Торнадо обрушился на Москву 29 июня1904 года
По небу расползлось громадное черное облако, висящее настолько низко, что стало темно, как ночью. Из нижней колыхавшейся, словно живая, темно-рыхлой части громадного облака на землю спускалось множество смертоносных воронок, затягивающих все, что в них попадало. Скорость движения облака была примерно 60 километров в час. Ну а вихрь вращения в воронке достигал, по видимости, сотен метров в секунду.
Даже описания приближения облака ужасны. Каковы же оказались последствия?.. Вот «Московские новости»: «Тень, кою отбрасывало грозовое материнское облако, чудовищна. Казалось, на город надвигается нечто ужасное, инфернальное, готовое его поглотить. Люди теряли ориентиры. Лошади впадали в панику. На проезжей части столкнулось несколько карет и экипажей. И вся эта нереальная темнота сопровождалась ужасающим шумом, ревом и свистом, заглушавшим все». Еще на подступах к Москве начал падать град невиданных размеров – с куриное, а то и с индюшачье яйцо. Градины сильно побили сады и посевы, но что ужасней всего – от ран, нанесенных ими, умерло 20 человек. Но самое невероятное: некоторые градины оказались весом больше 400–600 граммов и имели диковинную форму… пятиконечной звезды. Именно эти ледяные звезды и обезобразили несколько человек уже в городе, оставив шрамы на всю жизнь.
А все начиналось даже красиво… Сохранились воспоминания учителя господина Степанова, который стоял на крутом правом берегу Москвы-реки у деревни Беседы и любовался необычным явлением природы. Надвигалась громадная грозовая туча, но внизу нее были видны странные светлые облака, которые постепенно закручивались в тугую спираль. И вдруг из середины спирали на землю резко упала серая остроконечная воронка. Учитель взглянул на часы, дабы отметить потом время удивительного явления: было 16 часов 38 минут. Через пару минут с земли поднялся черный слой пыли. Еще минута – и он соединился с воронкой. И учитель в страхе понял: перед ним возникла колонна смерча. Это было невозможно для Москвы, но это случилось. Застыв на месте, господин Степанов смотрел, как вихревая колонна становилась все шире и шире. Вот она достигла примерно полукилометра. Дошла до деревни Шашино, и первая деревянная изба взлетела в воздух, втянутая воронкой. За ней последовали и другие. И вот уже в воздухе со страшным шумом закрутились бревна, крыши, ветви деревьев. Учителю повезло, что смерч помчался не в его сторону, а к Москве.
Там разрушения поражали: так, в Капотне было снесено 200 деревянных домов, в Чагине – 150. Правда, каменные городские дома устояли: воронки все же не смогли засосать их, но практически все поломали: сорвали крыши с домов, повредили верхние этажи, стропила, ограды, ворота. Один из очевидцев, проходивших по Хапиловской улице рядом с Немецким рынком, рассказал: «Вмиг стало темно, в небе сверкали одни молнии. Мне стало страшно, и я спрятался в массивной каменной подворотне. В этот момент налетел такой вихрь, кругом пошел такой треск, вой и грохот, словно небо обрушилось. Мимо меня вдоль улицы полетели железные листы с крыш, сломанные деревья, куски бревен, доски, кирпичи, всякие обломки. По воздуху с диким скрежетом летала даже громадная, изогнутая железная лестница, оторванная от дома. Все это продолжалось не более двух минут и сразу кончилось. Солидный каменный забор, стоявший напротив меня, обрушился; вся улица была завалена обломками, деревьями, досками, кирпичами, железными листами. Я вышел из-под ворот и ахнул: громадная, массивная толстая металлическая фабричная труба была смята и вершиной легла на мостовую».
Хуже всего пришлось Лефортову. Это старинный район, где было множество старых, невысоких зданий, обветшавших от времени. Они-то и не выдержали. Смерч сорвал не только крыши с ветхих построек, но снес и верхние этажи, опрокинул все заборы и фонарные столбы. Ну а деревянные домишки были расплющены, словно гнилые яйца. Мусор вылетел из надлежащих ему загонов, и в воздухе воцарилась ужасающая вонища.
Сильно пострадали исторические здания. Была сорвана огромная крыша с недавно отреставрированного Петровского дворца. Массивная металлическая узорная решетка на каменных столбах была вырвана и скручена, словно мягкий серпантин. Кадетский корпус недосчитался не только крыши, но и верхнего этажа. То же самое произошло и в военном госпитале и фельдшерской школе. Больше того: в школе вслед за крышей воронка смерча втянула в себя и все внутренние стены верхнего этажа вместе с мебелью и оборудованием. Хорошо, что там не было людей. А вот в бараке, где жили воспитанники Кадетского корпуса, началась паника. Кадеты, заслышав треск разрушения, выскакивали голы и босы. Но успели не все – один был убит, а с десяток ранены. Воспитанник Хвостенко вообще совершил «летание на воздусях». Он был перенесен в сад на расстояние 80 метров, но упал на траву и потому отделался только ушибами. А вот самому саду не повезло – деревья повырывало с корнями.
Садам и паркам Лефортова особенно не повезло. Одни обломки остались, например, от легендарной Анненгофской рощи, посаженной еще в присутствии самой императрицы Анны Иоанновны. Деревья-великаны простояли века, но были уничтожены за пару минут.
С людьми и животными смерч тоже не церемонился. Но почему-то обходился бережно. Случаев гибели современники не зафиксировали. На мосту рядом с Нижней Красносельской улицей обнаружилось целое семейство в ужасе гогочущих гусей, а у Немецкого рынка – целое стадо орущих от страха коров. Там же вихрь поднял на воздух городового, которого изрядно поколотило градом и бросило на мостовую. Очнулся он от неимоверной тяжести – на нем лежало двое покалеченных мужчин, на них – избитая дама, а на ней… лошадь, совершенно целая, только испуганная.
Даже в Мытищах, куда смерч прилетел, казалось бы, уже на последнем издыхании, он оказался все еще силен. У крестьянки Селезневой, которая шла по полю вместе с детьми, вихрь вырвал из рук сына Петю 6 лет и унес неизвестно куда. Два дня мальчика искали и нашли в Сокольниках – это за десятки километров. Мальчик ничего не запомнил, кроме страшного шума, поскольку потерял сознание. Очнулся он в яме, образовавшейся от корней столетней вывороченной ветром сосны. Но поразительно – он был невредим, только очень хотел пить.
Словом, перепуганная Москва понесла материальные потери, но не людские. Кроме воспитанника-кадета и двадцати человек, побитых градом, все остались живы-невредимы. Конечно, и это ужасно, но не столь, сколь могло бы случиться.
Уже на другой день появились разъяснения ученых и метеорологов, рассказывающих о природе смерчей, толковали об аномальных атмосферных циклонах. Но точного объяснения наука не имела, как, впрочем, и по сей день. Одно не вмещалось в разум: в спокойной Москве никогда не бывало смерчей, откуда ж он взялся?!
Ну
а поскольку ученые ничего не могли сказать, возникли иные толкования
причин. Монахини из женской Алексеевской обители, что находилась на
Верхней Красносельской улице, напомнили незамеченное: вихрь почти не
затронул святых мест – церквей и монастырей. Он порушил практически все
Лефортово, выскочил на Гавриков переулок, где побил все окна и
повыбрасывал из квартир на улицу мебель вместе с хозяевами, но
невероятным образом не тронул возвышающийся там же Елоховский собор.
Даже его легкую оградку оставил стоять на мостовой. Ну а потом вихрь повел себя и вовсе осмысленно: поднялся от Нижней Красносельской вверх и полетел к Сокольникам. То есть он миновал Верхнюю Красносельскую улицу, на которой и был Алексеевский женский монастырь – обитель московских праведниц. И даже когда смерч опустил свою воронку над Сокольниками, то не затронул Кедров собор. Выходит, вихрь и правда был воздаянием за грехи тех, у кого они имеются.
Как ни странно, это толкование поддержали и модные в ту пору общества спиритов и мистиков. Только они добавили, что смерч – предвестник будущих ужасных катастроф. В доказательство правдивости своих слов мистики приводили две истории. Одну, случившуюся в здании Лефортовского суда и полицейского участка. Там все бумаги по судебным тяжбам и папки с секретными докладами по политическим делам были унесены ветром, разорваны и рассеяны по окрестным дворам, в таком виде, что не подлежит восстановлению. Другая история была еще более значимой – на одну из мостовых Красной Пресни упал с неба… гроб с биркой «№ 6». Видно, его унесло прямо из похоронного бюро. Но мистики, во всем видевшие знаки судьбы, заявили, что через шесть месяцев начнутся массовые незаконные волнения, с которыми не справится ни полиция, ни суд (ведь унесло же все бумаги из этих контор). И волнения эти будут особо кровопролитными именно на Красной Пресне, где и опустился гроб.
Конечно, предсказания невероятные… Только вот ровно через полгода, 9 января 1905 года, случилось Кровавое воскресенье. Ну а потом – революция и бои на Красной Пресне. Вот вам и смерч, грехи людские и реки крови. Природа, она ведь тоже по-своему разумна. Так почему бы ей своими природными катастрофами действительно не предупреждать людей о грядущих катастрофах исторических?
Подготовлено по материалам из открытых источников
Комментарии 3
0
Evgeniy
27.12.2012 14:00
[Материал]
Случилось так, что мой дом находится как раз между переулком Гаврикова (ныне улица) и Алексеевским монастырем, где проходил этот смерч. Но тогда этого дома еще не было. В Москве изредка повторялись, правда, гораздо менее выраженные бури. По какой-то причине каждый раз они не минуют улицу Гаврикова, двигаясь в Сокольники, сокрушая на своем пути мощные деревья.
Как считается, город Москва стоит на кристаллическом куполе, имеющем трещины и разломы. В частности, северная часть Москвы лежит в зоне глобального тектонического разлома, на стыке четырех тектонических плит. Под куполом располагается неустановленной глубины так называемое «подземное Московское море», открытое академиком Губкиным. Несколько крупных подземных рек, вытекающих из моря, извиваются и пересекаются под его центральной частью. По видимому, их течение создает повышенную геологическую активность тектонических узлов в отдельных частях города, дополняя напряжения на стыке плит. Повышенная энергетика вдоль разломов и подземных течений служит причиной аномальной и выборочной активности в атмосфере. Вероятно, одна из таких выраженных энергетических зон и проходит в названном выше месте. Вот повезло… |