Курс на Берлин
Во второй половине июля 1941 года с продвижением линии фронта на восток начались налеты фашистской авиации на Москву. Советское командование решило дать достойный ответ. В результате детальной проработки вопроса выбор пал на 1-й минно-торпедный авиационный полк краснознаменной Балтики.
Моонзунд
Советский десант на остров Сааремаа
Географическое положение Моонзундских островов, четырех крупных и около 500 мелких, занимающих ключевое положение у входа в Финский и Рижский заливы, определяло их значение в обороне и обеспечивало боевую деятельность балтийцев на дальних подступах к Ленинграду. Моонзундские острова явились костью в горле, застрявшей в тылу наступающей фашистской армии.
Немцы, опьяненные первыми успехами в войне против Союза, недооценили значения Моонзундского архипелага, что и позволило спланировать налеты на Берлин с острова Сааремаа (Эзель). Учитывая опыт Первой мировой войны, Моонзунд укрепляли, но к началу войны строительство оборонительных сооружений на островах не было закончено. Героическая оборона Моонзундских островов в 1941 году – отдельная страница в летописи Великой Отечественной войны.
В начале сентября в связи с отступлением наших войск на материке возросла угроза вторжения на острова с востока. Поэтому все пристани, некоторые мосты и узлы дорог были заминированы. Для противодесантной обороны на подходах к островам было выставлено 180 мин заграждения. Находящийся в южной части острова Сааремаа Кагул явился аэродромом подскока для налета на Берлин самолетов ДБ-3 Балтийского флота и дальней авиации.
Подготовка авиаударов
Вверху: бомбардировщик ДБ-3ф (Ил-4). Внизу слева направо: полковник Е.Н. Преображенский, капитан А.Я. Ефремов, нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов
Уже в ночь на 6 августа 1941 года был произведен пробный разведывательный полет на Берлин группой из пяти машин ДБ-3 под командованием капитана А.Я. Ефремова. Все самолеты возвратились на аэродром. Пробный полет показал, что тактический радиус действия самолетов ДБ-3 обеспечивает возможность нанесения ударов по Берлину с воздуха. Но столицы Германии можно было достичь в основном над водной поверхностью моря и только в ночное время. После этого было принято окончательное решение. Отряд был увеличен за счет дальней авиации ВВС. Общее руководство отрядом осуществлял Е. Преображенский, а задачи на вылет ему ставил лично начальник авиации ВМФ генерал-лейтенант Жаворонков. Боеприпасы и горючее, а также запчасти для самолетов доставлялись на остров малыми боевыми кораблями и различными плавсредствами сначала из Таллина, а затем из Кронштадта.
Он первым потушил огни
Путь на Берлин
На свой аэродром вернулись далеко за полночь. Первым произвел посадку самолет полковника Преображенского. Некоторые садились неуверенно, чувствовались напряженность и усталость, но все машины вернулись благополучно. Принимал их лично генерал-лейтенант Жаворонков. Получив данные о выполнении задания и поздравив экипажи, он отправил их отдыхать. Предстояли последующие полеты на столицу Германии.
О неожиданности действий морских авиаторов говорит то, что утром 8 августа немецкие радиостанции сообщили о попытке 150 английских самолетов прорваться к Берлину. Англичане опровергли это: «Германское сообщение о бомбежке Берлина интересно и загадочно, так как 7-8 августа английская авиация над Берлином не летала».
Реакция фашистского командования на первую бомбардировку Берлина последовала немедленно. Дополнением к директиве ОКВ №34 от 12 августа 1941 года предписывалось: «Как только позволит обстановка, следует совместными усилиями соединений сухопутных войск, авиации и военно-морских сил ликвидировать военно-морские базы противника на островах Даго и Эзель. При этом особенно важно уничтожить вражеские аэродромы, с которых осуществляются воздушные налеты на Берлин…»
Как говорится, немцы опомнились. Начался штурм островов. Авиация противника пыталась обнаружить наши аэродромы на Моонзунде и уничтожить их. Но вылеты на Берлин продолжались…
После захвата Таллина немцами обстановка обострилась, и пришлось прекратить снабжение авиагруппы на острове Сааремаа горючим и боеприпасами. Кроме этого, воздушной разведке врага удалось обнаружить наши аэродромы. Слабая ПВО Моонзундских островов не смогла противостоять массированным налетам вражеской авиации. 6 сентября 28 самолетов врага разбомбили наши аэродромы на острове Сааремаа.
За весь период боевых действий балтийские летчики и пилоты дальней авиации произвели девять налетов на столицу Германии, последний из которых состоялся 4 сентября 1941 года. При этом 33 самолета дошли до цели и бомбили Берлин. На столицу фашистской Германии было сброшено свыше 36 тонн фугасных и зажигательных бомб и 34 снаряда с листовками.
Но без потерь не бывает, и авиагруппа потеряла 17 самолетов. Однако главное, что налеты советской авиации на Берлин оказали моральное воздействие: на немцев – отрицательное, на советских людей – положительное. Газеты писали: «…с тех пор столица Германии уже не решалась зажигать по вечерам свет на своих улицах. Бомбы Преображенского были первыми предвестниками неумолимого поражения. Он первым потушил огни Берлина».
Подвиг
После первого налета на Берлин появился приказ наркома обороны СССР
И.В. Сталина от 8 августа 1941 года №0265: «В ночь с 7 на 8 августа
группа самолетов Балтийского флота произвела полет в Германию и бомбила
город Берлин. 5 самолетов сбросили бомбы над центром Берлина, а
остальные на предместья города…» На сохранившемся документе правки по
тексту сделаны рукой Сталина, что подчеркивает значимость того
исторического подвига авиаторов в августе 1941 года.
Это действительно был подвиг. Фашисты уже нацелились на Москву, в июле
развернулось Смоленское сражение. Гитлер дал указание захватить нашу
столицу и сровнять ее с землей. А в это время советские летчики
совершили тяжелый перелет над морем и нанесли удар по Берлину. Гитлер
был взбешен… За первыми налетами последовали и другие. Уже 13 августа
Родина по достоинству оценила подвиг авиаторов. Указом Президиума
Верховного Совета СССР звания Героя Советского Союза были удостоены
летчики-балтийцы: полковник Е.Н. Преображенский, капитаны В.А.
Гречишников, А.Я. Ефремов, М.Н. Плоткин и П.И. Хохлов. А в сентябре
высокое звание также присвоили летчикам дальней авиации: майорам В.И.
Щелкунову и В.И. Малыгину, капитанам В.Г. Тихонову, Н.В. Крюкову и
лейтенанту В.И. Лахонину. Их имена стали известны всей стране. Многие
участники беспримерных вылетов на Берлин в августе 1941 года, в том
числе и наземный состав, были удостоены высоких государственных наград.
Это были тяжелые годы начала Великой Отечественной войны, и такие
подвиги закладывали фундамент будущей Великой Победы. Тогда любая
награда Родины ценилась на вес золота. Потом, когда началось победное
шествие нашей армии, такие героические поступки были отодвинуты на
второй план. И о таком значительном подвиге советских авиаторов в первые
месяцы нашествия фашистских орд на нашу Родину вспоминают нечасто, а
это несправедливо…