Извержение вулкана Плоский Толбачик на Камчатке
В это раз я пошел по официальному пути. Зарегестрировался в МЧС. Журнал NG обратился в Администрацию Камчатского края с просьбой помочь в организации съемки и выделение вертолета. Но вертолету ответ был короткий - «вертолет специально для Горшкова поднимать не будем, дорого». Предложили ехать от Козыревска на Камазе. Но, как оказалось со слов местных жителей дорогу на Толбачинский дол несколько дней назад завалило лавовым потоком. С Лазо , тоже можно доехать только до лавы. Иногда казалось что я больше знаю, что там происходит чем представитель Администрации. Поэтому я доверился себе и друзьям. Оставался только вертолет. И мы поехали с друзьями в Эссе. По дороге заехали на мост и смотрели в сумерках с 50 км на вулкан, но к сожалению ни фига не было видно.
У меня было большое желание попасть туда на пару дней. Хотелось остаться там на ночь, для ночной съемки, я по совету знакомого обратился в тур фирму - и за две ночи на плато у подножия вулкана они попросили двести тысяч рублей. Много это или мало в данной ситуации я не знаю и я не стал раздумывать, а просто отказался.
Рано утром вылететь не удалось, нам с Козыревска позвонили и сказали, что Толбачика не видно. Вылететь мы смогли только в 10 часов 20 минут. Хорошо что сейчас солнце встает поздно и оно как раз начало показываться из-за гор когда мы подлетали и к вулкану.
Первое что видно - столбы дыма которые застилают все небо - горит лес, поток горячей лавы за несколько дней достиг зоны леса, хорошо что сейчас там снег, а то бы горела вся тайга у подножия и район для полетов был бы закрыт. Да и у населения были бы проблемы.
Лава течет и сметает все на своем пути, сверху видно , как она движется по склону вниз, накрывая деревья и они как спички вспыхивают по всему пути движения лавового потока. Снег, от высокой температуры плавится и превращается в пар, который поднимается и перемешивается с дымом от горящего леса. И от этого пара, дыма и испарения от потока лавы солнца не видно.
Лава разделилась на множество языков залила огромные площади и довольно быстро скатывается вниз, по пути уничтожили базы Водопадная и Ленинградская, а также базу Природного парка Вулканы Камчатки. Сейчас плато совершенно иное если раньше это было ровное плато местами как асфальт, то сейчас лавовый поток все изменил. О поездках на машинах можно забыть навсегда. Хотя, наверное дорогу можно найти всегда.
Когда прилетели, то из-за облаков не было видно кратер, а испарение от лавового потока настолько сильное, что снимать было просто невозможно - силуэты кратера и всплески лавы настолько были размазаны и поэтому вся первая часть съемки в корзине. Временами ветром разгоняло облака у кратера, но испарение все равно не давало возможность получить четкие снимки. И мы перелетели на другую точку.
Подошли, Шум от извержения такой, что рядом стоящего человека не слышно. Хорошо видно, как метров на сто вверх взлетает лава, обрушиваясь вниз она вытекает из кратера и течет довольно быстро вниз огибая старые конуса. Ниже она замерзает сверху и дальше течет под коркой замершей лавы. За несколько дней потоки завы скатились вниз более чем на 10 км.
Когда садишься на остывшую лаву, то слышно, как внизу течет и шумит «живая» лава. Только одна проблема, подошва сапог начала таять и добавился запах женой резины. Температуру лавы я не знаю, но стоять рядом не возможно, горячая она.
Высота лавового потока разная, иногда достигает высоты многоэтажного дома. Ходить по застывшей лаве очень сложно - во первых не безопасно и еще она очень сыпучая и буквально вся играет и плывет под ногами, а местами видно через пустоты как там внизу течет «живая» лава и от туда пышит жар.
Когда не надолго стих ветер, то сразу начался пеплопал. Пепел, размером с крупную морскую соль сыпался, как дождь. У меня до сих пор из глаз выкатываются такие крупинки.
Другая проблема, местами сильная загазованность. Как говорил Василий Ящук - «если ветер резко изменится, то нам кирдык, засыпет пеплом и задохнемся». Противогазов было всего два, я брал марлевые повязки с собой, а вот о противогазе даже и не задумывался.
Несколько раз мы меняли точки съемки. Сейчас на Камчатке заход около 17 часов, а это значит что в это время должны уже улететь в Эссе.
Вечером
началось все самое интересное. Реально, нам повезло, ветер отогнал все
облака с кратера, в сумерках кипящая лава красиво фонтанировала на фоне
темного кратера вулкана и темного голубого неба.
Цвета реки лавы стали и небо стали настолько насыщены, что казалось что это все происходит где-то на Марсе. Временами задумывался, что может остановить эту силу и понимал, что человек бессилен. Нет такого способа и силы остановить это. Вечером солнце на закате через дым от горящего внизу леса, как через желтый фильтр осветило фантастическим цветом поднимающийся столб пепла и дыма от вулкана. Подобное я видел, когда снимал извержение вулкана Кизимен в 2010 году. Пролетая над раскаленной лавой через открытую дверь набрасывало жаром раскаленной лавы. В близлежащих поселках: Козыревск, Майское, Ключи наблюдались пеплопады. На противоположную сторону мы так и не попали, хотя там что-то происходило, именно оттуда поднимался главный столб дыма, а что там мы так и не увидели.
Вечером позвонили на метео, там нам посоветовали убегать с вулкана, так как заходил очередной циклон на Камчатку. На момент нашего вылета фонтанирование лавы и активное движение лавовых потоков из нижнего центра продолжалось. Хочу сказать я много где был и много чего видел, но это извержение оставило самый мощный отпечаток в моей памяти. Хочу вернуться и продолжить съемку. Такое бывает раз в сто лет, нет точнее раз в тридцать шесть лет.