Тайны Дона: Таинственный остров. Семикаракорское городище
Городище
это,
бывшее когда-то хазарской крепостью с поселением вокруг, действительно
расположено на острове вблизи города Семикаракорска, километрах в ста
двадцати выше по течению от устья Дона.
Остров, о котором идет речь, образован несколькими речками. Низовья Дона, в основном его левый берег – это лабиринт таких речек. Проще, наверное, привести картинку, чем пояснять, какая из рек куда впадает и чьим притоком является. Рекой в традиционном понимании (то есть имеется исток) среди них здесь является приток Дона Сал, остальные же – фактически ерики, протоки, старые русла в пойме Дона. Они неглубоки (можно перейти вброд), илистое дно, вдоль берегов иногда стоят стеной заросли тростника.
Таинственным я назвал остров не зря. Если вдуматься, то многое связанное с ним и с расположенным на нем древним хазарским городищем является загадкой. Название, время существования, особенности местности... Это несмотря на то, что городище давно известно историкам и археологам.
Напомним, Хазария, Хазарский каганат, – это несколько столетий процветавшее государство, сформировалось в VIII веке. Сложилось оно на территориях, куда хлынул поток переселенцев с западного побережья Каспийского моря после проигранной войны с арабами в 721 – 737 гг. Границы Хазарии простирались от Кавказских предгорий, Нижнего Поволжья до Среднего Поднепровья. Хазария закончила свое существование во второй половине X века, когда, ослабленная волнами приходящих с востока печенегов, она была добита киевским князем Святославом в 960-х годах.
С точки зрения исторической географии существует довольно ясное представление, что городище расположено на одной из былых веток Великого Шелкового Пути (этот термин, «Великий Шелковый Путь» ввел в 1877 году в своей работе под названием «Китай» знаменитый географ К. Рихтгофен для системы широтных путей, соединявших Восток и Запад). Хазарский каганат обеспечивал свои доходы транзитной торговлей, и Семикаракорская крепость, так же, как широко известный Саркел, обеспечивала отдых и охрану караванов. К Семикаракорской крепости караваны двигались по ветке Шелкового Пути от верховьев Маныча, а затем вдоль Сала. Дальше караваны либо переправлялись через Дон, либо товары водным путем по Дону уходили в Азовское море. Этим объясняется выбор местоположения крепости – на левом берегу Дона, а не на более высоком и неприступном правом. Правый хорош для обороны (см. Правобережное Цимлянское городище), а вот защиту торговли, выполнение административных функций (надо же где-то плату собирать с купцов) там реализовать сложнее.
Интересно отметить, раз уж разговор зашел о доходах с транзитной торговли, что клады монет на территории Хазарского каганата единичны (в отличие от десятков кладов на территории Руси), и у нумизматов практически нет информации о денежном обращении в каганате (только самые общие - использовали арабские дирхемы, делали подражания этим дирхемам). То ли доходы и пошлины были не такими уж и большими, то ли деньги куда-то утекали сразу, или наоборот, очень рационально использовались хазарским правительством, не оседая в кладах в земле – ясности нет.
Теперь посмотрим на локальное расположение на местности. А именно, сама крепость поставлена на краю холма-плато, над берегом Салака. Я прошел по городищу и холму с фотоаппаратом с севера на юг вдоль Салака. Холм естественного происхождения. В окрестностях таких возвышенностей есть еще несколько, даже окраины Семикаракорска, видные с дороги Семикаракорск-Ростов, разбросаны на подобных. В пользу естественного происхождения плато говорит и объем его грунта. И, наконец, тот факт, что размеры самой крепости (её внутренние размеры 210 × 190 м) значительно меньше размеров холма. То есть смысла в его насыпке нет никакого, поэтому этот вопрос можно считать решенным.
Дальше-больше, причем в прямом смысле. Вокруг этот холм опоясан водной преградой, причем отрезанная водой территория (7-8 квадратных километров) значительно больше размеров холма. Все вроде бы логично, надо обеспечить защитные функции. Превративший местность в остров Салак имеет правильную геометрию, с ровными берегами, большая часть русла вообще представляет собой прямую – несомненное свидетельство того, что его прорыли специально.
Только остается совершенно неясным – зачем огораживать рвом такую огромную территорию? Ну представьте себе московский Кремль, от стен которого рвы с водой отстоят на несколько километров. Какая от таких рвов будет польза при обороне? Противник легко форсирует или засыпет незащищенную преграду (любое инженерное препятствие должно находится под прикрытием гарнизона). Разумнее провести ров прямо под стенами крепости.
Четких объяснений несоответствия водных препятствий и размеров крепости у меня нет (у историков и археологов, кажется, тоже). Возможно, Салак – это старое русло Сала, элемент его последней петли перед впадением в Дон. Наверное, строители крепости подравняли его, почистили – это оказалось проще, чем окапывать рвом крепость. Даже в этом случае масштаб выполненных работ огромен. На обширной территории они могли, возможно, отпускать пастись лошадей, не опасаясь, что те разбегутся (версия, конечно, несколько натянутая). Да и при набеге врагов водная преграда в любом случае служит препятствием, затрудняя нападающим переправу.
Прикинем объем земляных работ. Размеры Салака – 4000м длиной, пусть 30 м шириной, 2 метра глубиной. В результате получаем 240 000 кубов грунта.
Для сравнения – для того, чтобы окопать саму крепость (700 метров периметра) рвом шириной 10 метров и глубиной в 10, что сделает её совершенно неприступной – необходимо 70 000 кубических метров.
Крепость (и, видимо, ей сопутствовавшее поселение, город) практически не отмечены в исторических источниках. Поэтому основные сведения дает археология. Итак, крепость четырехугольная в плане, размеры 210 × 190 м, угловых башен нет. Размерами Семикаракорская крепость превосходит широко известный Саркел (178,6 × 117,8 внутри). Внутри есть цитадель размером 70 × 90, она смещена к восточной стене. В цитадели располагались здания, построенные из обожженного кирпича и имевшие черепичные крыши.
На этой схеме из книги М.И. Артамонова "Средневековые поселения на Нижнем Дону" приведен план городища.
К внешней стороне северной стены примыкают крупные бугры. Есть обоснованное предположение, что это не курганы, а остатки иных сооружений, кольцеобразных в плане, с неизвестными пока функциями. К западу от крепости на холме существуют еще три кургана, но поменьше. Еще один по внешнему виду «курган» встроен в восточную стену, что выходит на берег Салака. На самом деле это развалины огромного сооружения, башни или так называемого донжона. Предполагается, что с его высоты можно было просматривать окружающую местность километров на 20 к востоку и на 10 – на запад, где поднимается над рекой высокий правый берег Дона.
Археологи нашли остатки наружной стены из сырцового (необожженного, высушенного на солнце) кирпича с вкраплениями обожженных кирпичей – оберегов. Возможно, обожженные кирпичи применялись для так называемых «панцирей», то есть внешних стенок, пространство между которыми заполнялось сырцовыми кипичами, или для выкладки цоколей. Фундамента у стены нет (как и в остальных крепостях Хазарского каганата), ширина стен оценивается значением от 1,65 до 2,2 метра. Высоту оценивают в 5-6 метров (при соотношении ширины и высоты как 1:3). Безусловно, верх стены крепости представлял собой боевую площадку или боевой ход с зубчатой защитой, как и в других крепостях каганата. На постройку всех оборонительных сооружений потребовалось более 2 миллионов кирпичей. Кирпичи крепости стандартизрованные, 25 × 25 × 4..5 сантиметров.Сегодня вследствие распашки наличие стен на поверхности проявляется только по цвету травы. Строительные традиции Семикаракорского городища, по словам археолога С.А. Плетнёвой, совпадают с дагестанскими того времени – из Дагестана хазары и переселялись на Дон. Есть и другое мнение. Г.Е. Афанасьев, также ученый-археолог, полагает, что Семикаракорская крепость, как и другие крепости Хазарии, расположенные на Дону и Северском Донце, созданы хазарами централизовано, в сотрудничестве с Византией, и имеют характерные для позднеантичных и византийских крепостей черты. Это использование обработанного, специально приготовленного, строительного материала, такого как кирпич или каменные блоки, и правильная планировка, восходящая еще к правильной планировке римского лагеря. Крепостные стены были способны нести самостоятельные оборонительные функции, не зависящие всецело от природного рельефа местности. Такие принципы не имели преемственности с традициями местного славянского, аланского, тюркского или угорского населения, которое при устройстве своих более примитивных оборонительных сооружений использовало землю или ломаный камень и полагалось на природные свойства местности. Крепости эти обозначали западные и северо-западные границы каганата.
Предполагают, что Семикаракорская крепость, выдающееся по меркам каганата сооружение, существовала примерно в то же время, что и Саркел, возможно, несколько ранее. Археологических находок, однако, здесь было сделано существенно меньше. Но и таких массовых раскопок, как в Саркеле, не велось.
Археолог и исследователь Семикаракорской крепости В.С. Флёров осторожно и с оговорками датирует время существования крепости с момента не позднее первой трети 9-го века и до начала 10-го.
Абсолютно неясным является еще следующий эпизод. В 965 году беспокойный киевский князь Святослав (тот самый) вел боевые действия в Хазарии. При любом реконструируемом учеными маршруте он шел с войском вдоль Дона от его устья к Саркелу. И Саркел, как известно, взял. Мимо Семикаракорской крепости он пройти не мог никак. Но вот как раз здесь исторические источники молчат. Почему? Обошел Святослав этот город? Взял между делом? Крепости действительно уже не существовало? Неизвестно...
Донской историк и краевед 19 века Евграф Савельев описывает это место в Очерках по истории торговли на Дону так:
Торговый путь по р. Салу, как сказано выше, приводил караваны к Усть-Сальскому городищу. Городище это расположено на плоской возвышенности, на правой стороне реки Сала, у самого берега, недалеко от впадения его в Дон; местность эта с юга и запада окружена изгибами р. Сала, а с севера – Доном. План городища представляет фигуру пятистороннего полигона, с большим валом; с северной, южной и западной сторон заметны следы ворот. На валу в трех местах видны основания башен из кирпича, а на стороне, обращенной к реке, на самом вале, находится весьма большой курган с признаками кирпичной постройки. В середине городища есть следы фундамента замка или храма, а недалеко от него колодезь. Вне вала, с северной стороны, заметны остатки небольшого укрепления четырехугольной формы. Против городища, на обоих берегах реки, в воде находили тесаные большие камни, как бы остатки моста. Вокруг городища земля перемешана с черепками глиняной посуды, а в некоторых местах с золою.
Восточные географы упоминают о древнем торговом и богатом городе Ахазе на р. Танаисе, просуществовавшем до ХVІ в. Карамзин полагает, что город этот стоял на месте казачьего города Черкасска, но это едва ли верно. По древним сказаниям Ахаз стоял на Дону на четыре дня пути от Азова; если считать на день сухим путем по 200 стадий, т.е. около 30 верст (по древнему), то город Ахаз должен стоять гораздо выше Черкасска, верст на 70 и нигде больше, как при устьях Сала, так как признаков других значительных городищ вверх по Дону от Азова на 120 вер. нет. Ахаз славился богатством и обилием, вошедшим даже у древних в поговорку. (Герберштейн. Карамзин т. VІІ).
Таким образом караванный путь по Салу, отделившись от аланско-дербентского шляха, проходил на устье Сала к древнему городу, развалины которого выше описаны.
Интересно, что укрепленный город Ахаз (Achas), стоящий напротив устья Северского Донца, на левой стороне Дона, изображен в атласе Меркатора 1595 года. Значит, во всяком случае сведения о существовании города Ахаз были известны в Европе и в XVI веке. В том же атласе выше по течению, там, где располагался известный Саркел, обозначен такой же укрепленный населенный пункт с подписью "Weliky prewoz", Великий перевоз. Вот насколько продолжалась память об этих хазарских городах.
Часть листа "Tavrica" атласа Меркатора. Более крупно здесь
Вот так выглядела местность в 1880 году:
Видно, что остров, на котором расположено городище, уже (или «еще») полуостров. Может быть, участок, соединяющий Сал и Дон (Старицу «Старый Дон»), к тому времени пересох. В наше время он существует опять (обозначен красным цветом). Появился он в результате весеннего наводнения 1917 года, после которого сальская вода пошла по этому короткому пути, а в 1880 году шла по Салаку (от есть он был участком Сала). Однако, надо полагать, новое русло (красным цветом) использовало старое, прежнее, существовавшее и при хазарах и отмершее к 19 веку.
Собственное имя крепости достоверно неизвестно (возможно, что вот этот самый "Ахаз"). Как пишет археолог С.А. Плетнева, название соседней с городищем станицы, Семикаракорской, никак не объясняется из известных источников XVI—XVII вв. — времени возникновения казацких станиц на Дону. В слове же вполне различимы три тюркских корня: semiz — крепкий, kara — черный или sara — желтый, kel — крепость. Следовательно, Семикаракор означает «Крепкая (сильная) черная (или желтая) крепость». Археолог В.С. Флёров отмечает, что это название имеет отношение скорее к истории донского казачества. Названием крепости (а у любой крепости должно было быть собственное название) в Хазарском каганате слово «Семикаракоры», скорее всего, не являлось. А вот казаки могли назвать станицу по известному и расположенному рядом объекту - руинам «черной крепости».
Как говорится, таинственный остров, на котором стояла хазарская крепость, уникальный памятник, продолжает хранить свои тайны...
Вид на правый, высокий, берег Дона. На склонах станица Раздорская.
Подьем на холм, на котором расположено городище. Взгляд назад.
Обрыв холма к Салаку.
Группа курганов в северо-западном углу городища
Так выглядит городище. Если присмотреться, видны остатки рва, вала (дорога их пересекает) и курганы.
Встроенный в восточную стену «курган», самый крупный. На карте это высота 17,0
Вид с кургана на дорогу Семикаракорск-Ростов. Здесь стояла башня, и с нее было видно намного дальше.
Вид с «кургана» на юг. Полоса деревьев показывает русло Салака. В правом углу, там, где стена деревьев имеет разрыв - Салак сливается с Сусатом
Вид с «кургана» на Салак
Дорога спускается с плато
Взгляд назад, на «курган». По фигуре человека понятен его масштаб
От Салака вид на плато (южная часть). Дает представление о высоте плато.
Салак, или Салок, или даже Салака
Слияние Салака и Сусата
Сусат