етеорологический спутник НАСА Suomi NPP, сумевший отследить пылевый
шлейф от взрыва Челябинского болида, сможет в будущем находить
в атмосфере следы других метеороидов, которые падают незамеченными,
считают специалисты НАСА.
"Мы увидели, как формируется новый пылевой пояс
в стратосфере Земли, и впервые пронаблюдали из космоса
за долговременной эволюцией "хвоста" болида", — сказал сотрудник Центра
космических полетов имени Годдарда НАСА Николай Горькавый, выросший
в Челябинске.
Ранее он и его коллеги в статье, принятой к печати журналом
Geophysical Research Letters, описали результаты наблюдений
за Челябинским болидом со спутника Suomi NPP. Они свидетельствовали, что
взрыв болида в середине февраля привел к появлению гигантского пылевого
кольца в верхних слоях атмосферы, которое опоясало все северное
полушарие нашей планеты и оставалось в стратосфере по меньшей мере три
месяца после этого события.
Аппарат Suomi NPP (названный так в честь одного из американских
пионеров спутниковой метеорологии Вернера Суоми — Verner Suomi) был
запущен и выведен на полярную орбиту в октябре 2011 года. Он
предназначен для измерения температуры, влажности и давления
у поверхности Земли, поиска очагов пожаров, изучения параметров облаков
и мощности как солнечной радиации, так и отраженного излучения.
Один из пяти приборов спутника — OMPS (Ozone Mapping and Profiler
Suite) — позволяет следить за концентрацией озона и количеством
аэрозольных частиц в атмосфере. Один из его датчиков "смотрит" на край
диска Земли. Датчик фиксирует уровень поглощения солнечного света
и определяет концентрацию аэрозольных частиц с разрешением 1,5-2
километра по высоте. Именно этот прибор впервые обнаружил облако пыли,
возникшее после взрыва болида.
Через три часа после взрыва облако двигалось
со скоростью 300 километров в час на восток, а через четыре дня обогнуло
Землю. Специалисты НАСА на основе измерений с борта Suomi
и компьютерного моделирования смогли воссоздать движение облака пыли
вокруг северного полушария, которое оставалось в атмосфере еще три
месяца.
Благодаря этим наблюдениям, специалисты впервые смогли проверить,
как пыль переносится высотными струйными течениями. Ученые рассчитывают,
что теперь они смогут отслеживать следы, оставленные сгоревшими
в атмосфере метеороидами, определить, насколько часто они сталкиваются
с Землей, что в свою очередь поможет уточнить риск падения действительно
опасных астероидов.
"Конечно, Челябинский болид значительно меньше, чем астероид-"убийца
динозавров", и это хорошо: мы получили уникальную возможность безопасно
изучить этот потенциально очень опасный тип событий", — говорит
Горькавый.