/ Новости сайта / Наука и Технологии / Чтобы сохранить человечество: как продолжать свой род в условиях невесомости или на запасной планете?
02.12.2012

Земля в опасности: ей грозит глобальное потепление или столкновение с астероидом-убийцей. Караваны космических кораблей с землянами на борту отправляются на поиски запасной планеты. Чтобы сохранить человечество, встает главный вопрос: как продолжать свой род в условиях невесомости или на той же запасной планете?

"Я думаю, что выбор невелик. Фактически настоящих планет, которые можно осваивать хотя бы гипотетически, только две. Это Венера и Марс", — считает старший научный сотрудник Государственного астрономического института имени П.К. Штернберга (ГАИШ) Владимир Сурдин.

Но если на Марсе условия более или менее пригодны для жизни, то на поверхности Венеры — температура до 500 градусов. Жить можно только на большой высоте или на орбите Венеры... в космосе.

Подходить к вопросам репродукции в космосе начали с флоры. Еще полвека назад провели эксперименты на растениях. Четыре поколения выращенного на орбите гороха ничем не отличались от земных сортов. Потом — выведение на орбите насекомых, крошечных плодовых мух-дрозофил. В 1979 году в космос отправили яйца перепелок, чтобы проверить, как развивается эмбрион в условиях невесомости.

"Мы получаем абсолютно нормального птенца. А вот дальше начинается проблема. Она связана с тем, что этот птенец должен найти опору, он должен встать на свои ножки и начать двигаться", — поясняет заведующий лабораторией Института медико-биологических проблем (ИМБП) РАН Владимир Сычев. Не найдя опоры, птенцы беспорядочно кувыркались. А через 10 часов у новорожденных происходила полная атрофия инстинктов. Птенцы не реагировали на свет и звук.

"И беда была в том, что через четверо суток они просто погибали. Два раза мы выводили птенцов, после этого — отказались, потому что просто невозможно с ними работать", — констатирует провал эксперимента с птенцами в космосе Владимир Сычев.

С животными последний раз биологический "миниковчег" летал на орбиту 16 лет назад. Весной 2013 года эксперименты продолжат. Однако на биоспутнике "Бион" будут только особи одного пола.

"Был эксперимент с крысами, которые посылались в космос уже с плодом. В принципе, там не обнаружили ничего сверхъестественного. Это как раз было на биоспутниках, но опять-таки — это единичный эксперимент, и такие исследования надо проводить", — отмечает Владимир Сычев.

После приземления у космических крыс появилось потомство. Но подойти к проблеме размножения непосредственно в космосе пока не получается. Непростая задача.

Животные, теряя привычную среду обитания, просто не могут реализовать свой половой инстинкт. Человек же, в отличие от зверюшек, в принципе, может.

Homo sapiens обладает абстрактным мышлением и в состоянии создать подобающий эмоциональный фон. По этическим соображениям подобные эксперименты не проводятся. Но женщины в космос летают уже 50 лет.

"Самый большой риск был у Терешковой. А самое драгоценное, что есть у человечества, – это женский организм. Наша Чайка улетела, и никто на Земле не мог бы сказать, сохранится ли он после полета в космос, сумеет ли она родить ребенка после этого полета? Ведь на этот вопрос никто не отвечал", — говорит ветеран ракетно-космической отрасли Вахтанг Вачнадзе.

В июне 1964 года, всего через год после полета в космос, первая женщина-космонавт Валентина Терешкова родила дочку. Отец ребенка Андриян Николаев также был космонавтом. В 1988 году у второй женщины-космонавта Светланы Савицкой, дважды побывавшей на орбите и даже поработавшей в открытом космосе, родился сын. Однако риск остается.

"У нас насчитываются единицы космонавтов. У них после длительных полетов все обошлось, растет здоровое поколение. А если космонавтов будет больше, то риск увеличивается даже при орбитальных полетах", — подводит итог летчик-космонавт, Герой Советского Союза, Герой России Валерий Поляков.

И все же человечеству необходимо искать какие-то новые пути в биотехнологиях, защите от радиации, создании искусственной гравитации.

Гидролаборатория ЦПК – обязательный этап подготовки к полету. Здесь в условиях нулевой плавучести космонавты отрабатывают навыки работы в открытом космосе. Вода имитирует невесомость.

Если для взрослых вода, пусть и комфортная, но все-таки — чуждая среда, то для грудных детей – родная стихия. Маленькие "ихтиандры" будто подтверждают – жизнь на сушу вышла из океана.

"Малыш примерно 9 месяцев находится у мамы в околоплодной жидкости, ему легче привыкнуть потом к водичке. В принципе это логично, потому что от момента рождения, от момента того первого купания проходит всего 2 недели. Это очень мало, чтобы что-то забыть", — говорит инструктор грудничкового плавания Марина Аксенова.

Словом, если для родившегося ребенка невесомость — более естественное состояние, то для женщины необходима гравитация, сила тяжести.

"Очень быстро в невесомости дряхлеют мышцы живота, таза, падает способность к выталкиванию плода. Ну ладно, опустим и это, полагаясь на стимуляторы родовой деятельности. Можно, конечно, в специальной камере пойти на роды. А дальше что?" – задает нетривиальные вопросы Валерий Поляков.

С другой стороны, ребенку тоже нужна искусственная гравитация. Не ощущая земного притяжения, организм не сформирует скелет и мышечную систему. Новорожденного на орбите невозможно, как взрослого, одеть в специальный нагрузочный костюм для тренировок.

"Он просто будет лишен того, что ему будет жизненно необходимо. И этот эксперимент, на который мы с вами пойдем, допустив рождение ребенка в чужеродной среде, приведет к тому, что мы привезем на Землю инвалида, полностью дезадаптированного человека", — предвидит руководитель комитета по биоэтике ИМБП РАН Игорь Пестов.

Пока рождение детей в космосе – вопрос теории. Однако спустя время это будет реальностью. Земляне на своих кораблях отправятся на далекую планету, которая станет домом для их потомков, рожденных в космосе.

Daskeza 02.12.2012 14:43 [Материал]
Где то я уже это читал, однако если мой город затопит сомневаюсь что кто то из потомков себе жабры отрастит.
Svetlanika 02.12.2012 13:58 [Материал]
Это тупиковый путь. По одним сведениям, эксперимент по зачатию на орбите у наших был, естесственно с последствиями для женщины, поэтому его прекратили. Мало того, что человек не выживет за пределами поля Земли, так люди хотят вылезть в дальний космос, не научившись вести себя на родной планете. А Космос не приемлет потребительского отношения к себе.
spheroid 02.12.2012 14:26 [Материал]
Просто браво.Для вас повторюсь.Суть в том, что структура пространства постоянно изменяется, в процессе эволюции Мироздания. Любая форма жизни является сложная многоуровневая форма систематизации систем организма и такая жизненная система очень чувствительна к изменениям структуры пространства, она адаптирована к структуре и полностью зависима от нее. Такая жизненная система имеет диапазон изменения структуры пространства, в котором организм синхронизирован, где изменения структуры пространства вызывают эволюцию организма, в стремлении адаптироваться к изменившейся структуре пространства. Но это возможно в пределах определенной октавы структуры пространства. Как пространство в своей эволюции перейдет в другую октаву, все организмы которые были адаптированы к прежней октаве, погибают, в не зависимости от уровня культурного развития. Выживают только те, которые в процессе развития в период действия октавы, смогли развиться до уровня, позволяющее адаптировать свои организмы к новой структуре пространства, то есть, сумевшие изменить свою биологию до состояния адаптации к новой структуре. Как скажем, в свое время это сделали дельфины и киты, что дало им возможность жить в нынешних условиях, когда другие исторические животные вымерли. Но они уже совершенно не такие, какими были раньше, вплоть до того, что они были сухопутными существами и ходили на ногах.
Высшие существа живут очень долго, они практически бессмертны, но жизнь их в пределах одной октавы, которая длится, по нашим понятиям, сотни миллионов лет. за это время что сохранить себя в своем потомстве, они должны породить ее воспитать и поставить на ноги, потомство, которое сможет перешагнуть октавный барьер и продолжить развитие уже в другой октаве, адаптированные к той октаве. Это примерно так же, как человек рожает потомство, пестует его, ставит на ноги и пускает в жизнь. Далеко не каждое потомство успевает развиться до должного уровня, чтобы перейти барьер, по этому они стараются создавать жизни в разных областях космоса, с разными структурами пространства в тех областях, где дети проходят разные эволюционные дороги. Чем больше таких разных форм жизни, тем больше вероятность, что ко времени одно или несколько видов созреют до нужного уровня. Существуют области пространства, где структура пространства такова, что по мнению создателей, создает условия более быстрого и адаптивного развития детей. За такие области пространства идет борьба, разведчики постоянно шныряют по мирозданию в поисках таких областей, что требует определенных технических работ. Сами они не могут шнырять по Мирозданию, потому как их организмы так же адаптированы к определенным структурам пространства, потому они создают биороботов адаптированных к тем областям, где предполагается начать поисковые работы, а в случаи нахождения и работы по созданию и пестованию жизни. Формируется целая система контроля и управления такими роботами, которых многие миллионы шныряют по безбрежному космосу. Создаются все более и более эффективные системы по решению таких задач и в этом развитие вида. более развитые помогают менее развитым, своим опытом, а не редко и техническими возможностями.Те виды разума, которые сумели больше видов жизни создать, сумевшие перейти барьер, уже будут доминировать в следующей октаве. В общем, это очень насыщенная жизнь, полная приключений, открытий, напряженной работы и о этом надо писать толстенную книгу, чтобы можно было составить образ и смысл жизни высших.
sezam 02.12.2012 13:48 [Материал]
А вообще, дурацкая постановка вопроса.
Мне кажется, что КАКАЯ-БЫ катастрофа не произошла, ну кроме
полного разрушения планеты - на Земле все равно будет комфортнее,
чем на любой другой в Солнечной системе.

Про мелочь типа "глобального потепления" говорить вообще нет смысла.
Ну затопит прибрежную полосу, ну растают льды - все равно, улетать с Земли на безвоздушный Марс или горячую Венеру смысла нет.
Если ударит астероид - то ПРОЩЕ спастись, ВРЕМЕННО улетев,
полетать пару-тройку лет, пока все успокоится, и ВЕРНУТЬСЯ,
начав жизнь с начала. Все равно, на Земле будет удобнее, чем на
Марсе или Венере.
Грязный воздух?.. Его можно фильтровать.
На Марсе его НЕТ СОВСЕМ smile
sezam 02.12.2012 13:12 [Материал]
Первые два абзаца звучат как бред в стиле "вчера по три, но маленькие, а сегодня по пять. Но большие... Правда у меня и трех нет"

"Есть два варианта - Венера или Марс. Правда на Венере +500 и 80
атмосфер..."
wacko
"научный", блин, сотрудник.

Правда мы ЕЩЕ НИКУДА НЕ ЛЕТАЛИ дальше Луны,
чисто на несколько часов попрыгать.
И то сомнительно.

А тут - целые корованы караблей...
spheroid 02.12.2012 12:56 [Материал]
Единственное назначение науки у разумных культур Мироздания есть продление жизни вида в постоянно меняющимся пространстве,скажем родины.По мере развития культуры ,она уже вступает в стадию,когда по непреложному закону,просто обязана колонизировать Космос тем самым размножая Разум.Вы наблюдаете в науке человечества такие предпосылки?