Тайные секреты археологических артефактов
Эта финикийская статуэтка из слоновой кости когда-то была позолочена. (Рисунок: © Musée du Louvre/R. Chipault
Исследователи из Германии и Франции сообщают о результатах химического анализа, указывающего, на то, что изготовленные из слоновой кости артефакты финикийской цивилизации, датирующиеся примерно 8 веком до н.э., содержат невидимые невооруженным глазом следы металла.
Обнаруженные на изделиях металлы входят в состав красителей, обычных для эпохи античности, таких, например, как медьсодержащий пигмент египетская синь или железосодержащий гематит. Как поясняет химик из лаборатории молекулярной и структурной археологии Парижа Ина Рейше (Ina Reiche), обнаруженные на финикийских артефактах металлы не являются типичными ни для самой слоновой кости, ни для почвы, в которой они были обнаружены. Рейше возглавляла исследование артефактов, которые первоначально были обнаружены на раскопках в Сирии, а в настоящее время хранятся в Баденском музее (Карлсруэ, Германия).
Финикийцы были народом торговцев и мореплавателей, говорили на семитском языке, родственном современному ивриту, их алфавит с некоторыми изменениями был заимствован древними греками. Финикийцы отдавали предпочтение красным и жёлтым цветам в одежде, которая изготавливалась изо льна, они контролировали торговлю красным пигментом в Средиземноморье в период 1500-300 годов до н.э.
Как отмечает Рейше, историки и ранее предполагали, что финикийские
скульптуры из слоновой кости первоначально были окрашены, однако к
настоящему времени подавляющее большинство исследований смогло изучить
лишь небольшое количество визуально наблюдаемых пятен на поверхности
слоновой кости. Исследователи из группы Рейше использовали синхротрон
для изучения всей поверхности артефактов с микрометровым разрешением,
используя для этого метод рентгеновской флуоресценции. Такой подход к
анализу позволил определить распределение утраченной к нашему времени
пигментации артефактов.
Бенджамин Портер (Benjamin W. Porter), археолог из Университета Калифорнии (Беркли), заявляет, что точная информация о том, как изначально выглядел тот или иной доисторический артефакт, очень важна для археологов и историков. Это обстоятельство позволяет понять, почему современники могли придавать какой-то определенной статуэтке такое большое, в ряде случаев сакральное значение. Он добавляет, что есть еще немало объектов наследия человеческой цивилизации, которые можно было бы изучить. Портер уверен, что метод анализа, использованный Рейше, может быть использован для изучения особенностей утраченной пигментации многих предметов древнего искусства – от барельефов на стенах дворцов царей Ассирии и росписей древнеегипетских саркофагов до использовавшихся повседневно глиняных горшков землепашцев и рыбаков.