Гений и безумство
«Нормальный человек» по Кречмару и Платону
Остаются еще «бурные воды» – нечто среднее, так называемые нормальные люди. Однажды знаменитого немецкого психиатра Эрнста Кречмара спросили: «Что такое, по-вашему, нормальный человек?» Он указал на шкаф в углу кабинета: «Вот нормальный человек».
Безусловно, Кречмар имел в виду не тех обычных людей, кто любознателен, полон открытой доброжелательности и человечных стремлений. Нет, речь о той «духовно мертвой прослойке», что и составляет мутный поток. Ведь и нынешние технологии позволяют донести до каждого человека высшие культурные достижения.
Именно теперь, когда технически и практически мы имеем возможность черпать из любой духовной сокровищницы, эти технологии превратились в мощнейшее орудие азрушения.Телевидение выплескивает бесконечную жвачку отупляющих сериалов, книгоиздание стало фабрикой примитивно-криминальной и слезоточивой продукции, коммерческие радиостанции оглушают мозг однообразной псевдомузыкой. Эти факты общеизвестны, и не было бы никакого смысла заострять на них внимание, если бы они не подводили к ответу на главный вопрос: кто музыку заказывает? Тот, кто платит, очевидно.
Такие «нормальные люди по Кречмару» добровольно и сознательно отказываются продуктивно воспринимать творческие и духовные достижения человечества и подменяют этот процесс бездумным поглощением лжекультурных и лженаучных суррогатов. Подготовительные труды сложны и длительны, а принести наслаждение сами по себе способны лишь человеку, выведенному за рамки такой «нормальности». Отсюда агрессивное неприятие всего, что отклоняется от их привычной бездумной нирваны. Тем более что технический уровень подделок, как правило, довольно высок (обратно пропорциональная зависимость: чем выше совершенство техники и доступнее ее использование, тем более духовно ущербный продукт производится с ее помощью).
Происходит взаимная подпитка − полная аналогия с торговлей наркотиками: замкнутая цепь «потребитель − производитель − торговец – потребитель». Платон отвечал на вопрос, что есть человек, так: «Двуногое без перьев». Тогда Диоген принес ему ощипанного петуха и сказал: «Вот человек». После чего Платон внес уточнение: «Двуногое без перьев с плоскими ногтями».
Вот оттуда, из этих отравленных глубин, и доносятся безапелляционные приговоры: отнести кого-то слепящего яркой индивидуальностью к тому или иному берегу либо оставить на мосту навечно. А всегда ли так было? Да, конечно. Вот что писал Пушкин князю Вяземскому об исчезнувших записках Байрона: «Толпа жадно читает исповеди, записки etc., потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врете, подлецы: он и мал, и мерзок − не так, как вы, – иначе!» Словом, какие там «бурные воды»… Бурь там отродясь не водилось. Но не зря же восклицал Джон Драйден: «Высокий ум безумию сосед − границы твердой между ними нет».
Чтобы войти, нужно открыть дверь
Гениальность – отклонение столь же яркое, как и безумие. Здесь и «божественный» маркиз де Сад, и Эдгар По, однажды явившийся к президенту США в плаще наизнанку, и Ван Гог, отсекший себе ухо, и Ницше, излагавший свои теории, стоя на коленях перед лошадью…
Гениальность, видимо, вообще исключает «нормальность». А может ли
«нормальный» человек стать гением по своей воле и желанию? Едва ли. Вот
что писал по этому поводу известный американский ученый Дж. Уолд,
профессор Гарварда, в одной из своих статей: «Я несколько раз беседовал
по поводу поддельных картин Вермеера. Фальсификация была, как известно,
сделана голландским художником ван Меегереном (подробнее см. №42 "Тайн
ХХ века” за 2012 год. – Прим. ред.).
Лица, не имевшие близкого отношения к искусству, говорили мне, что, дескать, не все ли равно, поддельный это Вермеер или настоящий, раз картина красива и в ее подлинность верят директора музеев? Это интересный вопрос, и каждый может иметь собственное мнение на сей счет. Что касается меня, то я думаю, что дело в следующем. Я считаю, что самое большее, на что способен ван Меегерен (статья Уолда была написана еще при жизни фальсификатора. – Прим. авт.), если он может писать хорошие картины, – это написать хорошего ван Меегерена.
Написать же Вермеера, даже плохого, он не может. Опыт, являющийся собственным и аутентичным, утонченность поведения, которое непредсказуемо и в этом смысле свободно, имеют элемент новизны, творческое и созидательное качество искусства. Низвести это свободное проявление на уровень запрограммированной и автоматической реакции – значит, лишить его всякого интереса, всех эстетических и моральных ценностей. Это превращает опыт в вещь, может быть, и полезную – в том смысле, в каком полезен ширпотреб». Трудно возразить, не так ли?
Безумные грани талантов
Но вернемся в нашу страну. Федор Михайлович Достоевский был эпилептиком, что общеизвестно. Но некоторые исследователи считают, что его эпилепсия была формой проявления истерии. Сам же ипохондрик Достоевский эпилепсию никогда не лечил, в отличие от мнимых своих болезней. Говорили и о садомазохистских наклонностях Достоевского. Якобы в детстве он очень любил истязать лягушек. Зигмунд Фрейд нашел у Достоевского эдипов комплекс, а также латентный гомосексуализм.
Генетик В.П. Эфроимсон сделал о Достоевском такой вывод: «При всем уважении к гению Достоевского его характерология не вызывает сомнения: это был деспот, неудержимый в своих страстях, беспредельно тщеславный, со стремлением к унижению окружающих и эксгибиционизмом, сочетавший все это со слезливой сентиментальностью, необычайной обидчивостью и вязкостью».
Далее идут Николай Васильевич Гоголь, которому психиатр А. Бурно
поставил диагноз шубообразная шизофрения, и даже Михаил Юрьевич
Лермонтов. Как замечает один из исследователей, «трезвый и точный взгляд
СО СТОРОНЫ (со стороны психиатра) разбивает некоторые привычные нам
мифы. Популярное мнение, что Лермонтов пал жертвой чуть ли не заговора
III отделения, разбивается о грустный диагноз − шизоидное расстройство
личности и связанное с этим аномальное поведение, приведшее к
трагической дуэли с Мартыновым, буквально затравленным "недобрым”
поэтом».
Фальшивая гармония
Так, может быть, и правы «нормальные люди по Кречмару», оставляя гениев в лучшем случае на мосту? Да нет. В «нормальной» культуре понятия как будто остаются теми же самыми, но содержание выхолащивается, превращаясь в свою противоположность. Сложнейшие комплексы чувств и эмоций сводятся к нескольким примитивным лексическим конструкциям в эстрадной поп-песенке или набору избитых слезовыжимательных приемов в книге или фильме. Лжекультура оперирует масками действительных ценностей. И осмысление глубинной сущности ценностей требует не меньших затрат интеллектуальных и душевных сил, чем естественно-научные или искусствоведческие штудии.
В «нормальном» восприятии эти ценности выглядят уже совершенно иначе, чем на самом деле, становятся стандартным комплектом плоских, раз и навсегда зафиксированных штампов. Протезы поставляются бесперебойно в красивой, с «нормальной» точки зрения, упаковке, и предложение всегда соответствует спросу. Тем более сегодня. Высокоинтеллектуальные технократы и научная элита, ответственная за создание информационных технологий, никак не заинтересованы в использовании новых технических средств для выведения таких людей из состояния перманентной спячки − так ими легче манипулировать в удобный момент. Сами же «нормальные люди», по природе своей ленивые, нелюбопытные и агрессивные, не проявляют никакой потребности к духовному росту, а напротив, требуют все более примитивных удовольствий на основе все более высоких технологий.
Таким образом, я с полным основанием называю и новое общество
постинтеллектуальным, т.е. таким, где для снижения интеллекта
применяются высочайшие достижения, причем целенаправленное оглупление
ведется по недвусмысленному желанию самих оглупляемых. Воистину, можно
ли такое общество считать гармоничным? Впрочем, частичный ответ (от
Джорджа Оруэлла) уже получен: свобода действительно позволяет сказать,
что дважды два − четыре, но вовсе не обязывает делать это. А если это и
сказано, «все остальное» отсюда совсем не следует, вопреки утверждению
великого англичанина. Никто не запрещает протестовать против сериалов,
но и ответ один: «Выключите телевизор и не мешайте жить другим». А
может, лучше остаться на мосту?
Комментарии 5
0
Марти
05.02.2014 07:50
[Материал]
Почему же "не надо"? Очень даже надо! Иначе и дети наши будут "в восторге" замирать перед "черным квадратом", боясь прослыть невеждами от искусства.
" Критерий истинного искусства- это Красота!" - Н.К.Рерих Вы сможете сказать хоть перед одной картиной Дали или Пикассо- "Красота!"? Кто же издевается над людьми, призывая их почитать этих "мастеров", навязывая им ТАКОЕ понимание красоты? Ни один истиннол сумасшедший себя таковым не признает. |
0
Alexei2012
05.02.2014 00:10
[Материал]
2 Fabius Человек до появления «современной техники» и даже много раньше был … настоящим человеком. Истинный художник всегда был понятен соотечественникам. На пьесы Шекспира ломилась публика, причем простая. Чего сейчас не наблюдается. Не говоря уж об античности, произведения которой не только украшают музеи но и сцены современных театров. А пустые спектакли-сериалы, киношки и прочие произведения масс культуры нынче не имеют аналогов по «дебилизму» в истории. Это факт. Уж скорее человек продолжает глупеть становясь «компонентом» той самой техники. Ну, а гении … всегда это много выше средней нормы … не всегда понятны современникам. Только со временем они нередко занимают «свое место». Где тут грань … трудно сказать. Да, пожалуй и не надо.
|
0
Fabius
04.02.2014 22:08
[Материал]
А кем был человек до того как у него появилась техника? Мой ответ - полуживотным. В средние века, хотя там небыло техники, существовало множество никчемных театральных пьес (хотя были и гениальные), большинство книг содержали слезивые баллады о рыцарях и те же отупляющие женские романы. Думаете в Древней Греции все люди только и думали о смысле бытия? Основная масса всегда была быдлом, как бы не старались остальные. Техника, в наше время открывает огромные просторы для разнообразного творчества. Посмотрите сколько в сети прекрасных, невероятно детализированных артов! Сколько новых направлений музыки появилось (даже если исключить жанры ориентированные на широкие массы). Появилось множество прекрасных (пусть и вымышленных) миров, много совершеннее нашего. А литература? Хоть основная масса все те же детективы и женские романы, но появляются и приличные книги. Причем в большем количестве, чем в прошлых веках, когда за половину столетия мог появится только 1 толковый писатель. Главное - уметь находить среди мусора бриллианты. Технологии дали всем людям возможность свободного творчества. Разумеется в духовную сферу ломанулись огромные толпы людей, многие из которых весьма скудны духовно. Но эти технологии позволили нести в массы "не такие" работы. Просвещать людей, дарить величие внутреннего мира.
Проблема в том, что основная масса снимаемых фильмов и сериалов, опубликованных романов и журналов ориентированна на "серую массу". Если никто не будет пользоваться производимым, как производителю денюжки то получать? Хотя технологии и тут заметно выручили. Многие талантливые художники и писатели не получают за свое творчество и копейки. Они трудятся исключительно за счет духовной потребности творить и выкладывают свои работы в открытый доступ. Если бы не было технологий узнал бы кто-нибудь о них? У них бы не хватило ни времени, ни ресурсов для творчества. А из-за специфичности работ большинству окружающих они были бы непонятны. И да, даже жуткие и извращенные вещи обладают своим пусть темным, но величием. А совершеннен лишь хаос. Безумие... оно великолепно в своей мрачной привлекательности, хотя и опасно. И нет, я еще не сошел с ума. Наверное. |