Форт-Росс – русская крепость в Калифорнии
Путь на Север — через Юг
В мае 1812 года, на побережье Тихого океана, всего в 80 километрах от Сан-Франциско появилась русская крепость Форт-Росс.
Инициатором постройки южной русской фактории выступал граф Н. П. Резанов, один из учредителей и первый директор Российско-американской компании (РАК) — торгового объединения, созданного специально для освоения Аляски и Калифорнийского побережья.
Граф настаивал на том, чтобы русское поселение было основано как можно южнее, и могло служить источником продуктов питания и потребной для дальнейшего освоения северных территорий амуниции. Понятно, что выращивать хлеб на самой Аляске невозможно, а перевозки всего необходимого из России слишком дорого обходились государству.
Сам Рязанов, к сожалению, не дожил до дня закладки Калифорнийской фактории, он умер в 1807 году. Его путешествие в далекую Русскую Америку и романтическая любовь к дочери губернатора Сан-Франциско прекрасно описаны в опере А. Рыбникова «Юнона и Авось».
«Где станет русская нога, оттуда уходить нельзя»
Выбором места и закладкой форта руководил выходец из вологодских купцов, сотрудник Русско-американской компании И. А. Кусков. Он же в течение последующих десяти лет и управлял крепостью. Под его руководством поселенцы выращивали рожь и пшеницу, на их огородах спокойно соседствовали картофель и дыни, капуста и арбузы. На поселении хорошо прижились плодовые деревья: персики и слива; пасся завезенный с «Большой земли» скот.
На возвышенностях стояли ветряные мельницы, вовсю работали молотилки и кирпичный завод; со стапелей самостоятельно построенной верфи сходили корабли. Жители форта занимались морским промыслом, охотой, развивали ремесла. Так, в некоторых мексиканских церквях до сих пор висят колокола, отлитые умельцами из русского поселения.
С индейцами у русских жителей установились хорошие отношения. Существовала даже договоренность между поселенцами и коренными американцами об охране форта от назойливых соседей-испанцев. Испанцы, составлявшие тогда в Калифорнии большинство населения, часто предпринимали попытки уничтожить Форт-Росс — либо силой, либо с помощью дипломатии, утверждая, что присутствие русских является вторжением на испанскую территорию, хотя юридические права их самих на нее были довольно условными. Индейцы же, как это ни странно, неоднократно, с оружием в руках, отстаивали право русских находиться в Калифорнии.
Ф. Ф. Матюшкин, выпускник Лицея, друг А. С. Пушкина и будущий адмирал, был свидетелем посещения индейским вождем Форта-Росс: «В самый день снятия с якоря нам желал сделать посещение начальник индейцев. Он приехал к нам на нашем баркасе. На себе он имел две рубашки — подарок, который ему был сделан за некоторую услугу, и венок, сплетенный из травы. Посмотрев судно наше, величине коего он удивился, и, будучи одарен капитаном топорами, ножами и прочим, получил еще сверх всего русский военный флаг, который ему велено было поднимать, коль скоро он увидит судно с подобным, обещая ему при таком случае богатые подарки от наших соотечественников».
Кому помешал форт?
Идиллия длилась почти тридцать лет. Периодически возникали трудности с соседями-испанцами, но и они разрешались. Проблема состояла в другом: русское поселение в Америке худо-бедно могло обеспечивать себя и даже, в какой-то степени тех, кто осваивал Аляску, но российская казна доходов от него не получала, одни убытки.
И еще один вопрос смущал царское правительство: не ринутся ли православные рано или поздно подальше от петербургского начальства, на бескрайние американские просторы? И чего потом от них ждать? Декларации Независимости, наподобие той, что провозгласили Североамериканские штаты, благополучно отделившись от Великобритании?
По этим, либо по другим причинам сверху пришел указ: продать Форт-Росс. 31 декабря 1841 года жители форта вместе со своим скарбом погрузились на бригантину «Константин» и навсегда покинули эти берега. «Состоявшие в том селении здания и рогатый скот проданы по контракту, засвидетельствованному местными властями, поселившемуся там гражданину Д. О. Саттеру», — так написано в отчете правлению Российско-американской компании.
Из личных записей покупателя Форта-Росс Джона О. Саттера: «4 сентября, 1840 года. На борту шхуны «Сакраменто» прибыл русский правитель г-н Александр Ротчев и предложил мне приобрести все их поселения в заливе Бодега и Россе. Он был уполномочен продать русскую собственность, и пригласил меня немедленно отправиться с ним на русском корабле. Он сказал, что меня выбрали потому, что я знаком им по своей службе в Ситке. В Бодеге мы быстро достигли соглашения, я побывал в Форте-Росс, там мне все показали, затем мы вернулись в Бодегу, отобедали на борту судна «Елена» и заключили сделку на 30 тысяч долларов. Все остальное имущество я приобрел отдельным списком, и оплатил немедленно».
Насколько известно, оговоренные 30 тысяч долларов Саттер в будущем так и не заплатил. Но это жульничество не принесло ему пользы, несмотря на то, что само приобретение оказалось крайне выгодным. Через 7 лет именно Саттер первым обнаружил недалеко от своего форта первое калифорнийское золото, и уже через полгода земли, приобретенные им нечестным путем, были переполнены золотоискателями. По самым скромным подсчетам их количество составляло около 40 тысяч человек. Естественно, с таким наплывом необремененного моральными кодексами народа Саттер в одиночку справиться не смог. Свои права ему удалось отстоять только после того, как Калифорния официально стала одним из штатов США. Но даже выиграв процесс, он остался нищим, не получив ни гроша от разбогатевших на его земле золотодобытчиков. В довершение всего Саттер потерял жену и трех своих сыновей. В конце концов, он сошел с ума и умер в нищете 17 июня 1880 года.
А Форт-Росс, основанный первыми русскими поселенцами, стоит до сих пор. Восстановленный Форт-Росс - памятник-заповедник Калифорнии. Туристы могут увидеть дом И. А. Кускова, пушки, часовню Святой Троицы.
На территории форта ежегодно проходят фестивали русской музыки и народного искусства, театрализованные представления. В музее, среди экспонатов, выставлена копия флага, дарованного царем Павлом I Российско-американской компании. Форт-Росс был и остается предметом гордости проживающих в Америке русских и сожалений многих поколений россиян.