Амазонки на русской равнине
Странные одеяния чувашек и туркменок
Сергей Соломко. «Василиса Микулична». 1911 год
Похожий праздничный костюм за две тысячи километров от Чувашии носят
женщины Туркмении. Там его используют прежде всего как танцевальный.
Когда танцовщица делает плавные и размеренные движения, покрывающие ее
костюм металлические пластинки издают нежный, мелодичный звон. Некоторые
специалисты считают, что такой костюм изначально был создан для танцев и
металлические пластинки нашивались только для звукового сопровождения.
Однако существует мнение, что в стародавние времена туркменские женщины
участвовали в боевых действиях, сражаясь в одном строю со своими
мужьями. С принятием ислама эта традиция была изжита, и боевые доспехи
постепенно превратились в танцевальный наряд.
Во времена походов Александра Македонского к югу от Аральского моря,
которое тогда звалось Оксианским озером, находилось государство Хорасмия
со столицей в одноименном городе. «В это же время, – пишет
древнеримский историк Арриан в своем труде "Поход Александра”, – пришел к
Александру и Фарасман, царь хорасмиев, с конницей в полторы тысячи
человек. Фарасман рассказал, что он живет по соседству с племенем колхов
и амазонками, и вызвался, если Александр пожелает, ударив на колхов и
амазонок, покорить заодно и племена, живущие у Эвксинского (Черного)
моря, быть ему проводником и заготовить все необходимое для войска».
Подобный удар, будь он воплощен в реальность, в любом случае пришелся бы
на территорию близ берегов Каспийского моря и современной Туркмении.
Девицы-богатырицы
Тухья – девичий головной убор закамских чувашей. ХVIII-XIX века
По крайней мере, у некоторых из них женщина не считалась достигшей
совершеннолетия, пока не убьет врага и не закрепит его отрубленную
голову у седла своей лошади. В отличие от соседних народов, сарматские, а
позднее и савроматские женщины пользовались изрядной свободой и носили
достаточно откровенные одежды. Многие историки считают, что для сарматов
долгое время были характерны черты матриархата. Жили эти племена к
северу от Кавказских гор и Черного и Каспийского морей.
Когда в XIX веке шла Кавказская война, то она ознаменовалась не только
жестокими боевыми столкновениями, но и соприкосновением двух культур:
современной русской и архаичной, полуязыческой северокавказской. Уже
тогда обращали на себя внимание сохранившиеся у некоторых
северокавказских народов древние традиции, когда женщины и мужчины жили
отдельными общинами и встречались только в определенное время года для
зачатия детей.
Можно вспомнить и полулегендарную – то ли русскую, то ли мордовскую –
княгиню Бориславну, жившую в районе Самарской Луки в эпоху раннего
Средневековья. На всю округу она была знаменита своей силой и
воинственностью. На той же Самарской Луке и поныне живы легенды об
усольках – местных бесстрашных амазонках, контролировавших соляное
месторождение в районе нынешнего села Усолье. В целом же в русских
легендах упоминаются «девицы-богатырицы», носившие название
«семиглазки», а также «поляницы». Главные былинные поляницы – это две
Настасьи, супруги Дуная и Добрыни. Силой и находчивостью отличается
также Василиса Микулична – жена незадачливого Ставра. Смелостью все три
не уступают мужчинам-богатырям, им не занимать умения метко стрелять из
лука и сражаться в рукопашном бою. Василиса Микулична с честью
выдерживает испытание в меткости и силе, при этом князь Владимир до
последнего отказывается верить, что перед ним женщина, признавая ее
молодцем Василием Микуличем.
Вероятнее всего, слово «поляница» – однокоренное со словами
«поляковать», «поле». В Древней Руси, когда кому-то «присуждали поле»,
значило, что ему предстоит поединок, состязание. Писатель и
исследователь Дмитрий Михайлович Балашов отмечает, что поляницы из
русских былин напоминают конных степных сарматских воительниц: они
обычно умелые наездницы и искусные лучницы. Эта теория объясняет, почему
Дунай и Добрыня сначала агрессивно реагируют на появление своих будущих
жен, вступая с ними в поединок. А как еще надо было встречать
иноземного всадника?
Впрочем, в былинах говорится, что все три «девицы-богатырицы» из Ляхии,
то есть из Польши. Там и поныне есть город Поляница-Здруй. Впрочем,
отметим, что античные авторы порой называли все праславянские земли
Сарматией или Скифией.
Следы из допотопного мира?
Чуваши и мордва. Саратовская губерния. Последняя треть ХIХ века
В арриановском «Походе Александра», помимо истории с Фарасманом,
встречается еще одно упоминание об амазонках. «Рассказывают, – пишет
древнеримский историк, – что Атропат, сатрап Мидии, привел к нему сотню
женщин; это были, по его словам, амазонки. Одеты они были как
мужчины-всадники, только вместо копий держали секиры и легонькие щиты
вместо тяжелых. Говорят, что правая грудь у них меньше; во время битвы
она наружу. Александр велел убрать их из войска, чтобы македонцы или
варвары не придумали чего в издевку над ними, но велел передать их
царице, что он сам придет к ней, так как желает иметь от нее детей». И
далее, после критики этой не совсем, по его мнению, правдоподобной
информации: «Известен рассказ о том, что к ним [амазонкам] послан был
Геракл, который привез в Элладу пояс царицы их Ипполиты, что афиняне под
предводительством Тезея первыми одержали победу над этими женщинами,
пришедшими в Европу, и отбросили их назад. Битва между афинянами и
амазонками изображена Миконом наравне с битвой между афинянами и
персами. Геродот часто рассказывает о них, и те, кто произносил
похвальное слово афинянам, павшим на войне, упоминали, как об одном из
важнейших событий, о сражении афинян с амазонками».
Отметим еще одно любопытное обстоятельство. Говоря о «допотопной моде»,
Альфред Рамбо вполне мог попасть в самую точку. Дело в том, что ряд
средневековых авторов, отталкиваясь, в свою очередь, от произведений
античных, называли амазонок в числе противников атлантов в ходе их
завоевательного похода против Восточного Средиземноморья и Европы.
Атлантам противостояли главным образом Древний Египет и некий народ,
живший на территории Греции, а также… амазонки. Чем закончился тот
злополучный поход, хорошо известно из произведений Платона. Боги
разгневались, Атлантида погибла, на Землю обрушился великий потоп, и
только через две-три тысячи лет человечество вновь начало возрождаться.
Так что, вполне возможно, праистория государства амазонок уходит в
допотопный мир, загадочный и совершенно нам неизвестный.
Комментарии 2
0
sezam
18.03.2013 16:42
[Материал]
Татарки, казачки, чувашки и прочие женщины - жены воинов.
Аналогично - жены касты самураев и жены янычар. Все эти народы и общности - остатки общеимперского войска, разогнанного в 19 веке узурпаторами и расчленителями. Именно из-за полувоенного быта женщины этих народностей имеют в свем характере много мужских черт и крепость духа. Хотя сейчас уже не так сильно, как раньше. |