Вход / Регистрация
22.11.2024, 02:03
Загадочные пермские люди-лоси, идущие по ящеру
«Люди-лоси-птицы» — самый загадочный и распространенный сюжет среди
бронзовых артефактов пермского звериного стиля (VII в. до н. э.— XII в.
н. э.).
Любопытно,что авторство предметов, относящихся к искусству металлической пластики, именуемому Пермским звериным стилем, приписывается литейщикам таинственного племени чудь.
Официальное объяснение происхождения людей-лосей и людей -птиц.
Крылатый герой в виде человеколося-птицы занимает промежуточное положение между небом и землей, это покровитель людей, посредник между людьми и небесными богами. Как правило, человеколоси расположены на ящерах, охраняющих вход в подземный-подводный мир, они находятся в земном среднем мире.
Любопытно,что авторство предметов, относящихся к искусству металлической пластики, именуемому Пермским звериным стилем, приписывается литейщикам таинственного племени чудь.
Официальное объяснение происхождения людей-лосей и людей -птиц.
Крылатый герой в виде человеколося-птицы занимает промежуточное положение между небом и землей, это покровитель людей, посредник между людьми и небесными богами. Как правило, человеколоси расположены на ящерах, охраняющих вход в подземный-подводный мир, они находятся в земном среднем мире.
Большинство фигур человеколосей пермского звериного стиля очевидно были личными оберегами, этим и объясняется немалое количество найденных амулетов в сравнении с родовыми амулетами: богинями или птицами-первопредками.
Особо отметим ноги с раздвоенными копытцами у многих человеколосей. Мировая культура знает много таких существ: фавны, сатиры, лешие и другие языческие божества происхождением из локальных культов. Последующие эпохи, например, христианство трактует этих полуживотных существ как нечисть и превращает в чертей.
Образ человеколося — «визитная карточка» пермского звериного стиля. Нигде, кроме Пермского края и республики Коми, на территории Евразии такого образа не существует. Однако культ ящера, с которым часто изображены человеко-лоси, встречается во многих местах.
Артефакты
Всадник на ящере Божество на ящере, означающем Нижний мир, обитель мертвых. Ящер проглатывает головы – жизни, затем они в виде зародышей – головок лосей возрождаются к новой жизни. Крылатые собаки несут души Богине, которая направит их в чрево женщин для нового рождения. Божество – крылатый человеколось - регулирует процесс смерти и возрождения. VI-VIII вв. Место находки – д. Ныргында Сарапульского района Удмуртии. Бронза, литье. 100х182 мм. Государственный Эрмитаж (официальное научное описание)
 
Источник: http://www.senav.net