Вход / Регистрация
22.11.2024, 10:41
Гомункулы - духи из пробирки
В XV-XVI веках среди алхимиков была очень популярна идея о создании
гомункула - искусственного человека - посредством алхимического
процесса. Пытался вырастить своего гомункула и Парацельс.
И хотя сам он утверждал, что добился в этом деле успеха, нет ни одного свидетельства, подтверждающего сей факт. Не слишком убедительно выглядят и доказательства одного из его последователей, графа фон Кюффштейна, вырастившего якобы целый десяток гомункулов.
Впрочем, стоит ли придираться? В конце концов, есть признанные авторитеты, которые не считали зазорным принимать их слова на веру. Спустя три века после Парацельса Иоганн Гете написал драму "Фауст", герой которой создает живого маленького человечка - гомункула. А раз так, то почему бы нам хотя бы не заинтересоваться, как же это делается?
В своем трактате "De Natura Rerum" Парацельс написал: "Человеческие существа могут появляться на свет без естественных родителей". Он был уверен, что эти "существа" могут расти и развиваться, будучи созданными без участия мужского и женского начал. Великий "зазнайка" утверждал, что человека можно создать искусственным путем, для чего достаточно лишь вмешательство опытного алхимика.
Итак, для "приготовления человека" - гомункула - потребуется воздухонепроницаемая склянка, сперма и... конский навоз. (Сперма - главный ингредиент в этом рецепте. Для получения результата яйцеклетка не нужна. Помещаем сперму в склянку, закапываем в навоз и... идем за помощью к знакомому алхимику - без него никак нельзя, ведь только он может заставить субстанцию ожить и начать двигаться.
Через сорок дней органическое содержимое бутыли приобретет форму и черты человека, правда, лицезреть это чудесное превращение сможет опять-таки только алхимик, для всех прочих - непосвященных - "полуфабрикат" гомункула будет невидим. Впрочем, расстраиваться рано. Запаситесь терпением и в течение последующих сорока недель содержите невидимку при температуре утробы кобылицы и щедро питайте его "человеческой жизненной силой", то бишь кровью.
В результате вам явится во всей своей красе гомункул - совершенное человеческое дитя, которое если чем и будет отличаться от рожденного женщиной, то только своими крошечными размерами. А что с ним делать дальше? Если верить Парацельсу, то "его можно вырастить и воспитать, как и любого другого ребенка, пока оно не станет старше и не приобретет разум и интеллект и не будет в состоянии само заботиться о себе".
Вы улыбаетесь? Большей глупости вам слушать не доводилось? Так-то оно так, но все же не торопитесь освистывать доктора Гогенгейма. В конце концов из этой его "бредовой" затеи выросло нечто более важное - метод оплодотворения "in vitro" ("из пробирки"), благодаря которому многие люди наконец обрели долгожданного ребенка.
Как бы там ни было, опыт Парацельса, пусть и неудачный, взволновал многие умы, так что последователей у него было достаточно. В 1873 году в Вене вышла книга некоего доктора Эмиля Безецны "Сфинкс", в которой любопытные читатели при желании могли найти несколько интересных описаний "духов",- произведенных графом Иоганном Фердинандом фон Кюффштейном в Тироле в 1775 году.
Источником этих описаний являлся дневник Джаспера Каммерера, служившего у графа в почетной должности дворецкого и ассистента. Именно благодаря его откровениям нам теперь доподлинно известно, что на службе у фон Кюффштейна было десять гомункулов, или, как он их называл, "пророчествующих духов", которые жили в бутылях, наполненных водой.
Эти самые "духи" были созданы за пять недель совместных усилий самого графа фон Кюффштейна и итальянского мистика аббата Гелони. Каждый из гомункулов получил свое имя - одного назвали "королем", второго - "королевой", третьего - "рыцарем", четвертого - "монахом", пятого -"монахиней", шестого - "архитектором", седьмого - "рудокопом", восьмого - "серафимом". А девятый и десятый "духи" были известны как голубой и красный.
Бутыли, в которых содержали гомункулов, были закрыты с помощью бычьих пузырей и некой магической печати. Надо сказать, что "духи" были совсем небольшого роста - всего 23 сантиметра, что очень расстраивало их создателя фон Кюффштейна.
Желая, чтобы они выросли побыстрее, граф поместил их в еще более крупные бутыли. Потом зарыл их в кучу лошадиного навоза и чуть ли не собственноручно каждый день обрызгивал ее некоей жидкостью. После всех этих процедур навоз начал бродить и испускать пар, как будто согреваемый подземным огнем.
Граф решил, что пришла пора вынимать бутыли на свет Божий, ему не терпелось посмотреть, насколько подросли его "крошки". Что ж, обнаружилось, что гомункулы и в самом деле здорово прибавили в росте - достигли целых 35 сантиметров, к тому же у особей мужского пола выросли бороды и ногти.
Аббат Гелони снабдил всех "духов" подходящей одеждой - согласно их рангу и достоинству. Только синему и красному "духу" по причине бестелесности одеяния не досталось. Они вообще были не видны человеческому глазу. Когда аббат ударял по печати на горлышке, вода в бутыли окрашивалась в голубой (или, соответственно, фасный) цвет, а "духи" показывали лица. Лицо голубого "духа" было прекрасным, а лицо красного "духа", напротив, производило ужасающее впечатление.
Граф кормил своих подопечных раз в четыре дня неким розовым веществом. Раз в неделю бутыли наполнялись чистой дождевой водой. Смену воды производили очень быстро, поскольку, когда "духи" оказывались на воздухе, они теряли сознание. Рацион красного "духа" включал еженедельный глоток крови цыпленка, причем кровь исчезала в воде тут же, не успевая даже окрасить ее.
Кстати, воду ему меняли с завидной регулярностью - раз в два или три дня, причем каждый раз, когда бутыль открывали, вода в ней становилась темной, мутной и распространяла запах тухлых яиц. Голубому "духу" оставалось только мечтать о подобном обращении - его бутыль всегда была запечатана, а потому он ничего не ел и всю свою жизнь прожил в одной и той же «водной среде».
Зачем же графу понадобились гомункулы? Все очень просто. Бутыли с "пророчествующими духами" приносили в помещение, где встречались члены масонской ложи, председателем которой был сам фон Кюффштейн. Во время собраний "духи" предсказывали грядущие события, и почти всегда их пророчества сбывались. Они знали самое сокровенное, но каждый из них был знаком лишь с тем, что относилось к его званию: например, "король" мог говорить о политике, "монах" - о религии, "рудокоп" - о минералах. Только голубой и красный "духи" знали все.
По несчастной случайности сосуд, в котором содержался "монах", упал на пол и разбился. Бедный гомункул умер после нескольких мучительных вдохов, несмотря на все усилия графа спасти его. Попытка произвести такого же, предпринятая графом в одиночку без помощи аббата (который незадолго перед тем уехал), привела к неудаче. Графу удалось создать лишь маленькое существо, слабо напоминающее пиявку, которое вскоре умерло.
А "король" так и вовсе распоясался: сбежал из своей бутыли, которая не была как следует запечатана. Когда его нашел дворецкий, "король" сидел на верху бутыли, в которой содержалась "королева", и пытался освободить ее. На зов прибежал граф, после непродолжительной погони поймал беглеца, который из-за длительного пребывания на воздухе уже был близок к обмороку, и вернул его в бутыль.
По-видимому, в последующие годы граф фон Кюффштейн начал беспокоиться о спасении своей души, проснувшаяся совесть все настойчивее требовала его избавиться от гомункулов, что он после недолгих колебаний и сделал.
Правда это или нет - теперь уже не выяснить. Впрочем, главное в том, что сама мысль о создании человека внеполовым путем перестала быть кощунственной. Во всяком случае, в XIX веке немецкий химик Юстус Либих предполагал, что когда-нибудь химия непременно создаст органические вещества искусственным способом. А Якоб Молешотт - известный немецкий физиолог и философ, живший в том же XIX веке, - пошел еще дальше: он уверял, что в состоянии создать условия, в которых могут быть произведены органические формы.
...В Риме, на одной из площадей, сегодня можно найти большой камень, на который нанесены какие-то непонятные знаки. Говорят, что эти письмена не что иное, как зашифрованная формула создания искусственного человека - гомункула.
А.Афанасьева
"Интересная газета. Магия и мистика" №17
И хотя сам он утверждал, что добился в этом деле успеха, нет ни одного свидетельства, подтверждающего сей факт. Не слишком убедительно выглядят и доказательства одного из его последователей, графа фон Кюффштейна, вырастившего якобы целый десяток гомункулов.
Впрочем, стоит ли придираться? В конце концов, есть признанные авторитеты, которые не считали зазорным принимать их слова на веру. Спустя три века после Парацельса Иоганн Гете написал драму "Фауст", герой которой создает живого маленького человечка - гомункула. А раз так, то почему бы нам хотя бы не заинтересоваться, как же это делается?
Рецепт приготовления человека
В своем трактате "De Natura Rerum" Парацельс написал: "Человеческие существа могут появляться на свет без естественных родителей". Он был уверен, что эти "существа" могут расти и развиваться, будучи созданными без участия мужского и женского начал. Великий "зазнайка" утверждал, что человека можно создать искусственным путем, для чего достаточно лишь вмешательство опытного алхимика.
Итак, для "приготовления человека" - гомункула - потребуется воздухонепроницаемая склянка, сперма и... конский навоз. (Сперма - главный ингредиент в этом рецепте. Для получения результата яйцеклетка не нужна. Помещаем сперму в склянку, закапываем в навоз и... идем за помощью к знакомому алхимику - без него никак нельзя, ведь только он может заставить субстанцию ожить и начать двигаться.
Через сорок дней органическое содержимое бутыли приобретет форму и черты человека, правда, лицезреть это чудесное превращение сможет опять-таки только алхимик, для всех прочих - непосвященных - "полуфабрикат" гомункула будет невидим. Впрочем, расстраиваться рано. Запаситесь терпением и в течение последующих сорока недель содержите невидимку при температуре утробы кобылицы и щедро питайте его "человеческой жизненной силой", то бишь кровью.
В результате вам явится во всей своей красе гомункул - совершенное человеческое дитя, которое если чем и будет отличаться от рожденного женщиной, то только своими крошечными размерами. А что с ним делать дальше? Если верить Парацельсу, то "его можно вырастить и воспитать, как и любого другого ребенка, пока оно не станет старше и не приобретет разум и интеллект и не будет в состоянии само заботиться о себе".
Вы улыбаетесь? Большей глупости вам слушать не доводилось? Так-то оно так, но все же не торопитесь освистывать доктора Гогенгейма. В конце концов из этой его "бредовой" затеи выросло нечто более важное - метод оплодотворения "in vitro" ("из пробирки"), благодаря которому многие люди наконец обрели долгожданного ребенка.
"Пророчествующие духи"
Как бы там ни было, опыт Парацельса, пусть и неудачный, взволновал многие умы, так что последователей у него было достаточно. В 1873 году в Вене вышла книга некоего доктора Эмиля Безецны "Сфинкс", в которой любопытные читатели при желании могли найти несколько интересных описаний "духов",- произведенных графом Иоганном Фердинандом фон Кюффштейном в Тироле в 1775 году.
Источником этих описаний являлся дневник Джаспера Каммерера, служившего у графа в почетной должности дворецкого и ассистента. Именно благодаря его откровениям нам теперь доподлинно известно, что на службе у фон Кюффштейна было десять гомункулов, или, как он их называл, "пророчествующих духов", которые жили в бутылях, наполненных водой.
Эти самые "духи" были созданы за пять недель совместных усилий самого графа фон Кюффштейна и итальянского мистика аббата Гелони. Каждый из гомункулов получил свое имя - одного назвали "королем", второго - "королевой", третьего - "рыцарем", четвертого - "монахом", пятого -"монахиней", шестого - "архитектором", седьмого - "рудокопом", восьмого - "серафимом". А девятый и десятый "духи" были известны как голубой и красный.
Прекрасен ликом дух голубой
Бутыли, в которых содержали гомункулов, были закрыты с помощью бычьих пузырей и некой магической печати. Надо сказать, что "духи" были совсем небольшого роста - всего 23 сантиметра, что очень расстраивало их создателя фон Кюффштейна.
Желая, чтобы они выросли побыстрее, граф поместил их в еще более крупные бутыли. Потом зарыл их в кучу лошадиного навоза и чуть ли не собственноручно каждый день обрызгивал ее некоей жидкостью. После всех этих процедур навоз начал бродить и испускать пар, как будто согреваемый подземным огнем.
Граф решил, что пришла пора вынимать бутыли на свет Божий, ему не терпелось посмотреть, насколько подросли его "крошки". Что ж, обнаружилось, что гомункулы и в самом деле здорово прибавили в росте - достигли целых 35 сантиметров, к тому же у особей мужского пола выросли бороды и ногти.
Аббат Гелони снабдил всех "духов" подходящей одеждой - согласно их рангу и достоинству. Только синему и красному "духу" по причине бестелесности одеяния не досталось. Они вообще были не видны человеческому глазу. Когда аббат ударял по печати на горлышке, вода в бутыли окрашивалась в голубой (или, соответственно, фасный) цвет, а "духи" показывали лица. Лицо голубого "духа" было прекрасным, а лицо красного "духа", напротив, производило ужасающее впечатление.
Условия содержания
Граф кормил своих подопечных раз в четыре дня неким розовым веществом. Раз в неделю бутыли наполнялись чистой дождевой водой. Смену воды производили очень быстро, поскольку, когда "духи" оказывались на воздухе, они теряли сознание. Рацион красного "духа" включал еженедельный глоток крови цыпленка, причем кровь исчезала в воде тут же, не успевая даже окрасить ее.
Кстати, воду ему меняли с завидной регулярностью - раз в два или три дня, причем каждый раз, когда бутыль открывали, вода в ней становилась темной, мутной и распространяла запах тухлых яиц. Голубому "духу" оставалось только мечтать о подобном обращении - его бутыль всегда была запечатана, а потому он ничего не ел и всю свою жизнь прожил в одной и той же «водной среде».
Печальная участь
Зачем же графу понадобились гомункулы? Все очень просто. Бутыли с "пророчествующими духами" приносили в помещение, где встречались члены масонской ложи, председателем которой был сам фон Кюффштейн. Во время собраний "духи" предсказывали грядущие события, и почти всегда их пророчества сбывались. Они знали самое сокровенное, но каждый из них был знаком лишь с тем, что относилось к его званию: например, "король" мог говорить о политике, "монах" - о религии, "рудокоп" - о минералах. Только голубой и красный "духи" знали все.
По несчастной случайности сосуд, в котором содержался "монах", упал на пол и разбился. Бедный гомункул умер после нескольких мучительных вдохов, несмотря на все усилия графа спасти его. Попытка произвести такого же, предпринятая графом в одиночку без помощи аббата (который незадолго перед тем уехал), привела к неудаче. Графу удалось создать лишь маленькое существо, слабо напоминающее пиявку, которое вскоре умерло.
А "король" так и вовсе распоясался: сбежал из своей бутыли, которая не была как следует запечатана. Когда его нашел дворецкий, "король" сидел на верху бутыли, в которой содержалась "королева", и пытался освободить ее. На зов прибежал граф, после непродолжительной погони поймал беглеца, который из-за длительного пребывания на воздухе уже был близок к обмороку, и вернул его в бутыль.
По-видимому, в последующие годы граф фон Кюффштейн начал беспокоиться о спасении своей души, проснувшаяся совесть все настойчивее требовала его избавиться от гомункулов, что он после недолгих колебаний и сделал.
И невозможное возможно
Правда это или нет - теперь уже не выяснить. Впрочем, главное в том, что сама мысль о создании человека внеполовым путем перестала быть кощунственной. Во всяком случае, в XIX веке немецкий химик Юстус Либих предполагал, что когда-нибудь химия непременно создаст органические вещества искусственным способом. А Якоб Молешотт - известный немецкий физиолог и философ, живший в том же XIX веке, - пошел еще дальше: он уверял, что в состоянии создать условия, в которых могут быть произведены органические формы.
...В Риме, на одной из площадей, сегодня можно найти большой камень, на который нанесены какие-то непонятные знаки. Говорят, что эти письмена не что иное, как зашифрованная формула создания искусственного человека - гомункула.
А.Афанасьева
"Интересная газета. Магия и мистика" №17