Вход / Регистрация
22.12.2024, 19:06
Языческая нимфа владеющая трёмя родниками
Языческая нимфа и по сей день владеет тремя
источниками, расположенными в одном из белорусских лесов. Деревня
Гамарня на Могилёвщине отрезана от больших дорог густым лесом, в одной
из частей которого человек чувствует себя не слишком уютно.
Все здесь напоминает непрошеному визитёру о том, что он - посторонний. Высокие сосны соседствуют тут с вековыми дубами, а те простирают свои узловатые ветви над оврагом, на дне которого бьют три прозрачных родника, расположенных точно по вершинам равностороннего треугольника. Это место именуется Захаренкой. Неизвестно, откуда взялось это название.
Местные жители утверждают, что так называли родники их деды и прадеды. О Захаренке привыкли говорить вполголоса и с почтением. Поводов для такого отношения предостаточно...
Солнце поднялось над верхушками деревьев совсем недавно. Капельки не успевшей подсохнуть росы словно впитали в себя все краски радуги, а щебет птиц звучал по-утреннему робко. Чтобы успеть на сенокос, четверо мужчин вышли из деревни затемно. Дорога к лугу лежала через лес, мимо места, о котором ходили разные слухи. Приближаясь к Захаренке, путники незаметно для самих себя перешли на полушёпот.
-А правда, дядька Прокоп, что у родников разные чудеса происходят? - поинтересовался самый молодой из косцов.
- Всякое старые люди сказывают. Говорят, церковь здесь была когда-то. Потом под землю ушла...
-Так-таки и ушла? Провалилась?
- Ясное дело, не просто так, - перекрестился Прокоп. - За грехи людские.
Свою лепту в разговор внёс третий из мужчин.
- Точно. Многие слыхали, что из-под земли колокола звенят.
- Брехня, - махнул рукой молчавший до этого крестьянин. - Бабьи выдумки...
- Никакие не выдумки! - возразил скептику Прокоп.
Спор закончился тем, что вся четвёрка решила спуститься в лощину.
- Колокола не услышим, так хоть водички попьём. Она здесь вкусная и студеная, даже зубы сводит!
Раздвинув кусты, росшие на пути к родникам, все замерли от изумления.
На фоне хитросплетений ветвей старых деревьев стояла обнажённая девушка, и, черпая пригоршнями воду, лила её на своё казавшееся прозрачным тело. Длинные русые косы влажно поблёскивали, а все жесты были исполнены изящной медлительности.
Первым дар речи вернулся к Прокопу.
- Эй, красавица! Ты из каких мест сюда забрела?
Странная купальщица обернулась. На её лице не было и тени испуга, читалось лишь лёгкое удивление. Голос звучал серебряным колокольчиком и почти сливался с журчанием родников.
- А разве вы меня видите?
- Как не видеть? - рассмеялся покрасневший от смущения юноша. - Не слепые! Прикрылась бы, бесстыдница!
На несколько секунд на поляне воцарилась тишина, а затем её разорвал крик, многократно усиленный лесным эхом.
- Ослеп я, люди добрые! - тёр руками глаза юноша.
Прокоп успел заметить, как сливалось с окружающей зеленью ещё недавно розовое тело таинственной незнакомки. Потом его вопль присоединился к отчаянным причитаниям остальных. Девушка исчезла, унеся с собой свет летнего утра и тепло его красок.
К вечеру односельчане отыскали пропавших косцов. Те бродили по лесу, падая и натыкаясь на деревья. На их исцарапанных острыми сучьями лицах застыло одинаковое выражение ужаса. До конца своих дней люди, увидевшие хозяйку трёх родников, остались слепцами.
Это - самая яркая из легенд, повествующая о взаимоотношениях человека с загадочной лесной нимфой Захаренкой.
Слухи об ушедшей под землю церкви - скорее всего вымысел и дань традиции. Едва ли не в каждой местности, где большинство проживающих придерживаются христианской веры, имеется «именное» сказание о звоне подземных или подводных колоколов.
Нельзя сбрасывать со счетов версию о том, что Захаренка является дохристианским, языческим божеством, сумевшим мирно ужиться с персонажами более поздних религий.
Другая из легенд о Захаренке повествует о внезапном заболевании скота, поразившем окрестности. Животные ослепли. По совету местной знахарки отчаявшиеся люди повели скотину к источнику и стали промывать глаза коней и коров водой, которая, к всеобщей радости, оказалась целебной. В честь чудесного избавления домашнего скота от слепоты у трёх родников была воздвигнута небольшая каменная каплица.
Новейшая история взаимоотношений человека и лесной нимфы имеет более печальные оттенки. Так, после революции было решено снести каплицу как символ отсталости и помеху на пути к новой жизни. Столь радикальное решение вызвало недовольство местных жителей. Тогда комиссары и их приспешники пошли на обходный манёвр. Подвидом благоустройства территории (важно подчеркнуть, что каплица стояла в лесу!) был спилен громадный дуб, который рухнул прямо на ни в чём не повинное каменное строение.
Вот тут-то Захаренка и показала то, что она способна не только помогать, но и мстить. По рассказам местных жителей, никто из четверых активистов снесения каплицы не прожил больше полугода. Один погиб под свалившейся с моста телегой, второй допился до белой горячки и повесился, третьего за какую-то провинность до смерти избили, а четвёртый заживо сгорел в собственном доме. На долгие годы три родника предоставили самим себе, и только в 1994 году было решено отдать Захаренке дань уважения. Возле каждого из подземных ключей выстроили симпатичные бревенчатые каплички, сделали удобные подходы.
На торжественном открытии этого мини-комплекса случился забавный казус. Один из местных начальников решил запастись целебной водой всерьёз и надолго. Если все остальные люди набирали родниковую воду банками и бутылочками, то резвый гражданин загрузил в свой «УАЗ» несколько 40-литровых бидонов.
Захаренка вновь продемонстрировала свою силу и показала, что не терпит потребительского отношения к себе. На обычной лесной дороге автомобиль не мог сдвинуться с места до тех пор, пока бидоны не выгрузили.
Взаимному примирению людей и лесной нимфы не суждено было продлиться долго.
В соседней деревне нашёлся идиот, который без всякого повода однажды ночью; дотла сжёг деревянные каплички. Дальнейшая судьба вандала напомнила то, что случилось с его предшественниками, покушавшимися на Захаренку. Суд признал его ограниченно вменяемым и приговорил к 5 годам заключения. На свободу он так и не вышел, был убит в колонии.
Сегодня тот, кто не знает точное местоположение трёх родников, не сможет самостоятельно отыскать дорогу к ним. Овраг зарос громадными папоротниками, а окружающий кустарник надежно скрыл подземные ключи от посторонних глаз.
Все здесь напоминает непрошеному визитёру о том, что он - посторонний. Высокие сосны соседствуют тут с вековыми дубами, а те простирают свои узловатые ветви над оврагом, на дне которого бьют три прозрачных родника, расположенных точно по вершинам равностороннего треугольника. Это место именуется Захаренкой. Неизвестно, откуда взялось это название.
Местные жители утверждают, что так называли родники их деды и прадеды. О Захаренке привыкли говорить вполголоса и с почтением. Поводов для такого отношения предостаточно...
Солнце поднялось над верхушками деревьев совсем недавно. Капельки не успевшей подсохнуть росы словно впитали в себя все краски радуги, а щебет птиц звучал по-утреннему робко. Чтобы успеть на сенокос, четверо мужчин вышли из деревни затемно. Дорога к лугу лежала через лес, мимо места, о котором ходили разные слухи. Приближаясь к Захаренке, путники незаметно для самих себя перешли на полушёпот.
-А правда, дядька Прокоп, что у родников разные чудеса происходят? - поинтересовался самый молодой из косцов.
- Всякое старые люди сказывают. Говорят, церковь здесь была когда-то. Потом под землю ушла...
-Так-таки и ушла? Провалилась?
- Ясное дело, не просто так, - перекрестился Прокоп. - За грехи людские.
Свою лепту в разговор внёс третий из мужчин.
- Точно. Многие слыхали, что из-под земли колокола звенят.
- Брехня, - махнул рукой молчавший до этого крестьянин. - Бабьи выдумки...
- Никакие не выдумки! - возразил скептику Прокоп.
Спор закончился тем, что вся четвёрка решила спуститься в лощину.
- Колокола не услышим, так хоть водички попьём. Она здесь вкусная и студеная, даже зубы сводит!
Раздвинув кусты, росшие на пути к родникам, все замерли от изумления.
На фоне хитросплетений ветвей старых деревьев стояла обнажённая девушка, и, черпая пригоршнями воду, лила её на своё казавшееся прозрачным тело. Длинные русые косы влажно поблёскивали, а все жесты были исполнены изящной медлительности.
Первым дар речи вернулся к Прокопу.
- Эй, красавица! Ты из каких мест сюда забрела?
Странная купальщица обернулась. На её лице не было и тени испуга, читалось лишь лёгкое удивление. Голос звучал серебряным колокольчиком и почти сливался с журчанием родников.
- А разве вы меня видите?
- Как не видеть? - рассмеялся покрасневший от смущения юноша. - Не слепые! Прикрылась бы, бесстыдница!
На несколько секунд на поляне воцарилась тишина, а затем её разорвал крик, многократно усиленный лесным эхом.
- Ослеп я, люди добрые! - тёр руками глаза юноша.
Прокоп успел заметить, как сливалось с окружающей зеленью ещё недавно розовое тело таинственной незнакомки. Потом его вопль присоединился к отчаянным причитаниям остальных. Девушка исчезла, унеся с собой свет летнего утра и тепло его красок.
К вечеру односельчане отыскали пропавших косцов. Те бродили по лесу, падая и натыкаясь на деревья. На их исцарапанных острыми сучьями лицах застыло одинаковое выражение ужаса. До конца своих дней люди, увидевшие хозяйку трёх родников, остались слепцами.
Это - самая яркая из легенд, повествующая о взаимоотношениях человека с загадочной лесной нимфой Захаренкой.
Слухи об ушедшей под землю церкви - скорее всего вымысел и дань традиции. Едва ли не в каждой местности, где большинство проживающих придерживаются христианской веры, имеется «именное» сказание о звоне подземных или подводных колоколов.
Нельзя сбрасывать со счетов версию о том, что Захаренка является дохристианским, языческим божеством, сумевшим мирно ужиться с персонажами более поздних религий.
Другая из легенд о Захаренке повествует о внезапном заболевании скота, поразившем окрестности. Животные ослепли. По совету местной знахарки отчаявшиеся люди повели скотину к источнику и стали промывать глаза коней и коров водой, которая, к всеобщей радости, оказалась целебной. В честь чудесного избавления домашнего скота от слепоты у трёх родников была воздвигнута небольшая каменная каплица.
Новейшая история взаимоотношений человека и лесной нимфы имеет более печальные оттенки. Так, после революции было решено снести каплицу как символ отсталости и помеху на пути к новой жизни. Столь радикальное решение вызвало недовольство местных жителей. Тогда комиссары и их приспешники пошли на обходный манёвр. Подвидом благоустройства территории (важно подчеркнуть, что каплица стояла в лесу!) был спилен громадный дуб, который рухнул прямо на ни в чём не повинное каменное строение.
Вот тут-то Захаренка и показала то, что она способна не только помогать, но и мстить. По рассказам местных жителей, никто из четверых активистов снесения каплицы не прожил больше полугода. Один погиб под свалившейся с моста телегой, второй допился до белой горячки и повесился, третьего за какую-то провинность до смерти избили, а четвёртый заживо сгорел в собственном доме. На долгие годы три родника предоставили самим себе, и только в 1994 году было решено отдать Захаренке дань уважения. Возле каждого из подземных ключей выстроили симпатичные бревенчатые каплички, сделали удобные подходы.
На торжественном открытии этого мини-комплекса случился забавный казус. Один из местных начальников решил запастись целебной водой всерьёз и надолго. Если все остальные люди набирали родниковую воду банками и бутылочками, то резвый гражданин загрузил в свой «УАЗ» несколько 40-литровых бидонов.
Захаренка вновь продемонстрировала свою силу и показала, что не терпит потребительского отношения к себе. На обычной лесной дороге автомобиль не мог сдвинуться с места до тех пор, пока бидоны не выгрузили.
Взаимному примирению людей и лесной нимфы не суждено было продлиться долго.
В соседней деревне нашёлся идиот, который без всякого повода однажды ночью; дотла сжёг деревянные каплички. Дальнейшая судьба вандала напомнила то, что случилось с его предшественниками, покушавшимися на Захаренку. Суд признал его ограниченно вменяемым и приговорил к 5 годам заключения. На свободу он так и не вышел, был убит в колонии.
Сегодня тот, кто не знает точное местоположение трёх родников, не сможет самостоятельно отыскать дорогу к ним. Овраг зарос громадными папоротниками, а окружающий кустарник надежно скрыл подземные ключи от посторонних глаз.
 
Источник: http://vk.com/wall-44379180?own=1
Комментарии 3
0
i_ign
23.08.2013 17:45
[Материал]
Да, зачем же так с Захаренкой обращаться, как эти косцы?
Анекдот: ...Два ёжика, один слепой совсем, второй - с одним глазом пошли через лес к своей бабушке, одноглазый - впереди, за ним - слепой. Шли-шли, одноглазый вдруг наткнулся единственным глазом на сучок. - Ну вот и пришли... - сказал первый. - Здравствуйте, бабушка! - сказал второй ёжик. - На сук нарвались... - Здравствуйте, девочки!... |