Вход / Регистрация
04.11.2024, 21:00
Иероним Босх и его "Царство Антихриста"
Босх создал особый мир, где царит зло и страдание. Это мир,
населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами - «Царство Антихриста» или «Новый Вавилон», заслуживающий
разрушения и гибели.
В преддверии эпохи Возрождения крушение сложившейся в течение тысячи лет Средневековья системы представлений о мироздании, рождение в муках нового миропорядка вызывало смятение и ужас в душах людей. Никто из художников не выразил эти умонастроения времени столь убедительно и наглядно, как Босх.
Несение креста
Искушение святого Антония
Сад земных наслаждений
Увенчание терновым венцом
В преддверии эпохи Возрождения крушение сложившейся в течение тысячи лет Средневековья системы представлений о мироздании, рождение в муках нового миропорядка вызывало смятение и ужас в душах людей. Никто из художников не выразил эти умонастроения времени столь убедительно и наглядно, как Босх.
Несение креста
Искушение святого Антония
Сад земных наслаждений
Увенчание терновым венцом
Босх переходит от изображения видимого мира к миру видений. Видения являются ему словно в
сновидении, потому образы Босха лишены телесности, в них причудливо
соединяются чарующая красота и нереальный, как в ночном кошмаре, ужас:
бесплотные фигуры-фантомы лишены земного притяжения и легко взлетают
вверх.
Главными героями картин Босха становятся не столько люди, сколько кривляющиеся демоны, страшные и одновременно смешные монстры. В этом страшном мире растут невиданные деревья, стоят странные сооружения, совсем не похожие на те, что существуют в жизни. Здесь гуляют гигантские птицы, крысы размером с лошадь, летают рыбы и жареные гуси. Это мир неподвластный здравому смыслу, царство Антихриста.
Страшный суд
Страшный суд
Фрагмент картины "Страшный суд"
Символы и знаки в картинах Босха
Сад земных наслаждений
Главными героями картин Босха становятся не столько люди, сколько кривляющиеся демоны, страшные и одновременно смешные монстры. В этом страшном мире растут невиданные деревья, стоят странные сооружения, совсем не похожие на те, что существуют в жизни. Здесь гуляют гигантские птицы, крысы размером с лошадь, летают рыбы и жареные гуси. Это мир неподвластный здравому смыслу, царство Антихриста.
Страшный суд
Страшный суд
Фрагмент картины "Страшный суд"
Символы и знаки в картинах Босха
Сад земных наслаждений
Ни одно из произведений Босха не вызывало такое множество
интерпретаций, как «Сад земных наслаждений». Смысл изображения пытались
объяснить с позиции астрологии, алхимии (центральную часть иногда
называют «Алхимическим садом»), а также с помощью пословиц и крылатых
фраз. Некоторые ученые видели в центральной картине иллюстрацию к
знаменитому средневековому «Роману о Розе» - своеобразной «библии»
эротической культуры этого времени, где вместо Райского сада воспевается
Сад любви, а все оттенки человеческих чувств и состояний представлены с
помощью аллегорий.
На внешних поверхностях закрытого алтаря в технике «гризайль» - монохромной живописи - изображена прозрачная сфера, до половины заполненная водой. Из воды выступают очертания суши, над окутанной туманной пеленой землей клубятся грозовые облака. Этот панорамный вид природы специалисты рассматривают как начало развития жанра пейзажа, хотя художник показывает фантастические скалы и растения. А вот что именно хотел изобразить Босх, тут мнения специалистов расходятся: либо это Земля на Третий день творения, либо - после Всемирного потопа, посланного Богом человечеству за грехи. Слева вверху, над безлюдным пейзажем, - маленькая фигура Творца на престоле с книгой в руках. По верхнему краю идет надпись из Псалтыри: «...ибо Он сказал, - и сделалось; Он повелел, - и явилось» (Псалом, 32:9).
По мнению современных исследователей, Иероним Босх создает «мир чистой образности», где нет моральных оценок и поэтому невозможно говорить о том, что же в самом деле имеет в виду художник - то ли мир человеческого греха, то ли небесного Царства. При этом Босх создал удивительную по охвату панораму, зачаровывающую гармонией и одновременно ощущением греховности, хотя художник облекает все эти влекущие соблазны в одеяние мифа, лишая их чувственного начала. Множество обнаженных мужчин, женщин, фантастических животных и птиц, в магическом порядке разбросанные по всему полю триптиха, собраны в ритмические группы. Упорядоченность этих групп, четкая выписанность мельчайших деталей, схематичность движений, бесстрастные выражения лиц превращают фигуры в некие знаки, своего рода «буквы» образного языка, на котором художник рассказывает об основополагающих проблемах мироздания и смысле человеческой жизни. Разгадать эти таинственные письмена ученые пытаются не одно столетие. Босх писал быстро, без поправок, без наложения красок слой за слоем, как это делали другие нидерландские художники. Поэтому его фигуры и предметы потеряли весомость. Это бесплотные фантомы, словно привидевшиеся в сновидении.
На внешних поверхностях закрытого алтаря в технике «гризайль» - монохромной живописи - изображена прозрачная сфера, до половины заполненная водой. Из воды выступают очертания суши, над окутанной туманной пеленой землей клубятся грозовые облака. Этот панорамный вид природы специалисты рассматривают как начало развития жанра пейзажа, хотя художник показывает фантастические скалы и растения. А вот что именно хотел изобразить Босх, тут мнения специалистов расходятся: либо это Земля на Третий день творения, либо - после Всемирного потопа, посланного Богом человечеству за грехи. Слева вверху, над безлюдным пейзажем, - маленькая фигура Творца на престоле с книгой в руках. По верхнему краю идет надпись из Псалтыри: «...ибо Он сказал, - и сделалось; Он повелел, - и явилось» (Псалом, 32:9).
По мнению современных исследователей, Иероним Босх создает «мир чистой образности», где нет моральных оценок и поэтому невозможно говорить о том, что же в самом деле имеет в виду художник - то ли мир человеческого греха, то ли небесного Царства. При этом Босх создал удивительную по охвату панораму, зачаровывающую гармонией и одновременно ощущением греховности, хотя художник облекает все эти влекущие соблазны в одеяние мифа, лишая их чувственного начала. Множество обнаженных мужчин, женщин, фантастических животных и птиц, в магическом порядке разбросанные по всему полю триптиха, собраны в ритмические группы. Упорядоченность этих групп, четкая выписанность мельчайших деталей, схематичность движений, бесстрастные выражения лиц превращают фигуры в некие знаки, своего рода «буквы» образного языка, на котором художник рассказывает об основополагающих проблемах мироздания и смысле человеческой жизни. Разгадать эти таинственные письмена ученые пытаются не одно столетие. Босх писал быстро, без поправок, без наложения красок слой за слоем, как это делали другие нидерландские художники. Поэтому его фигуры и предметы потеряли весомость. Это бесплотные фантомы, словно привидевшиеся в сновидении.
 
Источник: https://earth-chronicles.ru