И мозги набекрень: злые шутки серого вещества
Помните эпизод из фильма «Брюс Всемогущий», когда герой Джима Керри с помощью божественной силы заставил героя Стива Карелла нести в прямом эфире всякую чушь? Если не помните, то вот он:
В кино это смотрится довольно забавно. В жизни нечто похожее тоже случается и по-научному называется «афазией Вернике» или «потерей памяти слов». И это совсем не смешно.
Пациенты, страдающие этим заболеванием, очень много и охотно говорят. Но звуки, которые они из себя извлекают, оказываются бессвязной тарабарщиной. Иногда бывает и так: одно предложение выходит абсолютно адекватным, а второе – случайным набором слов. Звучит это более, чем странно:
Женщина на видео пытается ответить на простые вопросы и выполнить простые задания. Иногда она отвечает более-менее здраво, иногда повторяет одни и те же слоги или мямлит что-то невразумительное. Но если вы совсем не знаете английского или выключите звук, вам может показаться, что женщина говорит что-то вполне осмысленное. Язык её тела, интонация и выражение лица – как у всякого увлечённого беседой человека.
Её не смущает и не расстраивает, что речь звучит как-то не так. Люди, которые перенесли афазию, утверждают, что их рот во время болезни жил как будто своей жизнью. Они не знали, что скажут в следующую минуту и осознавали смысл сказанного уже «после того».
Причиной заболевания может стать тяжёлая травма головы, инсульт, опухоль или другие заболевания, затрагивающие слуховую зону коры головного мозга.
Как ни странно это может прозвучать, афазия Вернике никак не влияет на способность больного петь. Пением занимается другое полушарие.
Устроить вам слайд-шоу
Представьте себе такую ситуацию: вы находитесь на оживлённой улице в ожидании сигнала светофора, позволяющего перейти улицу. И вдруг вместо быстро проносящихся мимо машин по проезжей части, вы видите всего лишь один застывший автомобиль. Вы начинаете быстро моргать, щипать себя, протирать глаза, но наваждение не уходит, и улица в ваших глазах будто замороженная.
Это называется «акинетопсия» или «неспособность воспринимать движение». С глазами у такого больного всё в порядке, проблема заключается в повреждении экстрастриарной коры (находится в средней височной извилине). Причины же могут быть разными: от травмы мозга до побочных эффектов после приёма некоторых антидепрессантов.
Неподвижную машину человек с акинетопсией видит как обычно. Если машина начинает двигаться, то воспринимается как последовательность отдельно взятых кадров. А если скорость будет достаточно высокой, то машина станет и вовсе невидимой.
Просмотр спортивного матча будет казаться набором странных поз непонятно отчего вспотевших людей. Каждый человек, вошедший в комнату – невесть откуда взявшимся полтергейстом. Двигаясь в толпе, больному акинетопсией приходится предугадывать движения окружающих, чтобы избежать неловких ситуаций.
Но самое странное происходит тогда, когда страдающий от этого заболевания имеет дело с водой. Ему кажется, что струя застыла. В таком случае он не может наполнить стакан, потому что ему все время кажется, что стакан пуст.
Даже подпись поставить проблематично, поскольку вы не в состоянии следить за движениями собственной руки.
Игнорировать любую информацию, поступающую слева
Вот что нарисовала женщина, страдающая односторонним пространственным игнорированием (именно так называется это заболевание), когда её попросили скопировать верхний рисунок:
Она нарисовала полдома и сказала: «Готово. По-моему, получилось один в один». А когда её попросили закончить картинку, скорчила кислую физиономию и сказала: «Да у меня с деревьями как-то не очень» и «Зачем нужен этот забор, его же при первом же ветерке сдует!»
Оказывается, всё, что находится слева, пациенты с таким диагнозом не просто не видят – оно не представляет для них никакого интереса!
Другого пациента попросили представить себя на площади в Милане, на которой он когда-то побывал, и описать её. С описанием правой части площади проблем не возникло. А вот о левой не удалось вспомнить ровным счётом ничего.
Потом ему предложили мысленно переместиться на противоположный конец площади и повторить попытку. Пациент тут же вспоминал игнорируемый перед этим фрагмент, но начисто забыл то, что теперь «находилось» слева и что он только что подробно описывал.
И это ещё не самое худшее. Люди игнорируют не только картинку, которая находится слева, иногда они перестают обращать внимание и на левую сторону собственного тела. Поэтому моют, причёсывают и одевают только правую.
Мозг состоит из двух полушарий. Это все знают. Каждое полушарие обрабатывает сенсорную информацию, полученную с противоположной стороны тела. То есть если вы прищемили палец на левой ноге, то именно правое полушарие прикажет вам произнести то нехорошее слово, которое вы, вероятно, произнесёте.
И если правая теменная доля оказывается повреждена (в результате инсульта, опухоли мозга или механической травмы) то можно потерять способность воспринимать то, что делается по левую руку. Левый глаз при этом в полном порядке, просто мозг не справляется с обработкой информации, которая от него поступает.
Неспособность воспринимать картину целиком
Симультаногнозия – это состояние, когда пациент в буквальном смысле может видеть только одну вещь за раз. Если такой больной смотрит на вас, то может увидеть, например, один глаз. Потом, возможно, его вниманием завладеют ваши губы или нос или ухо и тогда глаз для него исчезнет. Но лица целиком он не увидит. Его мозг способен одномоментно обрабатывать информацию, поступающую только от одного объекта.
И в этом случае с глазами у человека тоже полный порядок, никакого сужения поля зрения не происходит. Всему виной исключительно «программное обеспечение» в голове.
Если вы приведёте страдающего симультаногнозией в незнакомое помещение, ему придётся по крупицам собирать информацию, прежде чем он поймёт, где оказался: «Так. Часы на стене. Ну, это может быть, где угодно. Журнал. Может, библиотека? Кресло. Проспект фармацевтической компании… а, должно быть, кабинет врача!»
Как и всё остальное в нашем списке, симультаногнозия может возникнуть в результате травмы головного мозга, опухоли или инсульта.
События слипаются в памяти, превращаясь в один большой ком
Попробуйте ответить не задумываясь: Какой сегодня день недели? Сколько осталось до Нового года? Сколько вам лет? Когда последний раз вы ели? Если вы можете ответить на эти вопросы, хотя бы примерно – значит, агнозией времени вы не страдаете.
Люди с этим заболеванием неспособны определять последовательность событий, даже таких продолжительных, как времена года. Что уж говорить про распорядок дня. Они вспомнят, что ели яичницу, но когда – один или десять часов назад – не скажут.
Одна такая пациентка забыла, что такое день. То есть, что есть цикл из 24 часов, который повторяется 365 дней в году. Она вставала, завтракала и принималась за дела. Но что день когда-нибудь кончается, что надо идти спать и что завтра будет новый день – это она понимать категорически отказывалась.
Женщина проживала жизнь как один неделимый момент – что может не так и плохо, если вы буддист или студент на каникулах. Но если вы взрослая 40-летняя женщина и у вас есть взрослые обязательства, то это совсем не здорово.