Российские учёные воссоздали образ жизни первопоселенцев Сибири
Сибирь не разом осваивалась. С XVI века русские
первопроходцы переселялись за Урал и жили в глуши и бездорожье, в
маленьких деревнях в несколько домов. Об их житье в те далёкие века
почти не осталось свидетельств, и мы можем узнать о них только по данным
археологии. В некоторых случаях образ жизни и состояние здоровья
сибирских первопоселенцев можно реконструировать, исследуя их
захоронения.
Результаты этих исследований в совокупности с данными археологии, этнографии, геохимии, геологии и палеодемографии, знаниями о климате, животном и растительном мире позволяют более полно представить себе, как первопоселенцы адаптировались к новым условиям жизни. Специалисты Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского и Института проблем освоения Севера СО РАН проанализировали останки русских первопоселенцев, обнаруженные при археологических раскопках комплекса Ананьино I, расположенного близ села Екатерининское Тарского района Омской области. Жизнь у старожилов Прииртышья была нелёгкая.
Общий вид погребения
Одно из первых письменных упоминаний о деревне Ананьино относится к 1624 году, тогда в нём было всего два двора. В 1701 году, по данным Российского государственного архива древних актов, в Ананьине проживали стрельцы, казаки, стрелецкие и казачьи сыновья, родом из «Тарского городу», но имеющие пашни, пашенные выпасы и сенокосы, как вблизи деревни и озера Ананьина, так и вверх по Иртышу и реке Нюхоловке. Деревню описал, путешествуя по Сибири, Герхард Фридрих Миллер: «Aijiuk-buren, по-русски Анангино озеро, на восточной стороне, в полутора верстах от берега. Имеет 3 версты в окружности и исток в Иртыш неподалёку от предыдущей деревни. Предыдущая деревня – это Uruklar, или Ruklar-aul, или Верхние юрты (ныне село Екатерининское). В это озеро впадает ещё речка Kapcal, которая возникает в 6 верстах оттуда из болота. На озере имеется русская деревня Анангина, которая дала ему русское название». Потом деревня исчезла, когда – неизвестно. Но остался погребальный комплекс, который российские исследователи начали раскапывать в 2005 году. «Исследованных и опубликованных погребальных комплексов русских первопоселенцев в Сибири немного, часть материалов опубликована только в 2012 году», – рассказала в интервью STRF.ru руководитель работ доцент кафедры первобытной истории Омского государственного университета Лариса Татаурова.
Могильник раскопан ещё не полностью. В распоряжении исследователей пока находятся 10 мужских, 5 женских и 33 детских скелета, в основном хорошо сохранившихся. На костях детей заметны следы воспаления и травм. Скелеты взрослых исследовали более подробно.
Ложный сустав локтевой кости и посттравматическая деформация лучевой кости
Учёные обнаружили два случая доброкачественной опухоли кости (злокачественную обнаружить очень трудно, потому что она быстро разрушается в земле) и несколько пороков развития, которые не мешали жизнедеятельности. Все взрослые люди страдали заболеваниями позвоночника, в том числе окостенением связок, деформирующим артрозом позвонков, но чаще всего – остеохондрозом, который учёные обнаружили у всех пятнадцати взрослых. По мнению исследователей, в это время остеохондроз был распространённым заболеванием, им, например, страдали жители Верхотурья и Иркутска. У четверых мужчин суставы поражены артрозом, особенно коленные и плечевые. У троих сильно истёрты суставы рук и ног, очевидно, их обладатели испытывали большие физические нагрузки.
Шесть мужчин ломали кости: руки, рёбра, причём сразу несколько, грудину (очевидно, кто-то ударил прямо в кость) и даже правую теменную кость черепа. Этого человека ударили сзади по голове тупым предметом, но перелом сросся. Причинами этих повреждений могут быть случайные травмы, например падение с лошади, и драки. От взрослых мужчин не отставали и подростки. У одного из них имеется продолговатое углубление на правой теменной кости – след от рубленой раны головы или перелома теменной кости.
Исследователи отмечают, что переломы рёбер, а также костей свода черепа служат своеобразным маркером агрессивности, неблагоприятной социальной атмосферы в популяции. В Ананьине жили стрельцы, казаки и служилые люди, жизнь у них была тяжёлая и не мирная. К сожалению, палеопатологических исследований жителей европейской части России XVII–XVIII веков практически нет, поэтому обстановку, сложившуюся в это время в Прииртышье, не с чем сравнивать.
Исследователи продолжают работу, они планируют более полно реконструировать жизнь сибирских старожилов. «В текущем году мы собираемся делать сравнительный антропологический анализ русского и аборигенного населения», – говорит Лариса Татаурова.
Работа выполнена при поддержке Министерства образования и науки РФ.
Источник информации:
С.М. Слепченко, Л.В. Татаурова «Палеопатологии у русских первопоселенцев Тарского Прииртышья (по материалам могильника Ананьино I)». Вестник археологии, антропологии и этнографии, 2012, № 3 (18), 92