Вход / Регистрация
22.12.2024, 20:09
У «Гиперпетли» Элона Маска был прототип
Элон Маск не первый американский предприниматель, предложивший революционизировать наземный транспорт. В 1869 году нечто подобное в Нью-Йорке хотел сделать Альфред Эли Бич. Только вместо «Гиперпетли» у него были пневматические трубы.
Бич, родившийся в семье владельца богатой нью-йоркской газеты Sun, достойно поддерживал семейные традиции, поскольку купил тогда ещё молодой журнал Scientific American. Но в душе это был изобретатель: он запатентовал немало интересных идей вроде пишущей машинки для слепых и методов усовершенствования канатной дороги. Пневматическое метро — самый известный из его проектов. В борьбе за финансирование эта инициатива даже конкурировала некоторое время со знаменитыми нью-йоркскими эстакадами.
Давайте перенесёмся в Нью-Йорк середины XIX века: телеги с грузами, конные экипажи, толпы пешеходов. «Почему бы не построить новые улицы ниже уровня земли — там, где конные трамваи могли бы перемещаться беспрепятственно?» — думал поначалу Бич. Но в 1863 году в Лондоне открылся метрополитен на паровой тяге, и ход мысли изобретателя принял другое направление. Возможно, вдохновившись работой над Scientific American, Бич сочинил ещё более радикальный, футуристический план.
Патент, полученный в 1865 году, описывал относительно простую систему (особенно по сравнению с «диссертацией» г-на Маска, хотя оба документа временами на удивление схожи). Итак, под землёй располагаются круглые кирпичные трубы, на концах которых стоят мощные вентиляторы. Давление, создаваемое ими, будет гонять трамвайчик вперёд и назад точно так же, как это происходило с пневматической почтой, распространённой в те годы и в Лондоне, и в Нью-Йорке. Идея, как вы понимаете, носилась в воздухе; в начале XIX века прототип подобной системы построил британский изобретатель Джордж Медхёрст, окрестивший его «Атмосферной железной дорогой».
В отличие от предшественника, Бич был человеком со средствами и связями, и в 1867 году ему предложили проверить задумку на выставке Американского института. Он построил 30-метровую фанерную версию пневматического метро, и посетители с удовольствием катались туда и обратно. Гигантский вентилятор был достаточно мощным, чтобы привести в движение вагончик с десятком пассажиров. Газета «Нью-Йорк таймс», затаив дыхание, назвала систему самой интересной частью выставки.
Поскольку Бич играл заметную роль в издательском мире, дело набирало обороты. Он свёл дружбу с Боссом Твидом, одним из самых беспринципных и коррумпированных политиков в истории США, и тот протолкнул закон, разрешавший начать строительство. Бич принялся за работу.
Он просил разрешения всего лишь на подземную трубу для перевозки почты, а не людей. Но втайне его сотрудники строили первое в истории метро без газа, сажи и пара. Работали день и ночь, выкопали 100-метровый туннель от Бродвея до Уоррен-Мюррей-стрит и поместили туда вагон на 30 человек, который мог курсировать лишь из одного конца в другой: как только он добирался до пункта назначения, сжатый воздух менял направление.
Метро функционировало в условиях полной секретности на протяжении двух лет, прежде чем Бич решился представить его публике. Был возведён зал ожидания длиной 35 м, украшенный изящными лампами, фресками и фонтаном с золотыми рыбками. «Модный приём в недрах земли», — писала «Нью-Йорк пост». Предприниматель надеялся, что ни мэрия, ни возможные спонсоры не устоят перед такой красотой.
Бич поехал в Олбани (столицу штата Нью-Йорк) просить финансовой помощи для расширения пневматической линии, но Босс Твид в это же время предложил метро на эстакаде. Бороться с влиятельным соперником не было никакой возможности. Чем дальше, тем меньше капиталисты видели причин дать Бичу хотя бы цент. Туннель приспособили для других целей, и в конечном счёте его уничтожили, чтобы освободить место для нью-йоркской подземки, известной нам сегодня.
Наверное, г-ну Маску следует обратить внимание на эту историю, ведь Бич хотел того же, что и он, — экологически чистого, дешёвого и технически блестящего решения проблемы общественного транспорта. Что интересно, одна из ключевых инноваций г-на Маска опирается на лимит Кантровица, который диктует поведение объекта в туннеле под давлением, — точно такое же ограничение стояло на пути пневматического метро. Конечно, г-ну Маску едва ли удастся построить «Гиперпетлю» втайне. Неясно даже, готов ли он сам взяться за этот проект. Но урок очевиден: финансовым и политическим воротилам не интересны технические детали.
Подготовлено по материалам Gizmodo.
Бич, родившийся в семье владельца богатой нью-йоркской газеты Sun, достойно поддерживал семейные традиции, поскольку купил тогда ещё молодой журнал Scientific American. Но в душе это был изобретатель: он запатентовал немало интересных идей вроде пишущей машинки для слепых и методов усовершенствования канатной дороги. Пневматическое метро — самый известный из его проектов. В борьбе за финансирование эта инициатива даже конкурировала некоторое время со знаменитыми нью-йоркскими эстакадами.
Нью-Йорк в 1873 году.
Давайте перенесёмся в Нью-Йорк середины XIX века: телеги с грузами, конные экипажи, толпы пешеходов. «Почему бы не построить новые улицы ниже уровня земли — там, где конные трамваи могли бы перемещаться беспрепятственно?» — думал поначалу Бич. Но в 1863 году в Лондоне открылся метрополитен на паровой тяге, и ход мысли изобретателя принял другое направление. Возможно, вдохновившись работой над Scientific American, Бич сочинил ещё более радикальный, футуристический план.
Патент, полученный в 1865 году, описывал относительно простую систему (особенно по сравнению с «диссертацией» г-на Маска, хотя оба документа временами на удивление схожи). Итак, под землёй располагаются круглые кирпичные трубы, на концах которых стоят мощные вентиляторы. Давление, создаваемое ими, будет гонять трамвайчик вперёд и назад точно так же, как это происходило с пневматической почтой, распространённой в те годы и в Лондоне, и в Нью-Йорке. Идея, как вы понимаете, носилась в воздухе; в начале XIX века прототип подобной системы построил британский изобретатель Джордж Медхёрст, окрестивший его «Атмосферной железной дорогой».
Прототип на выставке 1867 года.
В отличие от предшественника, Бич был человеком со средствами и связями, и в 1867 году ему предложили проверить задумку на выставке Американского института. Он построил 30-метровую фанерную версию пневматического метро, и посетители с удовольствием катались туда и обратно. Гигантский вентилятор был достаточно мощным, чтобы привести в движение вагончик с десятком пассажиров. Газета «Нью-Йорк таймс», затаив дыхание, назвала систему самой интересной частью выставки.
Поскольку Бич играл заметную роль в издательском мире, дело набирало обороты. Он свёл дружбу с Боссом Твидом, одним из самых беспринципных и коррумпированных политиков в истории США, и тот протолкнул закон, разрешавший начать строительство. Бич принялся за работу.
Он просил разрешения всего лишь на подземную трубу для перевозки почты, а не людей. Но втайне его сотрудники строили первое в истории метро без газа, сажи и пара. Работали день и ночь, выкопали 100-метровый туннель от Бродвея до Уоррен-Мюррей-стрит и поместили туда вагон на 30 человек, который мог курсировать лишь из одного конца в другой: как только он добирался до пункта назначения, сжатый воздух менял направление.
Метро функционировало в условиях полной секретности на протяжении двух лет, прежде чем Бич решился представить его публике. Был возведён зал ожидания длиной 35 м, украшенный изящными лампами, фресками и фонтаном с золотыми рыбками. «Модный приём в недрах земли», — писала «Нью-Йорк пост». Предприниматель надеялся, что ни мэрия, ни возможные спонсоры не устоят перед такой красотой.
Бич поехал в Олбани (столицу штата Нью-Йорк) просить финансовой помощи для расширения пневматической линии, но Босс Твид в это же время предложил метро на эстакаде. Бороться с влиятельным соперником не было никакой возможности. Чем дальше, тем меньше капиталисты видели причин дать Бичу хотя бы цент. Туннель приспособили для других целей, и в конечном счёте его уничтожили, чтобы освободить место для нью-йоркской подземки, известной нам сегодня.
Наверное, г-ну Маску следует обратить внимание на эту историю, ведь Бич хотел того же, что и он, — экологически чистого, дешёвого и технически блестящего решения проблемы общественного транспорта. Что интересно, одна из ключевых инноваций г-на Маска опирается на лимит Кантровица, который диктует поведение объекта в туннеле под давлением, — точно такое же ограничение стояло на пути пневматического метро. Конечно, г-ну Маску едва ли удастся построить «Гиперпетлю» втайне. Неясно даже, готов ли он сам взяться за этот проект. Но урок очевиден: финансовым и политическим воротилам не интересны технические детали.
Подготовлено по материалам Gizmodo.
 
Источник: http://compulenta.computerra.ru/