Семена созерцания
Одиночество навигатора
Таково описание опыта. А вот что чувствовал при этом герой Лема Пиркс: «Он распадался… Не на отдельные личности, а на страхи… На независимые друг от друга куски темноты… В этих мельканиях и взлетах было непонятное напряжение, усилие, будто при смертельной болезни, когда… сквозь мглу и пустоту что-то жаждет в последний раз отозваться, дотянуться до другого человека… Это безболезненная агония – мертвящий, нарастающий прилив небытия».
Наших, советских кандидатов в звездопроходцы испытанию «сумасшедшей ванной» не подвергали. Было другое, но с той же целью – сурдокамера, полностью отгораживающая от мира: от запахов, звуков, шумов, общения. Вот что рассказывают об этом сами космонавты. Андриян Николаев: «Хотелось услышать хотя бы тонюсенький птичий писк, увидеть что-нибудь живое. И вдруг меня словно кто-то в спину толкнул. Поворачиваюсь и в малюсеньком обзорном кружке вижу глаз – живой человеческий глаз. Он сразу исчез, но я его запомнил – от табачного цвета глаза до каждого волоска рыжеватых ресниц… Не знаю, как я не выкрикнул: "Ну, еще взгляни! Посмотри хоть малость!”» Борис Волынов: «Живое слово, только одно слово – что бы я отдал тогда за него!»
Концерты в мире безмолвия
Сурдокамера – помещение со звуконепроницаемыми стенами, в котором кандидаты в космонавты проводят много часов в изоляции
Вот что писал впоследствии один из его испытуемых: «Как я себя чувствовал? Порой хорошо, порой тоскливо. Настороженность какая-то была, постоянно прислушивался. Примерно на четвертые сутки стал "слышать” отрывки из музыкальных произведений – прелюдии Рахманинова, музыку Брамса, Равеля, Бетховена. Особенно чисто – Бетховен, Девятая симфония в немецком исполнении. Вдруг отчетливо увидел всю обстановку Большого зала консерватории и даже услышал голос женщины-конферансье. Были "слышны” голосовые пьесы, арии и романсы, и прямо-таки буйным мусором кружили наскучившие обрывки мешанины из танцевальных мелодий… Прямо преследовали. Одно от них было спасение – начинал прислушиваться к возможным шумам в камере, и всякое звучание любой музыки прекращалось. Очень испугало внезапное включение дистанционной фокусировки телекамеры. Породило неожиданную ассоциацию – лесоразработки в Прикарпатье, падающим деревом задавило человека. Поразила яркость представления работающей пилы и треска падающего дерева».
Не правда ли, очень похоже на слуховые и зрительные галлюцинации? По сути, это и должны быть галлюцинации, достигающие порой почти вещественной убедительности. Однако люди, обладающие здоровой психикой, обычно осознают, что с ними происходит, и могут избавиться от этого с помощью определенных приемов. Поэтому психологи называют такой «синдром одиночества» не галлюцинациями, а «эйдетическими представлениями» (от греческого «эйдос» – «образ»).
Полеты во сне и наяву
Космонавт Герман Титов во время испытания одиночеством
Зачастую полеты сопровождались и вероятными галлюцинациями. Так, летчик американских ВВС Аллен Крейг поведал, что в длительном высотном полете увидел… черта, сидящего на облаке, который как бы «отмахивал» его в сторону от намеченного курса. Пилот усилием воли заставил себя продолжать выполнение программы полета, но избавиться от черта так и не смог. Только был ли он всего лишь видением? Продолжим наше небольшое исследование.
Формулы творчества
В обычной обстановке на человека воздействуют широкие потоки внешних
раздражителей, как правило, сознанием не воспринимаемых, настолько они
привычны. В изоляции же – большей или меньшей – потоки эти прекращаются
либо затормаживаются, и наступает очередь эйдетических представлений.
Писатели и художники, понятно, в сурдокамерах не сидят, но работают по
большей части в одиночестве, и творческие озарения нередко бывают
связаны с этим. Например, И.А. Гончаров писал о своих героях: «Лица их
не дают мне покоя, пристают, позируют в сценах… Я слышу отрывки их
разговоров, и мне часто кажется, что я это не выдумываю, а просто все
носится в воздухе около меня, и мне надо только смотреть и вдумываться».
А Лев Толстой о своих литературных персонажах говорил так: «Я физически
видел их».
А вот как работал английский художник XVIII века Джошуа Рейнольдс. Он
набрасывал эскиз портрета натурщицы в течение 30-40 минут, и больше она
живописцу нужна не была. Он ставил кресло, где она сидела, на прежнее
место и реально видел ее образ, продолжая работу над портретом. Если
кто-то случайно оказывался между художником и креслом, Рейнольдс просил
его отойти в сторону и не заслонять образ женщины. Как тут не вспомнить
хрестоматийный пример с Мартином Лютером, запустившим чернильницей в
черта, внезап-но «возникшего» в углу его кабинета!
Атеист в раю
Широко известны книги Рэймонда Моуди «Жизнь после жизни» и «Жизнь
после смерти». А вот американский нейрохирург Александр Эбен,
преподававший в Гарварде и имевший безупречную научную репутацию, всегда
считал себя атеистом и в загробную жизнь не верил… До тех пор, пока в
октябре 2008 года не впал в недельную кому. Попросту говоря, кора его
головного мозга прекратила работу. Чем не пример полного, абсолютного
«устранения афферентных импульсов»! И вот тогда ученый, как уверяет он
сам, совершил… путешествие в рай. Вот как это описал Эбен: «Нет никакого
научного объяснения тому, что хотя тело мое было в коме, а кора мозга
отключилась, сам мозг продолжал работать и отправился в другую, гораздо
большую Вселенную – измерение, о существовании которого я никогда не
подозревал».
После этого события ученый обратился к церкви. Он написал книгу
«Путешествие нейрохирурга в загробный мир» о своем «потустороннем»
опыте. «Я по-прежнему врач и остаюсь человеком науки, – подчеркивает
ученый, – но на глубинном уровне я очень отличаюсь от того человека,
которым был до того, как увидел эту новую картину реальности».
Множественная Вселенная
Но, возможно, научное объяснение все-таки есть. Его предлагает
американский физик Хью Эверетт. Еще в 1990-х годах он предположил, что
происходящее с людьми, лишенными внешних воздействий, случается не
вследствие нарушения «правильной» работы мозга, а… на самом деле.
Эверетт считает, что наша Вселенная не одна (универсум – «один мир»), их
несколько, много или даже бесконечное число (мультиверсум – «много
миров»). И при определенных условиях (сенсорная изоляция, кома,
клиническая смерть) сознание человека может посещать другие ветви бытия.
А российский ученый Юрий Лебедев предложил «теорию склеек»,
математически обоснованную физиком Александром Гуцем в книге «Элементы
теории времени». Согласно этой концепции, миры могут соприкасаться. И
«отключенный» от нашей, привычной реальности человек может воспринимать
действительность иную, но не воображаемую, а столь же материальную,
существующую в обычно недоступных нам пластах мультиверсума. Эта
реальность может быть как очень близкой нашей (вспомните «концерты в
мире безмолвия»), так и очень далекой от нее («рай» Александра Эбена).
Вполне возможно, что множественность миров неисчерпаема.
Дверь в стене
В книге Томаса Мертона «Новые семена созерцания» приводится цитата из
Библии (правда, не уточняется, где именно в Книге книг это сказано):
«Быть одиноким и знать, что я есть Бог». Не в этом ли глубинный смысл
ухода глубоко верующих людей в монастыри, скиты, в отшельничество?
Прозрение, единение с Богом, едва ли возможное в миру… А «чистое
сознание» восточных учений? Одиночество как проводник к высшему знанию,
постижению Бога…
Голос Небес звучит негромко. Суматоха внешнего мира мешает расслышать
его четко. Благодати можно достичь, лишь отрешившись от этой суматохи –
Мертон вслед за многими, искавшими «небесное откровение», считает именно
так. Здесь вспоминается рассказ Герберта Уэллса «Дверь в стене». Речь
там идет о человеке, обнаружившем в детстве дверь в волшебный сад,
потерявшем дорогу к ней и посвятившем всю жизнь ее поискам. Наконец, ему
кажется, что он эту дверь нашел. Он распахивает ее, срывается с высоты и
разбивается… Так, во всяком случае, считают окружающие. «Но кто знает,
что ему открылось?» – восклицает писатель в финале рассказа.
Комментарии 9
0
дебора
14.04.2013 19:33
[Материал]
Я согласна с предыдущим комментарием, но не в той части , что мы истина нет , нет и нет мы испорчены первородным грехом , добро и зло , в нас ведет борьбу , истина есть Слово Божье, так гласит Библия и Иисус сказал в ней же Я, есть истина и жизнь , и я вовсе не фанат я прошла долгий путь сомнений и исканий , но конечно путь к истине у всех разный через все тернии.
|
0
Sanekptz
14.04.2013 19:52
[Материал]
Путь разный...так же как и к вершине горы множество путей,но вершина одна!
Чем ближе к вершине,тем ты тише...в тебе появляется больше любви и сострадания,понимания... Истина,вне истины т.к это концепция,идея ума. Она за пределами слов,мыслей...но все вокруг указывает на нее. Умом это не понять т.к он знает только движение,разделение...прошлое и будущее,но не настоящее! На самом деле:нет разделения-хотя все выглядит раздельным...парадокс) Понтий Пилат спросил у Иисуса, что такое Истина? Иисус молчал...это и был ответ! Иоанн сказал:все тайны скрыты в тишине и молчании... Испорчены первородным грехом-не обманывайте себя) Добро и зло,правильное и не правильное...все это суждение,разделение ума....изначально этого нет,все едино... Вернитесь к истоку! |
0
Sanekptz
14.04.2013 17:12
[Материал]
Ну а обычные люди? Что происходит с ними в ситуациях, когда «ничего нет, кроме них самих»?
в лучшем случае,познает тайны-что скрыты в тишине и молчании ! Это великий путь к себе-познанию себя...истины т.к ты и есть истина.... Тогда понятно о чем говорил Будда,Иисус,Лао-цзы,Бодхидхарма и многие другие. Путь давно открыт,известен и не надо уходить в горы,оставлять дома,жен и матерей... |
0
Alexei2012
14.04.2013 17:07
[Материал]
А что тут особо удивляться? Живем в матрице, а ищем причины в обыденной грешной жизни. Кому-то удается выйти за «предел» до физической кончины. Но чаще – нет.
My WebPage |