Загадочные карлики
Здесь живут пигмеи
Северный полюс на карте Меркатора окружен обширным материком,
разделенным на четыре части могучими реками. Сам же полюс венчает скала,
расположенная в центре внутриматерикового моря. Из подписи,
соответствующей большому острову к северу от Новой Земли и Шпицбергена,
следует, что «здесь живут пигмеи, их рост около четырех футов (122 см. –
Прим. ред.), и жители Гренландии называют их скрелингерами». Опираясь
на свидетельства Меркатора или же его неизвестных информаторов, можно
предположить, что культура сиртя (сопоставимая по ряду признаков с
чудью), заселявших арктическое побережье и предшествующих самоедским
племенам, представляла собой осколок легендарной цивилизации Гипербореи
или же некоей отдельной народности, некогда входившей в ее состав.
Ареал «карликового народа» мог простираться гораздо дальше арктического
побережья. Веский аргумент в пользу этого предположения – кельтские
предания о племенах богини Дану. Эти прибывшие с таинственных северных
островов племена относились к предпоследней волне завоевателей Ирландии,
утвердившейся на острове после победы над своими демоническими
соперниками фоморами. Впоследствии племена богини Дану были вынуждены
уступить в сражении сыновьям Миля, считавшимся предками исторических
ирландцев.
После битвы поэт и провидец Амарген разделил страну на две части:
подземную, которая досталась племенам богини Дану, и наземную, где
властвовали люди. Десять крупнейших холмов-сидов были распределены между
племенами богини. Предания об этих племенах легли в основу последующих
представлений о сидах – жителях нижнего мира, поименованных так по
названию холмов, в которых они обитали. В этой связи стоит вспомнить о
насельниках ненецких сопок-седе (от ненецкого «седее» – «бугор»,
«сопка», «куполообразное возвышение земной поверхности»). Эти образы
вполне соответствуют ирландским представлениям о ши, гэльское название
которых означает «народ, живущий в холмах». В Англии их также называют
«народом холмов». Цепочку замыкает представление о fairy – волшебном
народе маленького роста (феи, эльфы), населяющем холмы и нередко
похищающем человеческих детей.
Подобные представления вполне согласуются с ненецкими сказаниями о сиртя
– диковинных «маленьких людях», также похищающих детей, и преданиями о
чуди, «совершающей обмен» детей – буквально «переводящих» их из этого
мира в иной.
Странные находки
То, что изложенные выше представления имеют под собой реальное
основание, подкрепляется, в частности, открытием неолитического
поселения Скара-Брей на Оркнейских островах (Северная Шотландия).
Поселение Скара-Брей было обнаружено в 1850 году, когда сильный ураган
обнажил недра одного из прибрежных холмов. Раскопки в Скара-Брей были
начаты только в 1920-х годах профессором археологии Гордоном Чайлдом.
Поселение было основано в 3100 году до н. э. и, как полагают,
процветало, по крайней мере, до 2500 года до н. э.
Главный казус заключался в том, что буквально все, от каменной кладки
стен и кроватей до потолков и дверных проемов, было рассчитано на людей
ростом не выше одного метра! На некоторых каменных предметах были
обнаружены загадочные надписи на неизвестном языке. Специалисты по
древним языкам предположили, что речь идет о самой старой версии
рунического алфавита, известного как футарк. Однако последние
исследования показали, что знаки на каменных предметах в Скара-Брей не
имеют ничего общего ни с футарком, ни с рунами вообще.
Аналогичное открытие было сделано во время раскопок курганов у села
Власовка Грибановского района Воронежской области, начатых в 1985 году.
Там было обнаружено «капище карликов», состоящее из лабиринта
(представляющего собой разветвленную систему подземных ходов с ровными
полами и прямыми стенками) и собственно святилища. Искусственное
происхождение лабиринта было подтверждено наличием вертикальных
колодцев.
Проведенные расчеты показали, что подземные ходы такого размера могли
прокладывать человеческие существа ростом не выше 80 сантиметров и весом
не более 25 килограммов.
Останки маленьких людей
Ключом к подобного рода находкам может служить открытие, меняющее
представления о процессе эволюции человека. В 2003 году во время
раскопок на индонезийском острове Флорес профессор Майк Морвуд из
Университета Новой Англии в австралийском городе Армидейл и его коллеги
обнаружили останки неизвестного ранее вида существ, которых окрестили
Homo floresiensis.
Фрагменты скелета, обнаруженные в известняковой пещере Лианг-Буа,
принадлежали малорослому прямоходящему гоминиду. Анализ черепа показал,
что это был нормальный взрослый индивидуум, а не больной или
мутировавший экземпляр.
Несмотря на небольшой объем мозга, эти существа обладали развитым
интеллектом – они изготовляли орудия труда из камня и пользовались
огнем. Карлики не относятся к Homo sapiens, но в то же время и не
являются уменьшенной разновидностью современных пигмеев, которые имеют
мозг такого же объема, что и нынешние люди нормального роста. Возраст
обнаруженных останков варьируется от 95 до 12 тысяч лет, т.е. эти
существа жили одновременно с человеком! Отдельные ученые полагают, что
представители такого рода существ могли дожить и до наших дней.
Доказательством тому служат местные предания о расе кровожадных
маленьких людей, которых здесь называют Эбу Гого («бабушка, которая ест
все подряд»). Открытие Homo floresiensis позволяет переосмыслить целый
пласт фольклорных сведений, связанных с образами карликового народа,
считавшихся до последнего времени плодом народной фантазии.
Они были везде
Вера в карликовых существ, похищающих маленьких детей и даже взрослых
(особенно беременных женщин или молодых матерей), не ограничивается
каким-либо одним регионом. Помимо Европейского и Русского Севера
упоминания о них встречаются в Китае и на тихоокеанском побережье
Америки. Предания связывают причину этих похищений с сохранением и
улучшением расы карликовых существ.
В Мексике подобные существа известны как икалы. В переводе с языка
индейцев племени цельтали «ихк» буквально означает «черное существо».
Согласно сведениям, собранным американским антропологом Брайаном
Строссом, икалы выглядят как низкорослые (менее метра) волосатые черные
человечки. Они обитают в пещерах, которые местные жители стараются
обходить стороной. Икалы летают по воздуху, нападают на индейцев и
похищают их: «Порой их видят летящими с какими-то привязанными к спине
предметами, похожими на ракеты. С помощью этих ракет, как утверждают,
они иногда похищают людей». Согласно убеждениям индейцев, похищенные
женщины «становятся настолько плодовитыми, что могут рожать каждый месяц
или даже каждый день. Дети рождаются черными, и в отцовских пещерах их
обучают искусству летать».
Многочисленные примеры встреч с карликовым народом на территории Европы в
сравнительно недавнее время были собраны в 1909 году американским
исследователем Уолтером Эвансом-Венцем в книге «Представления о фэйри в
кельтских странах». София Моррисон в предисловии к «Мэнским волшебным
сказкам» лаконично формулирует: «Этот малый народец – существа ростом
два-три фута, но во всем остальном очень похожие на людей. Они носят
красные шапки и зеленые куртки и любят охотиться». Особенная
воинственность являлась отличительной чертой карликовых существ,
фигурирующих в шотландских народных преданиях под именем «лапанах».
Предания описывают их как низкорослых человечков, наделенных
значительной силой. Их называли нахамгуисган, а также тамгаисг или
амгуиш.
Известно, что еще в 1850 году черных волосатых человечков – во Франции
они назывались лютенами или гномиками – часто встречали в районе Пуату.
Причем местонахождение их жилищ в близлежащих пещерах считалось хорошо
известным. В 50-х годах XIX века, возвращаясь в свою деревню на реке
Эгре, несколько женщин, перейдя мост незадолго до полуночи, услышали
сильный шум и увидели нечто, от чего, по их словам, «кровь застыла в
жилах». Некий объект – за отсутствием подходящей аналогии они назвали
его «колесницей со скрипучими колесами» – взбирался на холм с
потрясающей скоростью. Его тащили гномики. Странная колесница
перепрыгнула через виноградник и затерялась в ночи.
Задолго до открытия Homo floresiensis антрополог Мак Ричи предложил
теорию, согласно которой предания об эльфах есть не что иное, как
воспоминания о реальном народе, который ушел в пещеры. Приведенные выше
факты позволяют заключить, что данная теория, по всей видимости,
соответствует действительному положению дел. Теперь можно говорить о
карликовом народе как о вполне объективной антропологической реалии,
оставившей свой след не только в памяти соседствующих с ним исторических
народов.