/ Новости сайта / Наука и Технологии / Составлен список самых ожидаемых событий 2013 года в мире науки.
26.12.2012

Составлен список самых ожидаемых событий 2013 года в мире науки.

В наступающем году ученые, возможно, впервые смогут разглядеть черную дыру или даже "кротовую нору", получить решающую информацию о возможности существования микроорганизмов на Марсе и в антарктическом озере Восток, научатся расшифровывать геном отдельной клетки, создадут карту "линий связи" в мозге и доведут число открытых экзопланет до тысячи.

Радиоастрон заглянет в кротовую нору

Участники российского астрофизического проекта Радиоастрон в первой половине 2013 года попытаются разглядеть черную дыру, точнее ее "тень", а также, возможно, "кротовую нору" - выход за пределы нашего пространства-времени.

Участники проекта планируют провести совместные наблюдения с крупнейшей наземной радиоастрономической обсерваторией VLA (Very Large Array). Их целью будет галактика M87 в созвездии Девы. В ее центре находится сверхмассивная черная дыра, угловой размер которой составляет около 30 микросекунд. Высокое разрешение "связки" VLA - Радиоастрон позволит впервые разглядеть "тень" черной дыры, очертания ее "горизонта событий".

Геном одиночной клетки

Генетики получат в руки технологию расшифровки генома, а также всех вариаций РНК-копий генов (транскриптов) в отдельной клетке. Это означает, в частности, что ученые смогут впервые обнаруживать первичные генетические поломки, которые приводят к развитию рака, а также к тяжелым генетическим нарушениям.

Ожидается, что в следующем году будут получены первые данные о том, как работают единичные клетки, в частности, клетки мозга, путем исследования молекул РНК.

Кроме того, в 2013 году завершится пилотная стадия проекта "Протеом человека" по описанию всех белков человеческого организма.

Карта мозга…

В 2013 году начнет работать в полную силу проект по картированию связей между нейронами в человеческом мозге - Human Connectome Project. В рамках этого проекта, общий бюджет которого составляет 38,5 миллиона долларов, ученые исследуют мозг 1,2 тысячи взрослых добровольцев, в числе которых - 300 пар близнецов.

Исследователи будут фиксировать индивидуальные различия в нейронных связях между разными зонами мозга, чтобы выяснить, как они могут влиять на мыслительную деятельность и поведение.

…и эха большого взрыва

Европейский космический телескоп Планк составит самую точную карту реликтового излучения - космического микроволнового фона, оставшегося после Большого взрыва. Прежние измерения вариаций в свойствах этого фона позволили подтвердить инфляционную теорию расширения Вселенной. А новые данные, полученные в 2003 году, помогли уточнить информацию о составе Вселенной - 5% обычной материи, 22% - невидимая темная материя, а 73% - темная энергия.

Данные Планка позволят уточнить детали это модели, и, возможно, обнаружить свидетельства, что за ней есть следы новых, еще неизвестных явлений.

Следы микробов на Марсе…

Марсоход Кьюриосити в следующем году может обнаружить следы деятельности древних или современных марсианских микроорганизмов. Сами по себе органические вещества - соединения углерода и водорода — далеко не всегда означают присутствие живых организмов.

Поэтому ученые рассчитывают, что в 2013 году им удастся обнаружить на Марсе не просто органику, а органику, несущую следы биологической переработки.

…и в Антарктическои озере

Российские полярники, которые вскоре отправятся в Антарктиду, получат первые пробы воды из реликтового антарктического озера Восток, которое в течение миллионов лет было изолировано от внешнего мира четырехкилометровой толщей льда.

Российские ученые намерены вновь пробурить свежезамерзший озерный лед и получить данные о его возможном "населении" - о микроорганизмах. Согласно существующим данным, вода озера Восток отличается крайне высокой концентрацией кислорода. Никакие из известных микроорганизмов не способны существовать в таких условиях.

Тысяча экзопланет

Астрономы в наступающем году, не исключено, доведут счет открытых экзопланет до тысячи. На данный момент известно 854 экзопланеты в 673 планетных системах.

За 3,5 года работы Кеплер обнаружил более 2,3 тысячи "кандидатов" в экзопланеты и подтвердил существование более 100 планет за пределами Солнечной системы. В их числе есть и планеты, по своим размерам сопоставимые с Землей, а также планеты, находящиеся в так называемой "зоне жизни" - области вокруг звезды, где на поверхности похожей на Землю планеты может существовать жидкая вода.

Межзвездный "вояджер"

Зонд Вояджер, запущенный более 30 лет назад, в новом году, вероятно, проникнет в межзвездное пространство и передаст оттуда первые данные.

В начале декабря NASA сообщило, что Вояджер вошел в новый регион - магнитную "скоростную автотрассу" для заряженных частиц на окраине Солнечной системы. По мнению специалистов, это последний этап путешествия зонда к межзвездному пространству, который может занять от нескольких месяцев до пары лет.

Новая иммунотерапия рака

Ожидается, что в 2013 году станут известны первые результаты клинических испытаний нового поколения молекул, созданных методами генной инженерии и "нацеленных" против злокачественных опухолей. Речь идет об биспецифических антителах BiTE (Bispecific T-cell Engager), связывающихся одновременно с раковыми клетками и Т-лимфоцитами.

По мнению ученых, с помощью биспецифических антител можно будет точно доставлять к опухолевым клеткам токсины, химиотерапевтические препараты и радиоактивные изотопы, что позволит уменьшить побочные эффекты от применения этих средств.

Какой же найден бозон?

Тема бозона Хиггса останется в мировых научных трендах и на следующий год.

В то время как Большой адронный коллайдер уйдет на длительные "каникулы", физики, используя накопленные результаты, рассчитывают получить более точные данные о найденной на нем частице. Ученые смогут выяснить, является ли она ожидаемой "частицей Бога", или свойства этой частицы отличаются от теоретически предсказанных.

В соответствии с предварительным расписанием работы ускорителя, после рождественских каникул на нем в течение почти месяца будет проведен еще один сеанс столкновений протонов и ядер свинца. Далее БАК будет остановлен на 20 месяцев, после чего начнет работать на суммарной энергии, почти в два раза выше нынешней.

Источник:  http://techno.bigmir.net