Выбор фона:
/ Новости сайта / Тайны истории / Катастрофа «Гинденбурга»: что же положило конец эре дирижаблей?
05.03.2013

Катастрофа «Гинденбурга»: что же положило конец эре дирижаблей?

Оценка: 0.0    2020 2 Тайны истории
09:13

245-метровый дирижабль немецкой постройки «Гинденбург» был, бесспорно, «Конкордом» и «Титаником» своих дней, причём в одном лице. С одной стороны, это был самый совершенный аппарат такого рода. С другой — на первый взгляд, строили его с некоторым, мягко говоря, легкомыслием.

Тем не менее, несмотря на все очевидные вольности, которые позволили себе его конструкторы, главной причиной катастрофы 6 мая 1937 года, когда напуганное человечество, по сути, положило конец крупному дирижаблестроению, стали вовсе не конструктивные просчёты.

Возгорание стало сочетанием случайной утечки и близости грозового фронта? (Фото U.S. Coast Guard.)
Возгорание стало сочетанием случайной утечки и близости грозового фронта? (Фото U.S. Coast Guard.)


Разумеется, крушение не было самым кровавым в истории. Погибло 13 членов экипажа, 22 пассажира и человек из наземной обслуги. Для сравнения: катастрофа британского R101 в 1930 году унесла жизни 48 из 54 человек на борту, а американский Akron в 1931 году убил 73 из 76. И это не вспоминая о более кровавой истории R38 или Dixmude (оба — в 1923).

Хотя «Гинденбург» сделали без грубых ошибок британского аналога и продумали лучше (кроме водорода) американского, именно его падение стало падением дирижаблей. Дело здесь в значительной степени в том, что несчастье смогли снять, а затем оно было раскручено американской прессой в хорошо знакомом читателю стиле «шок-видео». Никого не убеждало ни то, что погибло лишь 35 из 97 находившихся на борту, ни то, что вероятность отправиться на тот свет на «Гинденбурге» за время его службы была ниже 1%, а смертность среди пассажиров дирижаблей в целом — ниже, чем у перевозившихся самолётами той эпохи.

Детали случившегося до последнего времени оставались неясными. В своё время возникло даже подозрение (якобы разделявшиеся столь здравым человеком, как Генрих Мюллер), что взрыв был вызван бомбой, прикреплённой к дирижаблю заранее. Именно поэтому британский инженер Джем Стэнсфилд (Jem Stansfield) недавно провёл вместе с коллегами из Юго-Западного исследовательского института (США) эксперимент, в ходе которого они сожгли модель «Гинденбурга» длиной в 24 метра.

Что именно хотели выяснить специалисты? Немецкий дирижабль упал на землю потому, что начал гореть водород внутри него. Понятно, что применять водород было несовместимо с требованиями безопасности, тем более что гелиевые дирижабли к тому времени, прямо скажем, не были новостью. Больше того: «Гинденбург» изначально разрабатывался «под гелий». Однако США отказали продавать немцам материалы для изготовления гелия (Helium Control Act от 1927 года), что и привело к трагедии.

Но как именно водород начал вытекать из внутренней оболочки и что привело к его воспламенению? Ясно, что Макс Прусс, ветеран Первой мировой, командир дирижабля, грубо пренебрёг рекомендациями наземных служб не садиться ввиду близкого грозового фронта. Но никаких молний в дирижабль не било, да и утечки водорода близкий грозовой фронт вызвать не мог. Так что же погубило дирижабль, которому к тому моменту не было и двух лет?

Во-первых, утверждают эксперты, из-за неудачного покрытия (не обладавшего антистатическими свойствами) поверхность дирижабля была буквально наэлектризована. Утечка водорода считается более сложным вопросом. В хвостовой части корпуса, предположительно, произошёл (по неясным причинам) обрыв троса, рассоединившего шпангоуты дирижабля. В итоге четвёртая и пятая газовые ёмкости начали выпускать газ в пространство между самими баллонами и наружной оболочкой. Так образовалась взрывоопасная смесь, которую и подожгла искра статического электричества.

Эксперименты с моделями разных масштабов полностью подтвердили осуществимость такого сценария.

Таким образом, катастрофа, кроме конструктивного просчёта с водородом, была вызвана сочетанием обстоятельств и недооценкой опасности близкой грозы командиром корабля. Последствия получились... историческими: даже после недавних, казалось бы, весьма многообещающих попыток восстановить популяцию крупных дирижаблей так и не удаётся...

Опыты с разномасштабными макетами «Гинденбурга» подтвердили принципиальную возможность такого сценария. (Фото Discovery Channel.)
Опыты с разномасштабными макетами «Гинденбурга» подтвердили принципиальную возможность такого сценария. (Фото Discovery Channel.)


Подготовлено по материалам The Independent.

 
Источник:  http://science.compulenta.ru


Поделитесь в социальных сетях

Комментарии 2

0  
OlegD 05.03.2013 10:45 [Материал]
думаю при сегодняшнем уровне технологий есть возможность созданий достаточно безопасного дирижабля с тем же гелием. падает все и шары и самолеты и вертолеты так что вся безопасность в рамках статистики
0  
АМОЗОВ 05.03.2013 09:23 [Материал]
И все же дирижабли имеют право на существование и развитие,покуда нет гравицапы
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Похожие материалы

Разговоры у камина
Календарь
Последние комментарии
Как люди смогли выжить в ледниковый период при экстремальных условиях
Нет ссылей на первоисточники, на картинках смоделировано то, чего никогда не могло быть. Ледниковые (от Gr70)
Расследован таинственный случай воскрешения звезды
То не воскрешение было, а просто снижение яркости, по космическим причинам, а после снова проявилось (от Gr70)
Арктика оказалась теплее около 100 тысяч лет назад
Мда, как будто хотят спуститься в прошлое, для новых завоеваний. Ну нашли слои вечной мерзлоты, ну п (от Gr70)
Обнаружено "инопланетное растение"
Мало ли какими растениями была заселена Земля в далёком прошлом планеты? Опыты проводились специальн (от Gr70)
Как люди смогли выжить в ледниковый период при экстремальных условиях
Брехня всё это, человек не выживет в морозы, как согревались круглосуточно, как перемещались когда с (от amateurbeer)