Вход / Регистрация
14.11.2024, 14:16
Свадьбы на Руси: как они проводились?
Обряд проведения свадьбы на Руси сложился ещё в древности. Какие-то традиции исчезли, а какие-то перешли к нам из культуры наших предков. В крестьянских свадьбах было гораздо больше ритуалов, т.к. в купеческих, боярских и княжеских семьях свадьбы играли по определённому регламенту - "Свадебному чину", где были прописаны все особенности проведения торжества.
Как и сейчас, свадьбы начинались со сватовства или сговора. Свадебный сговор обычно имел место быть в богатых семьях, когда уже была предварительная договорённость со стороны родителей, и её необходимо было только оформить. Присутствие священника на сватовстве было желательным пунктом, чтобы он подтвердил, что со стороны православной церкви препятствий к венчанию и свадьбе нет. В момент сговора жениха представляли тёще. В разных семьях это происходило по-разному. В купеческих и княжеских невеста не должна была при этом присутствовать, а вот в простых семьях знакомство происходило в присутствии невесты. По традиции сватовство завершался пиром. На другой день в дом родителей девушки приезжала мать жениха и смотрела невесту. После "смотрин", если никаких изъянов не обнаруживали, можно было играть свадьбу, что делали в доме родителей будущего мужа.
Долгое время на Руси свадьбе и венчанию предшествовало обручение, которое происходило за несколько дней, а иногда и недель до свадьбы. Кстати, лишь на обручении молодожены могли первый раз прилюдно поцеловаться. Подписывался "заряд" - специальный договор, согласно которому, сторона, которая расторгнет обручение, должна будет заплатить неустойку. Позже обручение стали проводить в один день с венчанием в доме невесты. "Заряд" в данном случае не составлялся, окончательно же он был ликвидирован Петром Первым. Со второй половины 18 века и по сегодняшний день венчание и обручение стали проводить в церкви единовременно.
Кстати, перевоз приданого был обязательным ритуалом, связанным со свадьбой. Приданики или числяне со стороны жениха принимали приданое со стороны невесты по описи. Утром в день свадьбы приданое вывешивалось или выкладывалось в помещение, где должно происходить застолье. До того момента, как оно будет продемонстрировано родителям жениха, при нём оставались приданики с обеих сторон.
С особой торжественное перевозилось свадебное ложе для жениха и невесты. Обычно за это отвечал дружка со стороны жениха, а со стороны невесты это делали постельницы. Обычно свадебное ложе оборудовали в каком-нибудь нежилом помещении. В крестьянских семьях это делали в доме родителей жениха. А "Домострой", который регламентировал проведение свадеб, рекомендовал проводить первую брачную ночь в доме невесты, ведь именно тесть несёт ответственность за её непорочность. Но эти рекомендации не всегда соблюдались. После обустройства брачного ложа можно было приступать к самой церемонии свадьбы.
К дому невесты жених должен был подъезжать на своём аргамаке. Женихи из простых семей делали это на санях, украшенных лентами и бубенцами, которые предупреждали о приближении жениха с его свитой. Как правило, родители жениха в этом торжестве не принимали участия, их заменяли посаженные отец и мать. О том, что поезд жениха выезжает за невестой, предупреждал посыльный, которого отправлял будущий тесть. Выкуп за право входа в дом невесты парень обычно платил не деньгами, а подарками и сладостями. Затем гостей рассаживали за стол, а посаженая мать шла к невесте, дабы удостовериться, что та готова к церемонии.
Когда молодые выходили к гостям, их осыпали зерном и хмелем, и жених должен был просить благословения у родителей невесты. Затем он сажал её в сани, которые ехали в церковь, сам же ехал на своих санях или верхом. Иногда родители в церковь не ездили, а сразу с гостями отправлялись в дом жениха. После венчания молодые ехали в дом родителей парня, где их встречали с караваем. Каждый из молодых должен был откусить его, пытаясь "отхватить" кусок побольше. В некоторых регионах вместе с караваем выносили решето, которое символизировало то, что беды минуют молодых, уходя, будто вода сквозь решето.
Потом у молодых было время отдохнуть, невесту причёсывали и переодевали. Потому что обычно на венчание молодые ездили в праздничной, но уже ношеной одежде. А переодевание символизировало начало новой жизни. Для гостей в это время устраивали так называемый фуршет с вином и закусками и демонстрировали приданое невесты. Столы обычно расставляли буквой Т, во главе сидели молодые, которым ставили каравай и несколько традиционных блюд в зависимости от региона. Это могли быть блины, хворост, сыр, пироги. Обычно в первый день застолье длилось недолго, жених с невестой уходили в помещение, где находилось их брачное ложе, а гости продолжали праздновать. В разных регионах первая брачная ночь проходила по-разному. В одних местах молодоженов не тревожили, а в других к ним периодически заглядывала сватья, чтобы подсказать что да как делать. Утром гости свадьбы приходили к новобрачным, снимали одеяло стрелой, дабы определить непорочность невесты. Если девушка не была целомудренна, то дружка, брав стакан с дырой на дне, зажимал дыру пальцем, наливал туда вино и подносил матери девушки. Когда та брала в руки стакан, он убирал палец, вино вытекало, что сопровождалось массовыми насмешками.
Утром теперь уже муж и жена вместе ходили в баню, а потом застолье продолжалось. Именно на второй день начиналось самое веселье, молодым дарили подарки, а водка "становилась горькой". Чтобы подсластить напиток, паре приходилось целоваться.
В крестьянских семьях на этом праздник заканчивался. В богатых дворах могли продолжать праздновать ещё несколько дней, иногда даже без участия молодых. С 18 века начали упрощать ритуалы проведения свадеб в императорских семьях. Во многих сёлах праздновали свадьбу по старым обычаям даже в годы советской власти. Если обратить внимание на свадьбы нашего времени, то можно заметить, что многие ритуалы сохранились со времён наших предков.
Как и сейчас, свадьбы начинались со сватовства или сговора. Свадебный сговор обычно имел место быть в богатых семьях, когда уже была предварительная договорённость со стороны родителей, и её необходимо было только оформить. Присутствие священника на сватовстве было желательным пунктом, чтобы он подтвердил, что со стороны православной церкви препятствий к венчанию и свадьбе нет. В момент сговора жениха представляли тёще. В разных семьях это происходило по-разному. В купеческих и княжеских невеста не должна была при этом присутствовать, а вот в простых семьях знакомство происходило в присутствии невесты. По традиции сватовство завершался пиром. На другой день в дом родителей девушки приезжала мать жениха и смотрела невесту. После "смотрин", если никаких изъянов не обнаруживали, можно было играть свадьбу, что делали в доме родителей будущего мужа.
Долгое время на Руси свадьбе и венчанию предшествовало обручение, которое происходило за несколько дней, а иногда и недель до свадьбы. Кстати, лишь на обручении молодожены могли первый раз прилюдно поцеловаться. Подписывался "заряд" - специальный договор, согласно которому, сторона, которая расторгнет обручение, должна будет заплатить неустойку. Позже обручение стали проводить в один день с венчанием в доме невесты. "Заряд" в данном случае не составлялся, окончательно же он был ликвидирован Петром Первым. Со второй половины 18 века и по сегодняшний день венчание и обручение стали проводить в церкви единовременно.
Кстати, перевоз приданого был обязательным ритуалом, связанным со свадьбой. Приданики или числяне со стороны жениха принимали приданое со стороны невесты по описи. Утром в день свадьбы приданое вывешивалось или выкладывалось в помещение, где должно происходить застолье. До того момента, как оно будет продемонстрировано родителям жениха, при нём оставались приданики с обеих сторон.
С особой торжественное перевозилось свадебное ложе для жениха и невесты. Обычно за это отвечал дружка со стороны жениха, а со стороны невесты это делали постельницы. Обычно свадебное ложе оборудовали в каком-нибудь нежилом помещении. В крестьянских семьях это делали в доме родителей жениха. А "Домострой", который регламентировал проведение свадеб, рекомендовал проводить первую брачную ночь в доме невесты, ведь именно тесть несёт ответственность за её непорочность. Но эти рекомендации не всегда соблюдались. После обустройства брачного ложа можно было приступать к самой церемонии свадьбы.
К дому невесты жених должен был подъезжать на своём аргамаке. Женихи из простых семей делали это на санях, украшенных лентами и бубенцами, которые предупреждали о приближении жениха с его свитой. Как правило, родители жениха в этом торжестве не принимали участия, их заменяли посаженные отец и мать. О том, что поезд жениха выезжает за невестой, предупреждал посыльный, которого отправлял будущий тесть. Выкуп за право входа в дом невесты парень обычно платил не деньгами, а подарками и сладостями. Затем гостей рассаживали за стол, а посаженая мать шла к невесте, дабы удостовериться, что та готова к церемонии.
Когда молодые выходили к гостям, их осыпали зерном и хмелем, и жених должен был просить благословения у родителей невесты. Затем он сажал её в сани, которые ехали в церковь, сам же ехал на своих санях или верхом. Иногда родители в церковь не ездили, а сразу с гостями отправлялись в дом жениха. После венчания молодые ехали в дом родителей парня, где их встречали с караваем. Каждый из молодых должен был откусить его, пытаясь "отхватить" кусок побольше. В некоторых регионах вместе с караваем выносили решето, которое символизировало то, что беды минуют молодых, уходя, будто вода сквозь решето.
Потом у молодых было время отдохнуть, невесту причёсывали и переодевали. Потому что обычно на венчание молодые ездили в праздничной, но уже ношеной одежде. А переодевание символизировало начало новой жизни. Для гостей в это время устраивали так называемый фуршет с вином и закусками и демонстрировали приданое невесты. Столы обычно расставляли буквой Т, во главе сидели молодые, которым ставили каравай и несколько традиционных блюд в зависимости от региона. Это могли быть блины, хворост, сыр, пироги. Обычно в первый день застолье длилось недолго, жених с невестой уходили в помещение, где находилось их брачное ложе, а гости продолжали праздновать. В разных регионах первая брачная ночь проходила по-разному. В одних местах молодоженов не тревожили, а в других к ним периодически заглядывала сватья, чтобы подсказать что да как делать. Утром гости свадьбы приходили к новобрачным, снимали одеяло стрелой, дабы определить непорочность невесты. Если девушка не была целомудренна, то дружка, брав стакан с дырой на дне, зажимал дыру пальцем, наливал туда вино и подносил матери девушки. Когда та брала в руки стакан, он убирал палец, вино вытекало, что сопровождалось массовыми насмешками.
Утром теперь уже муж и жена вместе ходили в баню, а потом застолье продолжалось. Именно на второй день начиналось самое веселье, молодым дарили подарки, а водка "становилась горькой". Чтобы подсластить напиток, паре приходилось целоваться.
В крестьянских семьях на этом праздник заканчивался. В богатых дворах могли продолжать праздновать ещё несколько дней, иногда даже без участия молодых. С 18 века начали упрощать ритуалы проведения свадеб в императорских семьях. Во многих сёлах праздновали свадьбу по старым обычаям даже в годы советской власти. Если обратить внимание на свадьбы нашего времени, то можно заметить, что многие ритуалы сохранились со времён наших предков.
 
Источник: https://earth-chronicles.ru
Комментарии 13
0
Soloveyhik7
26.04.2013 10:14
[Материал]
Лучше звучит- современная народная глупость ), пардон не наРодная, а массовая.
|
0
Istina
25.04.2013 22:10
[Материал]
Красота неописуемая!!!
Обряды русские имеют искорку но те, что определяются в настоящее время, а те, что воспевали Русь Великую... Надобно восстановить культуру на Руси и гордиться её Отечественным производством... Красивые песни, талантливые мыслящие люди, сказки, басни, шутки, танцы и т. д. Куда исчезла Русь с древними сказаниями? Эх Россия Матушка обмельчали твои богатыри... |