Вход / Регистрация
24.11.2024, 23:16
Книга тундры. Повесть о Вуквукае – маленьком камне
Герой фильма - 72-летний Борис Федорович Вуквукай («маленький камень» на языке чукчей), глава семьи оленеводов в Чунской тундре в глубине Чукотского полуострова. С тремя сыновьями, их женами и несколькими членами других семей он пасет громадное стадо оленей, которое за один день выедает целое пастбище, - поэтому и людям приходится непрерывно передвигаться с места на место со всем своим жильем и хозяйством.
Этот труд, который со стороны кажется просто непосильным, особенно на швальном ветру и 37 градусах мороза, государство оплачивает очень скромно - всего в 12 тыс. рублей в месяц. Контролируя быстро растущее поголовье, государственные люди мало помогают со сбытом продукции. Впрочем, финансовые и многие другие проблемы жизни оленеводов остались за рамками фильма. Режиссер, по его словам, сознательно уходил от «социалки», отдав ей щедрую дань в своих предыдущих работах, таких как «Добро пожаловать в Энурмино!» (2008). Алексей Вахрушев рассказывал об этом, отвечая на вопросы, но сам фильм о другом - он о хранителях традиционной оленеводческой культуры.
«Книга тундры» разделена на коротенькие главки-микросюжеты. Мы видим почти весь производственный и жизненный цикл: осенью - перегон стада, строительство кораля, отбор оленух для отела, забой и разделку оленя, вязку упряжи для вьючных оленей, кильвей - праздник рождения оленят, обряд кормления духов (топленым жиром кормят священные предметы), соревнование мужчин по бегу с палкой; весной - выделку шкур, лечение «копытки» (инфекционной болезни оленьих копыт); наряду с этим - жизнь в яранге: приготовление еды, починку обуви, обучение внуков; наконец, занятия самих детей, ловлю рыбы и неизменные проказы...
Вуквукай - трудовой и духовный столп этого мира, и только в последнем монологе прорываются его гнев и боль (озвученные по-русски голосом Алексея Петренко). Прилетает вертолет, который забирает всех детей старше 7 лет и на десять месяцев увозит их в интернат. 10 месяцев школа и только два тундра! - возмущается Вуквукай. - Они бандиты, эти люди, которые командуют в школах; никто не думает, как мы будем жить, кто сменит старшее поколение «оленьих людей». Дети не возвращаются - ничего не умеющие здесь и никому не нужные там, они становятся алкашами. Женщины рожают детей, как на выброс, а земля остается пустой. Какой плохой закон! - подводит горестный итог старый оленевод.
Традиционный уклад северной жизни исчезает на наших глазах. Нанесенные ему удары, очевидно, уже необратимы. И это придает эпической «Книге тундры» неявно выраженную трагедийность. В 1922 году Роберт Флаэрти снял легендарную документальную ленту «Нанук с Севера». Ее герой-эскимос, боровшийся за жизнь в скудных условиях полярной Америки, говорят титры, умер от голода вскоре после съемок (а в нашем языке благодаря мировому успеху фильма появилось слово «эскимо»). При всех перекличках, Флаэрти показывал сильного индивида, Вахрушев - героя, который воплощает род. Ну, а «в настоящей трагедии гибнет хор», как говорит устами поэта опыт ХХ века.
Снимать фильм было непросто, - признался режиссер. - Поначалу Борис Федорович норовил отправить нас обратно и только когда он увидел, что мы полностью включились в их жизнь и работаем наравне с другими, он нас принял и даже стал уговаривать остаться. Съемки заняли 21 день весной и 10 дней осенью; многое, что касается обычаев и образа жизни чукчей-оленеводов, осталось за кадром, поэтому Алексей Вахрушев думает о том, чтобы выпустить «Книгу тундры» в полиграфическом варианте, в виде книги с обширными дополнениями и комментариями.
Этот труд, который со стороны кажется просто непосильным, особенно на швальном ветру и 37 градусах мороза, государство оплачивает очень скромно - всего в 12 тыс. рублей в месяц. Контролируя быстро растущее поголовье, государственные люди мало помогают со сбытом продукции. Впрочем, финансовые и многие другие проблемы жизни оленеводов остались за рамками фильма. Режиссер, по его словам, сознательно уходил от «социалки», отдав ей щедрую дань в своих предыдущих работах, таких как «Добро пожаловать в Энурмино!» (2008). Алексей Вахрушев рассказывал об этом, отвечая на вопросы, но сам фильм о другом - он о хранителях традиционной оленеводческой культуры.
«Книга тундры» разделена на коротенькие главки-микросюжеты. Мы видим почти весь производственный и жизненный цикл: осенью - перегон стада, строительство кораля, отбор оленух для отела, забой и разделку оленя, вязку упряжи для вьючных оленей, кильвей - праздник рождения оленят, обряд кормления духов (топленым жиром кормят священные предметы), соревнование мужчин по бегу с палкой; весной - выделку шкур, лечение «копытки» (инфекционной болезни оленьих копыт); наряду с этим - жизнь в яранге: приготовление еды, починку обуви, обучение внуков; наконец, занятия самих детей, ловлю рыбы и неизменные проказы...
Вуквукай - трудовой и духовный столп этого мира, и только в последнем монологе прорываются его гнев и боль (озвученные по-русски голосом Алексея Петренко). Прилетает вертолет, который забирает всех детей старше 7 лет и на десять месяцев увозит их в интернат. 10 месяцев школа и только два тундра! - возмущается Вуквукай. - Они бандиты, эти люди, которые командуют в школах; никто не думает, как мы будем жить, кто сменит старшее поколение «оленьих людей». Дети не возвращаются - ничего не умеющие здесь и никому не нужные там, они становятся алкашами. Женщины рожают детей, как на выброс, а земля остается пустой. Какой плохой закон! - подводит горестный итог старый оленевод.
Традиционный уклад северной жизни исчезает на наших глазах. Нанесенные ему удары, очевидно, уже необратимы. И это придает эпической «Книге тундры» неявно выраженную трагедийность. В 1922 году Роберт Флаэрти снял легендарную документальную ленту «Нанук с Севера». Ее герой-эскимос, боровшийся за жизнь в скудных условиях полярной Америки, говорят титры, умер от голода вскоре после съемок (а в нашем языке благодаря мировому успеху фильма появилось слово «эскимо»). При всех перекличках, Флаэрти показывал сильного индивида, Вахрушев - героя, который воплощает род. Ну, а «в настоящей трагедии гибнет хор», как говорит устами поэта опыт ХХ века.
Снимать фильм было непросто, - признался режиссер. - Поначалу Борис Федорович норовил отправить нас обратно и только когда он увидел, что мы полностью включились в их жизнь и работаем наравне с другими, он нас принял и даже стал уговаривать остаться. Съемки заняли 21 день весной и 10 дней осенью; многое, что касается обычаев и образа жизни чукчей-оленеводов, осталось за кадром, поэтому Алексей Вахрушев думает о том, чтобы выпустить «Книгу тундры» в полиграфическом варианте, в виде книги с обширными дополнениями и комментариями.