающая среда разрушается, но в вашем микрорайоне ещё нет смога, ещё стоят деревья, в магазинах ещё есть дешёвая и вкусная еда. Если мы не видим, не слышим, не чувствуем запахов, нам трудно понять, что наши привычки влияют на окружающую среду. Что здесь можно сделать? Например, в Нидерландах экспериментальным путём выяснили, что в вагонах поездов, где мусорные контейнеры сильно отдавали чистящими средствами, количество отходов снизилось на 70%.
Другой вариант — разбудить нашу врождённую биофилию. Известно, что в тех городских районах, где на улицах демонстрируют видео с красивыми пейзажами, люди становятся более чуткими к экологии. А ещё лучше — повсеместное озеленение улиц, дворов и интерьеров.
В итоге получается, что наши эволюционные корни вовсе не так уж плохи, надо лишь использовать их с умом.
Результаты некоторых упомянутых здесь исследований опубликованы в Journal of Public Policy and Marketing.
Подготовлено по материалам NewScientist.