Вход / Регистрация
02.11.2024, 23:09
Ангелы и Демоны в символизме Михаила Врубеля
Михаил Александрович Врубель(17 марта 1856, город Омск — 14 апреля
1910 Санкт-Петербург) — русский художник рубежа XIX—XX веков,
прославивший своё имя практически во всех видах и жанрах
изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и
театральном искусстве.
Он был известен как автор живописных полотен, декоративных панно, фресок и книжных иллюстраций.
Он был известен как автор живописных полотен, декоративных панно, фресок и книжных иллюстраций.
Был женат на известной певице Н. И. Забеле, портреты которой неоднократно писал.
Творчество
Михаила Александровича Врубеля - одно из самых значительных и
загадочных явлений русского искусства конца XIX века. Великое
мастерство, трагизм, героический дух и неповторимый декоративный дар
делают Врубеля художником на все времена. Вечно живущий в своем
собственном мире, недоступном пониманию других, Врубель смог воссоздать
свой сложный мир в образах своего необычного искусства, и эти образы
стали одними из важнейших вех русской культуры рубежа столетий.
Творчество
Врубеля может быть уподоблено взволнованной исповеди. И дело не только в
том, что он говорит о себе во множестве автопортретов и изображений,
носящих автопортретный характер. Едва ли не любая его композиция и даже
портрет - выражение "громадного личного мира художника", по словам
Александра Блока. Тем не менее, эти работы полнее раскрывают сущность
"рубежа веков" - эпохи, овеянной сознанием кризиса, пронизанной
предчувствиями конца света, - чем произведения любого бытописателя. "Кто
такой писатель? Тот, чья жизнь - символ. Я свято верю в то, что мне
достаточно рассказать о себе, чтобы заговорила эпоха, заговорило
человечество", - полагал другой выразитель духа времени, Томас Манн. Его
высказывание смело можно отнести и к Врубелю. В представлении эпохи
символизма Врубель становится олицетворением поэта-пророка, тайновидца, а
жизнь его - воплощенным символом, ознаменованием, живым подобием
легенды о Фаусте. В XX веке она приобретает особенную актуальность,
содержанием ее стал вопрос о возможностях и последствиях сделки
художника со злом ("Доктор Фаустус" Томаса Манна). Факт создания легенды
о Врубеле означает прежде всего насущную потребность эпохи в
освобождении от позитивизма с его плоской правдой, прозой, приземленной
пользой, рационализмом. На почве мятежа против позитивизма выросло и
неоромантическое по сути искусство Врубеля Михаила Александровича.
Символистская эпоха акцентировала в жизни Врубеля "печать безумия и
рока" (Блок) - одержимость образом Демона. Он неотступно преследует
мастера, манит неуловимостью облика, заставляет возвращаться к себе
вновь и вновь, избирать все новые материалы и техники для своего
воплощения. Как водится, в награду художник получает неограниченные
творческие возможности. Но расплата неизбежна - его постигает страшная
болезнь, смерть ребенка, безумие, гибель. Правдоподобию легенды в
немалой степени способствовал бред вины и раскаяния, мучившие больного
Врубеля в последние годы. "Верится, что Князь Мира позировал ему. - Есть
что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слез волнующих
картинах. Его Демон остался верен своей натуре. Он, полюбивший Врубеля,
все же и обманул его. Эти сеансы были сплошным издевательством и
дразнением. Врубель видел то одну, то другую черту своего божества, то
сразу и ту, и другую, и в погоне за этим неуловимым он быстро стал
продвигаться к пропасти, к которой его толкало увлечение проклятым. Его
безумие явилось логичным финалом его демонизма", - свои нити в пеструю
ткань легенды вплетает Александр Бенуа, наблюдавший затем, как
лихорадочно Врубель переписывал Демона поверженного, уже висевшего в
выставочном зале, открытом для зрителей.
Гамлет и Офелия, 1884г.
Сальери всыпает яд в бокал Моцарта, 1884г.
Богоматерь с Младенцем, 1884г.
Мадонна, 1885г.
Сафо, 1885г.
Ангел с кадилом и свечой, 1887г.
Гамлет и Офелия, 1888г.
Голова Демона, 1890г.
Демон сидящий, 1890г.
Демон смотрящий, 1891г.
Итальянская ночь (эскиз занавеса для Русской Частной Оперы), 1891г.
Итальянская ночь (эскиз занавеса для Русской Частной Оперы), 1891г.
Тамара и Демон, 1891г.
Свидание Тамары и Демона, 1891г.
Фантастический пейзаж, 1894г.
Примавера, 1894г.
Снегурочка, 1895г.
Надежда Забела-Врубель в роли царевны Волховы, 1898г.
Прощание царя морского с царевной Волховой, 1898г.
Пророк, 1898г.
Пан, 1899г.
Демон Летящий, 1899г.
Сирень, 1900г.
Царевна Лебедь, 1900г.
Демон поверженный, 1901г.
Шестикрылый серафим, 1904г.
Шестикрылый серафим, 1905г.
 
Источник: http://zharevna.dreamwidth.org
Комментарии 2
0
Проводник
18.03.2013 20:37
[Материал]
Более полная биография: http://vrubel.narod.ru/main_v.htm
Галерея картин Врубеля: http://www.wikipaintings.org/ru/mikhail-vrubel |