Вход / Регистрация
18.11.2024, 00:24
Бинтепе — турецкие пирамиды
К северу от древнего города Сарды, на обширном плато, которое носит
турецкое название Бинтепе или Тысяча холмов, находятся самые большие
курганы на Земле. Под гигантскими земляными насыпями спят вечным сном
правители и аристократы Лидийского царства, могущественного государства в
7-6 вв. до н.э. контролировавшего почти всю Малую Азию. Эти люди
держали в страхе приморские города греков, крушили полчища киммерийцев и
скифов, бросали вызов великой Персидской империи.
Востоковед Максим Пахаренко исследовал курганы и рассказал о них своим читателям.
Это самые большие курганы на земном шаре. Они находятся в 12-15 км к северу от древнего города Сарды на обширном плато, которое носит турецкое название - Бинтепе или Тысяча холмов. Здесь, под гигантскими земляными насыпями, спят вечным сном правители и аристократия Лидийского царства, могущественного государства в 7-6 вв. до н.э. контролировавшего почти всю Малую Азию. Эти люди держали в страхе приморские города греков, крушили полчища киммерийцев и скифов, бросали вызов великой Персидской империи.
Эти курганы больше любых других земляных сооружений на земле, например, курган царя Алиатта, что на фото ниже, существенно выше любой из знаменитых китайских пирамид, его высота почти 70 метров, что превышает пирамиду первого китайского императора Цинь Шихуана на 20-30 метров. Лидийские курганы больше фригийских из Гордиона и больше любых скифских курганов от Карпат до Алтая.
Добраться до плато Бинтепе, не имея собственного автомобиля, нелегко, хоть ехать от ближайшего города Салихлы и не так далеко, около 15 км. Я доехал туда, сменив 4 транспортных средства.
Дорога ведущая из городка Салихли на плато Бинтепе - второстепенная, здесь мало транспорта, а тот, что ездит, почему-то не спешит брать попутчиков. Поэтому мне пришлось стоять на трассе, вернее идти по ней минут 40, таким образом, я прошел треть пути пешком. Но мир не без добрых людей, на несколько км меня подбросила легковушка, мотоциклист, грузовая фура и даже трактор.
Эти улыбающиеся турки меня тоже взяли бы, но у них не было места в машине.
Тракторист подбросил на заключительные пару километров - уже счастье)
Курганный некрополь Бинтепе, это не какая-то точка на карте, это обширное плато, которое тянется на 20 км с востока на запад и на 10 км с юга на север. Поэтому, даже до сих пор, неизвестно общее число курганов в некрополе, их количество постоянно "колеблется" около сотни, одни исследователи пишут о 90 курганах, другие считают, что их 120.
Трасса пересекает Бинтепе насквозь, имея машину, по ней легко передвигаться, но вот съезжать на боковые грунтовые дороги и даже просто искать их не так просто. Но дороги здесь, вещь необходимая, так как далеко не все курганы располагаются близко к трассе, до большинства нужно добираться многие километры по пересеченной местности.
У меня машины не было, поэтому я просто пошел по полю. Вся территория Бинтепе распахана под различные сельхозкультуры, поэтому передвигаться пешком здесь также тяжело, особую проблему создают ограждения из колючей проволоки, которые могут тянуться между полями на многие сотни метров. У меня создалось впечатление, что таким способом турки стараются осложнить жизнь охотникам за сокровищами, коих в здешних местах бывает много, курганы до сих пор постоянно грабятся и уничтожаются.
Моей целью был самый большой курган на плато - могила царя Алиатта, отца знаменитого Креза, самого богатого человека античности. Я решил особо не разбрасываться и ограничиться осмотром одного крупного кургана и несколькими близлежащими захоронениями, обойти их все невозможно физически.
Теперь углубимся в суть вопроса, чтобы иметь представление о данном месте и об истории Лидийского царства.
Небольшая вводная часть у меня была в первом посте, посвященном столице Лидии городу Сарды. Бинтепе являлся аристократическим некрополем Лидийского царства, поэтому возводили его рядом со столицей. Но тут нужно сделать дополнение о том, что лидийские курганы присутствуют не только рядом с Сардами, они лежат и дальше к востоку и к западу, просто здесь их наибольшее количество.
Когда-то я писал о истории происхождения фригийских курганов в Гордионе, с ней перекликается и история лидийских "земляных пирамид". Есть все основания предполагать, что именно фригийцы повлияли на погребальные традиции Лидии, так как она входила в состав Фригии в 8 в. до н.э. Фригийцы строили гигантские курганы и лидийцы переняли у них эту эстафету, только несколько видоизменив конструкцию погребений. Дело в том, что фригийские тумулусы, при всем их влиянии на лидийские, серьезно отличаются подкурганной частью. Их погребальные камеры были сплошь деревянными, а главное, они не имели дромосов, специальных коридоров, ведущих к гробницам, т.е. фригийские курганы, в большинстве случаев, возводились для одного человека, их конструкция не предполагала последующего использования погребальных камер. У лидийцев все внутренние конструкции возводились из камня, и покойников, скорее всего, размещали внутри не одномоментно, курганы, видимо, использовались для захоронения целой семьи, по мере умирания ее членов, т.е. погребальные камеры периодически вскрывались и туда клали еще одного родственника. Правда, известны и исключительно индивидуальные лидийские захоронения в курганах.
К сожалению, нормально отснять лидийскую погребальную камеру у меня не получилось, ибо выбранный для этой цели курган оказался с плохо сохранившимися внутренними помещениями, но все равно, общее представление сделать можно.
Этот курган на фото весь в красных маках, а за ним, вдалеке, виднеется главная цель моего похода - курган Алиатта, кажется, что до него рукой подать, но на самом деле, туда идти и идти по целине, просто он из-за своих размеров сильно нарушает перспективу.
Курган, что " в маках" относительно небольшой - диаметр 74 метра, высота порядка 10 метров.
А вот и парадный вход.
Дромос кургана сделан из огромных, но плохо обработанных камней, особенно внушают каменные плиты потолка. К сожалению, в самой погребальной камере они не выдержали нагрузки и рухнули (или им помогли рухнуть).
Ниже, первое помещение после коридора, возможно, это и есть погребальная камера. Как правило, стандартная лидийская гробница имела один коридор и одну комнату для погребения, в большинстве случаев, небольшую - примерно 3 на 2,5 метра. Но могла быть еще и "прихожая", т.е. две камеры на одной линии, или целый лабиринт из коридоров и камер, как в крупных царских курганах, типа Алиатта.
Но, здесь мы наблюдаем непонятно что - помещение внутри бесформенно из-за земли, заполнившей камеру, и продолбленных в стенах нор. Можно не сомневаться, что лазы пробили грабители могил, скорее всего, именно из-за их деятельности и рухнули перекрытия. Такие норы пробиты во все стороны, внутри камеры абсолютный ад - ползает тьма насекомых и все висит на соплях, земляной потолок может в любой момент обвалиться, поэтому я не стал искушать судьбу и выбрался наружу.
Степные маки и пара крупных курганов к востоку, они оказались хорошо огорожены колючей проволокой вместе с посадками оливковых деревьев.
Издалека видно нагромождение крупных каменных блоков у подошвы кургана, возможно это начало дромоса, уходящего вглубь. Большой курган в этой паре имеет приличный размеры - диаметр 90 метров, высота минимум 15 метров, такой размер имело большинство царских курганов скифов на юге Украины и в Крыму.
Но тратить время на эти два холма я не стал, так как было заметно, что они хорошо огорожены колючей проволокой.
Несмотря на то, что большинство курганов в Бинтепе было исследовано, неизвестно кому конкретно они принадлежали. Почти все гробницы были ограблены еще в древности, поэтому различных артефактов здесь нашли немного, также мало было надписей. Более менее идентифицированы только два крупнейших кургана - царя Алиатта (потому что он самый большой, и о его размерах писал Геродот) и царя Гига, основателя династии Мермнадов (была найдена надпись с его именем).
Хотя если углубляться в историю Лидийского царства, вопрос - "кому принадлежат курганы?", становится еще более интересным.
Как я писал выше традиция курганостроения пришла в Лидию скорее всего из Фригии, но вот непонятно откуда она появилась у фригийцев. Дело в том, что раскопки фригийского Гордиона показали, что древнейший курган в тамошнем некрополе - тумулус W, датируется примерно 800 г. до н.э., и ничего неизвестно о более ранних фригийских курганах. Зато известно, что именно в это время столица Фригии Гордион подверглась серьезному опустошению и пожару. Т.е. возможно возникновение огромных курганов в Гордионе связано с приходом неких неизвестных племен, которые, уничтожив старых правителей Фригии, начали новую династию - для них и стали возводить гигантские могильные холмы.
Курганный некрополь в лидийских Сардах, как не странно, появился при схожих с фригийскими обстоятельствах. Г. Ханфман, археолог длительное время изучавший некрополь Бинтепе, настаивает на том, что первые курганы возвели здесь не ранее времен царя Гига (Гигеса) 680-640 гг. до н.э. Царь Гиг - основатель династии Мермнадов, имел, как известно, весьма мутное происхождение, по свидетельству античных историков, он был то ли пастухом, то ли дружинником прежнего царя Кандавла, убив которого он и пришел к власти. Гиг прославился своими войнами с киммерийцами, правда прославился он скорее в негативном смысле, потому что именно при его правлении киммерийцы захватили Сарды и заодно убили самого Гига. Это то, что мы знаем от греческих историков, а от археологов мы теперь знаем, что именно при Гиге начали строить погребальные курганы рядом со столицей Лидии.
Так какая же здесь связь с фригийской традицией курганостроения? А связь прямая, в обоих случаях эта традиция появлялась в центральных областях Малой Азии с приходом неких завоевателей, и есть все основания полагать, что этими завоевателями были кочевые племена киммерийцев (следы которых я и ездил искать во время этого посещения Турции)
Киммерийцы в 8-7 вв. до н.э. господствовали в центре Малой Азии, они захватили фригийский Гордион, убив его легендарного царя Мидаса, они же захватили лидийские Сарды, убив царя Гига (Гигеса), они держали в ужасе греческие города на побережье. Мы не знаем точно когда и откуда пришли киммерийцы, первое упоминание о них сохранилось у урартов - в конце 8 в. до н.э. урартский царь Руса I потерпел поражение от народа гимирру, в коих исследователи и усматривают легендарных киммерийцев. Их страна, по мнению клинописных табличек, находилась в районе Западной Каппадокии и носила название Гамирр, созвучное самоназванию киммерийцев. Армяне даже в средние века называли Каппадокию страной Гамирк. У грузин самоназвание киммерийцев - гимиру, сохранилось в грузинском слове гмири, что означает - великан, богатырь.
На данный момент является доказанным, что киммирийцы и скифы имели схожую культуру, поэтому когда древние историки пишут о великих скифских завоевательных походах на Ближнем Востоке, подразумеваются и киммерицы в том числе.
Эти походы отразились даже на страницах Ветхого Завета. Библейские пророки многократно упоминают кочевую угрозу с Севера.
Вот я приведу на вас, дом Израиля, народ издалека, народ сильный, древний, народ, которого языка ты не знаешь, и не будешь понимать, что он говорит. Колчан его - как открытый гроб; все они - люди храбрые. И съедят они жатву твою и хлеб твой; съедят сыновей твоих и дочерей твоих и волов твоих, съедят виноград твой и смоквы твои; разрушат мечем укрепленные города твои, на которые ты надеешься (Иеремия, 5, 15-17).
Курган Алиатта, отца царя Креза.
Есть все основания полагать, что и ужасные ветхозаветные Гог и Магог - это образное упоминание именно киммерийцев в Малой Азии. Особенно интересно здесь имя Гог, в котором небеспочвенно видят царя Лидии Гига. Примечательно, что имя лидийского царя, вроде бы сражавшегося против кочевников, у библейских пророков соединено с именем Магог, в котором все античные историки (например, Иосиф Флавий) видели кочевников скифов, более того, он их странным образом возглавляет. Вспомним, тот же Геродот писал о том, что Гигес-Гиг имел дело только с киммерийцами (тем более они были близки к скифам по культуре), поэтому "земля Магог" в данном контексте, будет отображать именно территорию подвластную народу гимирру.
сын человеческий! обрати лице твое к Гогу в земле Магог, князю Роша, Мешеха и Фувала, и изреки на него пророчество.
и скажи: так говорит Господь Бог: вот, Я - на тебя, Гог, князь Роша, Мешеха и Фувала!
и пойдешь с места твоего, от пределов севера, ты и многие народы с тобою, все сидящие на конях, сборище великое и войско многочисленное.
(Книга пророка Иезекииля. Глава 38.)
В отрывке весьма точно отображены титулы правителей Лидии - Гог, князь Роша, Мешеха и Фувала, считается, что слово Рош переводится как великий (хотя разные славянофилы пытаются видеть в нем упоминание о росах-руси), но вот Мешех и Фувал - это реальные земли, входившие в Лидийское царство - Мешех, это видимо земля мушков, т.е. Фригия, а Фувал, это позднехеттское гос-во Табал, находившееся на границе Малой Азии и Сирии. Ну, а земля Магог - это владения скифов-киммерийцев - наверно, это и Каппадокия, и вообще Центральная Анатолия, которые входили в Лидийское царство. Интересен и контингент, который вел с собой лидийский царь, по мнению библейского пророка - многие народы с тобою, все сидящие на конях, т.е. речь, скорее всего, идет о войске кочевников-коневодов.
Взаимоотношения оседлых и кочевых сообществ в Малой Азии, очень напоминали взаимоотношения Древней Руси с хазарами, печенегами и прочими. Казалось бы, стороны постоянно воевали друг с другом, но эти войны нисколько не мешали древним анатолийским государствам увеличиваться в размерах. Как известно, с самого начала расцвета Лидии при Мермнадах в 7 в. до н.э., нижний город в Сардах был взят штурмом киммерийцами, а сам основатель династии царь Гиг был убит. При этом, этот факт нисколько не замедлил захват самими лидийцами территории Фригии и Каппадокии, которые к тому времени давно были подвластны кочевым племенам киммерийцев.
Создается впечатление, что цари Фригии и Лидии не столько страдали от кочевников, сколько контролировали их, используя отряды всадников для захвата территорий. Даже греки признавали, что сильной частью лидийского войска была конница, а не пехота. В связи с этим, царь Гиг мог быть действительно властителем всех малоазийских кочевников, а его убийство и последующие войны правителей Лидии с киммерийцами можно рассматривать как эпизоды гражданской войны внутри их обширного государства. Также весьма вероятна этническая близость между киммерийцами и аристократической верхушкой Лидии. Об этом может косвенно свидетельствовать, наличие двух погребальных традиций в Лидии - традиция возведения земляных курганов над захоронениями и традиция вырубания гробниц в скалах, которую многие исследователи (например, тот же Г. Ханфман) считают истинно лидийской и вообще анатолийской, здесь также можно вспомнить скальные гробницы Ликии. Ведь именно погребальные обряды являются важнейшими этническими маркерами в ранних сообществах. Кстати, аналогичные две традиции существовали и в Фригии, это курганы вокруг Гордиона и Анкары и скальные гробницы, типа Асланташ и Йыланташ.
Я не нашел никакой тропинки к кургану, поэтому вынужден был идти прямо через зеленое море, колосья отросли уже по грудь.
Курган Алиатта имеет сейчас несколько оплывшее состояние, все же сказываются извечные дожди. Малая Азия, это не солнечный Египет, зимой все плато Бинтепе покрывается снегом, а весной он соответственно сходит, со всеми вытекающими от этого последствиями.
Но, даже сейчас, это творение рук человеческих поражает воображение. В древности этот холм был еще выше, поэтому он производил сильное впечатление на всех видящих его путешественников, вот что о нем писал Геродот:
Есть, правда, в Лидии одно сооружение, далеко превосходящее величиной все другие (помимо построек египтян и вавилонян). Это — могильный памятник Алиатта, отца Креза. Его основание состоит из огромных каменных плит, остальная же часть памятника — земляной курган. Рыночные торговцы, ремесленники и девушки, «занимающиеся своим ремеслом на дому», соорудили этот памятник. На верху памятника помещены каменные плиты числом пять, существующие и поныне, с высеченными на них надписями, [гласящими], какая часть работы выполнена каждым из этих разрядов людей. При измерении оказалось, что бoльшая часть работы произведена девушками. Молодые девушки у лидийцев все занимаются развратом, зарабатывая себе приданое. Делают же они это, пока не выйдут замуж, причем сами же выбирают себе мужа. Объем кургана составляет 6 стадий и 2 плефра, диаметр же 13 плефров. К кургану примыкает большое озеро, которое, по словам лидийцев, никогда не высыхает. Называется оно Гигесовым. Таково это замечательное сооружение.
Сведения невротика Геродота о разврате лидийских девушек здесь можно опустить, я писал о храмовой проституции раньше, а вот архитектурные подробности у него интересны. Основание кургана Алиатта действительно состоит и каменных блоков, только увидеть их нельзя, так как находится этот фундамент глубоко под землей. Исследования показали, что курган возможно имел еще и каменную крепиду по окружности, также его склоны были выложены кирпичом, но от всего этого тоже мало что осталось - ведь сооружению 2,5 тыс. лет, земля сходила с его склонов в течении тысячелетий, поэтому то, что раньше было наверху, сейчас расползлось по всему его подножию.
На боках кургана видны гигантские промоины.
Я изначально не ставил себе задачу попасть вглубь могильного холма Алиатта. Дело это совсем непростое, даже найти вход в курган представляет определенную сложность. Хотя известно, что германский консул в середине 19 века проник внутрь через тоннель, прорытый в промоине, что на фото выше. С земли его не видно, он находится на высоте 15-20 м.,и возможно турки уже заложили вход в гробницу.
Здесь нужно осознать, что из себя представляет гробница Алиатта - это огромная гора под 70 м. высотой и диаметром 355 м. Внутренние коридоры гробницы - это жуткий лабиринт, где общая длина тоннелей составляет более километра. Причем неизвестно в каком они там состоянии, вполне возможно, что далеко не в идеальном, если судить по осмотру внутренних помещений предыдущего небольшого кургана. Лично у меня нет информации, что кто-либо посещал гробницу царя Алиатта за последние 100 лет. Поэтому я решил не рисковать и ограничиться лишь подъемом на вершину сооружения, тем более даже лазить по склонам кургана - очень непростая задача.
Ниже план внутренних помещений гробницы Алиатта из книги 1894 года. Небольшая погребальная камера сдвинута от центра кургана, кстати, это одна из особенностей фригийских погребений, иногда считается, что это даже специфичный чисто "фригийский" маркер, который прослеживается в захоронении царя Лидии. Камера была сделана из крупных мраморных блоков, немецкий консул, открывший ее для европейцев, мало что там обнаружил - саркофага не было, скорее всего он был деревянным и сгнил, а главное, было ясно, что гробницу ограбили еще в древности.
На склоне рукотворной горы меня привлек небольшой раскоп, начинать восхождение я начал с этого места.
Когда-то на вершине курганы стояли каменные монументы, скорее всего они имели фаллическую форму, сейчас их остатки можно найти валяющимися на склонах холма. Видимо в раскопе это именно они - бесформенные куски мрамора, они скатились вниз, и здесь их прикопали.
Несмотря на то, что склоны кургана кажутся пологими на фото, в реальности они более чем круты. Причем склоны у основания намного ближе к вертикали, чем те, что на вершине. Общая высота кургана - от 61 до 69 метров (перепад зависит от рельефа местности), для того, чтоб было нагляднее - высота типового 9-этажного дома около 30 м., т.е. общая высота более двух 9-этажек, поставленных друг на друга. Если смотреть издалека на курган, то заметно, что пологие склоны у него начинаются не раньше 40 м. над землей, а до этого стенки очень крутые, никаких тропинок там нет, склоны земляные, ухватиться там не за что, все скользит и сыпется, если что, катиться вниз придется с высоты девятиэтажного дома минимум. В общем, вперед - лучше гор могут, быть только горы)
Турецкий пастух желает мне удачи)
Восходить фронтально на курган невозможно, слишком крутые склоны, тем более я день назад подвернул ногу, карабкаясь на акрополь в Сардах. Поэтому я избрал хитрый способ восхождения - по диагонали, т.е. двигался по склону больше горизонтально, постепенно ставя ногу чуть выше, таким образом я прошел почти половину его окружности - несколько сотен метров.
Кое-где на склоне мне попадались вот такие дырки в земле, видимо это чьи-то норы, но иногда в голову приходила мысль и о вентиляционных шахтах.
Некоторые выемки в земле здесь очень приличные по размеру и однозначно являются деятельностью человека.
А вот и еще один кусок мраморного монумента с вершины кургана, он так и не докатился вниз.
Еще немного, еще чуть-чуть.
И вот вершина взята, самый высокий курган в мире покорен. Кстати, я совсем не удивлюсь, если окажусь первым русским, поднявшимся на этот холм, так как соотечественники не очень жалуют подобные места. Справа от меня основание одного из лидийских монументов, он имел диаметр около 3 метров. Какая у этих колон была высота неизвестно, но думаю могло быть и метров 15, если судить по их диаметру и величине воронок в земле.
Здесь осталась гигантская воронка еще от одного монумента. Позади меня курганы Бинтепе, и где-то там, вдали, город Сарды.
Вдали озеро Гигея или Гигесово, по имени первого основателя Лидийской империи, сейчас это озеро Мармара (Мраморное). Некоторые античные авторы считали, что это озеро могло иметь искусственное происхождение.
На горизонте, чуть правее, видна верхушка еще одного местного гиганта - это курган самого Гига, основателя Лидийской империи.
Курган Гигеса несколько меньше Алиатта - 215 м. диаметр и высота около 50 м. Он уже полстолетия раскапывается американской экспедицией, они его наверно уже в термитник превратили, столько там прорыто ходов и тоннелей. Курган интересный, он как матрешка - большой насыпан поверх малого и более древнего, видимо могилу основателя династии заботливые потомки решили со временем увеличить в размерах.
Во время раскопок в гробнице была найдена надпись с именем Гугу (Гиг, Гигес) поэтому это могила человека, которому Господь Бог сказал: вот, Я - на тебя, Гог, князь Роша, Мешеха и Фувала!
Другой пассаж из книги пророка Иезекииля как нельзя кстати подходит для Бинтепе, только слово Израиль лишнее - даже пророки могут ошибаться:
дам Гогу место для могилы в Израиле, долину прохожих на восток от моря, и она будет задерживать прохожих; и похоронят там Гога и все полчище его, и будут называть ее долиною полчища Гогова.
Похоронят там Гога и все полчище его...Здесь "на восток от моря", в Бинтепе, и лежит все полчище Гигово...
Почему жители Лидии стали насыпать огромные курганы конечно загадка. Возможно эта традиция пришла в Анатолию из Великой степи, где курганы хорошо известны со времен бронзового века. Но может быть она сформировалась и на месте, в Лидии и Фригии.
Когда я проезжал город Кула, который находится в 50 км от Сард, то увидел в окне автобуса величественную картину - множество потемневших вулканов стояли по обе стороны дороги, некоторые буквально нависали над небольшими деревушками. Они сильно отличались от окружающих гор, вулкан нельзя ни с чем спутать. Еще во времена Лидийского царства многие из них продолжали действовать - извергать лаву на поверхность. Это зрелище безусловно отразилось в сознании людей, поэтому погребения правителей могли создаваться, чтобы подстать этим вулканам - символам природной мощи.
Вулкан около города Кула.
И еще один, всего их здесь около 70.
Верхняя площадка кургана Алиатта, столб, что слева, уже современный.
Гигантские промоины с южной стороны кургана. Видимо юг холма подвергался более активному солнечному воздействию, поэтому снег здесь таял быстрее, на северной стороне кургана таких оврагов нет. Или же это следы мучительных поисков входа в погребение. Как правило, дромосы во всех, увиденных мной, курганах шли с южной стороны, поэтому грабители могли копать траншеи с юга холма, пытаясь найти вход. А впоследствии эти рытвины были дополнительно размыты дождями.
Спустившись вниз я обнаружил остатки еще одной гробницы. Фактически, это разрушенный курган, где каменные конструкции внутренних помещений по необъяснимой причине вышли наружу. Внешне, они напоминают собой дот времен Второй мировой.
Как это могло произойти непонятно. Возможно, землю сняли археологи или грабители могил.
Это или разрушенная погребальная камера, или остатки дромоса. Внутрь пролезть проблематично, я посветил туда фонарем - камера тоже сильно разрушена, каменные блоки все обвалились.
Обратно я решил возвращаться более цивилизованным путем, по грунтовой дороге, которую местные жители используют, чтобы добираться к своим садам с оливковыми деревьями.
А вот и транспорт, идти обратно пешком уже не придется)
Турецкая семья возвращалась с работы домой, эти люди собирали траву для своих овец.
После некоторого раздумья хозяин семьи решил взять меня на борт, пообещав довезти до города Салихли, но сначала нужно было заехать к ним домой, чтобы разгрузить сено. Я согласился, так как уже наступал вечер - еще немного и дальнейшие поиски курганов проходили бы в темноте, нужно было уже эвакуироваться с Бинтепе. И мы двинулись в их деревушку.
А вот сам радушный хозяин. Этот человек абсолютно бесплатно вывез меня с плато, к тому же еще и довез непосредственно до гостиницы в Салихлы. А у себя дома показал свое обширное хозяйство.
Вот и овцы, которым предназначалась трава.
Мне показали все богатство, какое есть у семьи, например, вот такого ягненка)
Деревенский дом в Турции.
Чтобы быстрее разгрузить сено, пришла на помощь какая-то родственница. Мальчика отправили на мотоцикле в ближайший магазин, чтобы напоить гостя национальным турецким напитком - кока-колой)
Никто из приютивших меня жителей не знал английского, только мальчик выучил несколько слов. Но все были довольны, иностранцы с фотоаппаратами видимо редкость в этих краях, поэтому интерес к заезжему путешественнику был абсолютно искренним.
Востоковед Максим Пахаренко исследовал курганы и рассказал о них своим читателям.
Это самые большие курганы на земном шаре. Они находятся в 12-15 км к северу от древнего города Сарды на обширном плато, которое носит турецкое название - Бинтепе или Тысяча холмов. Здесь, под гигантскими земляными насыпями, спят вечным сном правители и аристократия Лидийского царства, могущественного государства в 7-6 вв. до н.э. контролировавшего почти всю Малую Азию. Эти люди держали в страхе приморские города греков, крушили полчища киммерийцев и скифов, бросали вызов великой Персидской империи.
Эти курганы больше любых других земляных сооружений на земле, например, курган царя Алиатта, что на фото ниже, существенно выше любой из знаменитых китайских пирамид, его высота почти 70 метров, что превышает пирамиду первого китайского императора Цинь Шихуана на 20-30 метров. Лидийские курганы больше фригийских из Гордиона и больше любых скифских курганов от Карпат до Алтая.
Добраться до плато Бинтепе, не имея собственного автомобиля, нелегко, хоть ехать от ближайшего города Салихлы и не так далеко, около 15 км. Я доехал туда, сменив 4 транспортных средства.
Дорога ведущая из городка Салихли на плато Бинтепе - второстепенная, здесь мало транспорта, а тот, что ездит, почему-то не спешит брать попутчиков. Поэтому мне пришлось стоять на трассе, вернее идти по ней минут 40, таким образом, я прошел треть пути пешком. Но мир не без добрых людей, на несколько км меня подбросила легковушка, мотоциклист, грузовая фура и даже трактор.
Эти улыбающиеся турки меня тоже взяли бы, но у них не было места в машине.
Тракторист подбросил на заключительные пару километров - уже счастье)
Курганный некрополь Бинтепе, это не какая-то точка на карте, это обширное плато, которое тянется на 20 км с востока на запад и на 10 км с юга на север. Поэтому, даже до сих пор, неизвестно общее число курганов в некрополе, их количество постоянно "колеблется" около сотни, одни исследователи пишут о 90 курганах, другие считают, что их 120.
Трасса пересекает Бинтепе насквозь, имея машину, по ней легко передвигаться, но вот съезжать на боковые грунтовые дороги и даже просто искать их не так просто. Но дороги здесь, вещь необходимая, так как далеко не все курганы располагаются близко к трассе, до большинства нужно добираться многие километры по пересеченной местности.
У меня машины не было, поэтому я просто пошел по полю. Вся территория Бинтепе распахана под различные сельхозкультуры, поэтому передвигаться пешком здесь также тяжело, особую проблему создают ограждения из колючей проволоки, которые могут тянуться между полями на многие сотни метров. У меня создалось впечатление, что таким способом турки стараются осложнить жизнь охотникам за сокровищами, коих в здешних местах бывает много, курганы до сих пор постоянно грабятся и уничтожаются.
Моей целью был самый большой курган на плато - могила царя Алиатта, отца знаменитого Креза, самого богатого человека античности. Я решил особо не разбрасываться и ограничиться осмотром одного крупного кургана и несколькими близлежащими захоронениями, обойти их все невозможно физически.
Теперь углубимся в суть вопроса, чтобы иметь представление о данном месте и об истории Лидийского царства.
Небольшая вводная часть у меня была в первом посте, посвященном столице Лидии городу Сарды. Бинтепе являлся аристократическим некрополем Лидийского царства, поэтому возводили его рядом со столицей. Но тут нужно сделать дополнение о том, что лидийские курганы присутствуют не только рядом с Сардами, они лежат и дальше к востоку и к западу, просто здесь их наибольшее количество.
Когда-то я писал о истории происхождения фригийских курганов в Гордионе, с ней перекликается и история лидийских "земляных пирамид". Есть все основания предполагать, что именно фригийцы повлияли на погребальные традиции Лидии, так как она входила в состав Фригии в 8 в. до н.э. Фригийцы строили гигантские курганы и лидийцы переняли у них эту эстафету, только несколько видоизменив конструкцию погребений. Дело в том, что фригийские тумулусы, при всем их влиянии на лидийские, серьезно отличаются подкурганной частью. Их погребальные камеры были сплошь деревянными, а главное, они не имели дромосов, специальных коридоров, ведущих к гробницам, т.е. фригийские курганы, в большинстве случаев, возводились для одного человека, их конструкция не предполагала последующего использования погребальных камер. У лидийцев все внутренние конструкции возводились из камня, и покойников, скорее всего, размещали внутри не одномоментно, курганы, видимо, использовались для захоронения целой семьи, по мере умирания ее членов, т.е. погребальные камеры периодически вскрывались и туда клали еще одного родственника. Правда, известны и исключительно индивидуальные лидийские захоронения в курганах.
К сожалению, нормально отснять лидийскую погребальную камеру у меня не получилось, ибо выбранный для этой цели курган оказался с плохо сохранившимися внутренними помещениями, но все равно, общее представление сделать можно.
Этот курган на фото весь в красных маках, а за ним, вдалеке, виднеется главная цель моего похода - курган Алиатта, кажется, что до него рукой подать, но на самом деле, туда идти и идти по целине, просто он из-за своих размеров сильно нарушает перспективу.
Курган, что " в маках" относительно небольшой - диаметр 74 метра, высота порядка 10 метров.
А вот и парадный вход.
Дромос кургана сделан из огромных, но плохо обработанных камней, особенно внушают каменные плиты потолка. К сожалению, в самой погребальной камере они не выдержали нагрузки и рухнули (или им помогли рухнуть).
Ниже, первое помещение после коридора, возможно, это и есть погребальная камера. Как правило, стандартная лидийская гробница имела один коридор и одну комнату для погребения, в большинстве случаев, небольшую - примерно 3 на 2,5 метра. Но могла быть еще и "прихожая", т.е. две камеры на одной линии, или целый лабиринт из коридоров и камер, как в крупных царских курганах, типа Алиатта.
Но, здесь мы наблюдаем непонятно что - помещение внутри бесформенно из-за земли, заполнившей камеру, и продолбленных в стенах нор. Можно не сомневаться, что лазы пробили грабители могил, скорее всего, именно из-за их деятельности и рухнули перекрытия. Такие норы пробиты во все стороны, внутри камеры абсолютный ад - ползает тьма насекомых и все висит на соплях, земляной потолок может в любой момент обвалиться, поэтому я не стал искушать судьбу и выбрался наружу.
Степные маки и пара крупных курганов к востоку, они оказались хорошо огорожены колючей проволокой вместе с посадками оливковых деревьев.
Издалека видно нагромождение крупных каменных блоков у подошвы кургана, возможно это начало дромоса, уходящего вглубь. Большой курган в этой паре имеет приличный размеры - диаметр 90 метров, высота минимум 15 метров, такой размер имело большинство царских курганов скифов на юге Украины и в Крыму.
Но тратить время на эти два холма я не стал, так как было заметно, что они хорошо огорожены колючей проволокой.
Несмотря на то, что большинство курганов в Бинтепе было исследовано, неизвестно кому конкретно они принадлежали. Почти все гробницы были ограблены еще в древности, поэтому различных артефактов здесь нашли немного, также мало было надписей. Более менее идентифицированы только два крупнейших кургана - царя Алиатта (потому что он самый большой, и о его размерах писал Геродот) и царя Гига, основателя династии Мермнадов (была найдена надпись с его именем).
Хотя если углубляться в историю Лидийского царства, вопрос - "кому принадлежат курганы?", становится еще более интересным.
Как я писал выше традиция курганостроения пришла в Лидию скорее всего из Фригии, но вот непонятно откуда она появилась у фригийцев. Дело в том, что раскопки фригийского Гордиона показали, что древнейший курган в тамошнем некрополе - тумулус W, датируется примерно 800 г. до н.э., и ничего неизвестно о более ранних фригийских курганах. Зато известно, что именно в это время столица Фригии Гордион подверглась серьезному опустошению и пожару. Т.е. возможно возникновение огромных курганов в Гордионе связано с приходом неких неизвестных племен, которые, уничтожив старых правителей Фригии, начали новую династию - для них и стали возводить гигантские могильные холмы.
Курганный некрополь в лидийских Сардах, как не странно, появился при схожих с фригийскими обстоятельствах. Г. Ханфман, археолог длительное время изучавший некрополь Бинтепе, настаивает на том, что первые курганы возвели здесь не ранее времен царя Гига (Гигеса) 680-640 гг. до н.э. Царь Гиг - основатель династии Мермнадов, имел, как известно, весьма мутное происхождение, по свидетельству античных историков, он был то ли пастухом, то ли дружинником прежнего царя Кандавла, убив которого он и пришел к власти. Гиг прославился своими войнами с киммерийцами, правда прославился он скорее в негативном смысле, потому что именно при его правлении киммерийцы захватили Сарды и заодно убили самого Гига. Это то, что мы знаем от греческих историков, а от археологов мы теперь знаем, что именно при Гиге начали строить погребальные курганы рядом со столицей Лидии.
Так какая же здесь связь с фригийской традицией курганостроения? А связь прямая, в обоих случаях эта традиция появлялась в центральных областях Малой Азии с приходом неких завоевателей, и есть все основания полагать, что этими завоевателями были кочевые племена киммерийцев (следы которых я и ездил искать во время этого посещения Турции)
Киммерийцы в 8-7 вв. до н.э. господствовали в центре Малой Азии, они захватили фригийский Гордион, убив его легендарного царя Мидаса, они же захватили лидийские Сарды, убив царя Гига (Гигеса), они держали в ужасе греческие города на побережье. Мы не знаем точно когда и откуда пришли киммерийцы, первое упоминание о них сохранилось у урартов - в конце 8 в. до н.э. урартский царь Руса I потерпел поражение от народа гимирру, в коих исследователи и усматривают легендарных киммерийцев. Их страна, по мнению клинописных табличек, находилась в районе Западной Каппадокии и носила название Гамирр, созвучное самоназванию киммерийцев. Армяне даже в средние века называли Каппадокию страной Гамирк. У грузин самоназвание киммерийцев - гимиру, сохранилось в грузинском слове гмири, что означает - великан, богатырь.
На данный момент является доказанным, что киммирийцы и скифы имели схожую культуру, поэтому когда древние историки пишут о великих скифских завоевательных походах на Ближнем Востоке, подразумеваются и киммерицы в том числе.
Эти походы отразились даже на страницах Ветхого Завета. Библейские пророки многократно упоминают кочевую угрозу с Севера.
Вот я приведу на вас, дом Израиля, народ издалека, народ сильный, древний, народ, которого языка ты не знаешь, и не будешь понимать, что он говорит. Колчан его - как открытый гроб; все они - люди храбрые. И съедят они жатву твою и хлеб твой; съедят сыновей твоих и дочерей твоих и волов твоих, съедят виноград твой и смоквы твои; разрушат мечем укрепленные города твои, на которые ты надеешься (Иеремия, 5, 15-17).
Курган Алиатта, отца царя Креза.
Есть все основания полагать, что и ужасные ветхозаветные Гог и Магог - это образное упоминание именно киммерийцев в Малой Азии. Особенно интересно здесь имя Гог, в котором небеспочвенно видят царя Лидии Гига. Примечательно, что имя лидийского царя, вроде бы сражавшегося против кочевников, у библейских пророков соединено с именем Магог, в котором все античные историки (например, Иосиф Флавий) видели кочевников скифов, более того, он их странным образом возглавляет. Вспомним, тот же Геродот писал о том, что Гигес-Гиг имел дело только с киммерийцами (тем более они были близки к скифам по культуре), поэтому "земля Магог" в данном контексте, будет отображать именно территорию подвластную народу гимирру.
сын человеческий! обрати лице твое к Гогу в земле Магог, князю Роша, Мешеха и Фувала, и изреки на него пророчество.
и скажи: так говорит Господь Бог: вот, Я - на тебя, Гог, князь Роша, Мешеха и Фувала!
и пойдешь с места твоего, от пределов севера, ты и многие народы с тобою, все сидящие на конях, сборище великое и войско многочисленное.
(Книга пророка Иезекииля. Глава 38.)
В отрывке весьма точно отображены титулы правителей Лидии - Гог, князь Роша, Мешеха и Фувала, считается, что слово Рош переводится как великий (хотя разные славянофилы пытаются видеть в нем упоминание о росах-руси), но вот Мешех и Фувал - это реальные земли, входившие в Лидийское царство - Мешех, это видимо земля мушков, т.е. Фригия, а Фувал, это позднехеттское гос-во Табал, находившееся на границе Малой Азии и Сирии. Ну, а земля Магог - это владения скифов-киммерийцев - наверно, это и Каппадокия, и вообще Центральная Анатолия, которые входили в Лидийское царство. Интересен и контингент, который вел с собой лидийский царь, по мнению библейского пророка - многие народы с тобою, все сидящие на конях, т.е. речь, скорее всего, идет о войске кочевников-коневодов.
Взаимоотношения оседлых и кочевых сообществ в Малой Азии, очень напоминали взаимоотношения Древней Руси с хазарами, печенегами и прочими. Казалось бы, стороны постоянно воевали друг с другом, но эти войны нисколько не мешали древним анатолийским государствам увеличиваться в размерах. Как известно, с самого начала расцвета Лидии при Мермнадах в 7 в. до н.э., нижний город в Сардах был взят штурмом киммерийцами, а сам основатель династии царь Гиг был убит. При этом, этот факт нисколько не замедлил захват самими лидийцами территории Фригии и Каппадокии, которые к тому времени давно были подвластны кочевым племенам киммерийцев.
Создается впечатление, что цари Фригии и Лидии не столько страдали от кочевников, сколько контролировали их, используя отряды всадников для захвата территорий. Даже греки признавали, что сильной частью лидийского войска была конница, а не пехота. В связи с этим, царь Гиг мог быть действительно властителем всех малоазийских кочевников, а его убийство и последующие войны правителей Лидии с киммерийцами можно рассматривать как эпизоды гражданской войны внутри их обширного государства. Также весьма вероятна этническая близость между киммерийцами и аристократической верхушкой Лидии. Об этом может косвенно свидетельствовать, наличие двух погребальных традиций в Лидии - традиция возведения земляных курганов над захоронениями и традиция вырубания гробниц в скалах, которую многие исследователи (например, тот же Г. Ханфман) считают истинно лидийской и вообще анатолийской, здесь также можно вспомнить скальные гробницы Ликии. Ведь именно погребальные обряды являются важнейшими этническими маркерами в ранних сообществах. Кстати, аналогичные две традиции существовали и в Фригии, это курганы вокруг Гордиона и Анкары и скальные гробницы, типа Асланташ и Йыланташ.
Я не нашел никакой тропинки к кургану, поэтому вынужден был идти прямо через зеленое море, колосья отросли уже по грудь.
Курган Алиатта имеет сейчас несколько оплывшее состояние, все же сказываются извечные дожди. Малая Азия, это не солнечный Египет, зимой все плато Бинтепе покрывается снегом, а весной он соответственно сходит, со всеми вытекающими от этого последствиями.
Но, даже сейчас, это творение рук человеческих поражает воображение. В древности этот холм был еще выше, поэтому он производил сильное впечатление на всех видящих его путешественников, вот что о нем писал Геродот:
Есть, правда, в Лидии одно сооружение, далеко превосходящее величиной все другие (помимо построек египтян и вавилонян). Это — могильный памятник Алиатта, отца Креза. Его основание состоит из огромных каменных плит, остальная же часть памятника — земляной курган. Рыночные торговцы, ремесленники и девушки, «занимающиеся своим ремеслом на дому», соорудили этот памятник. На верху памятника помещены каменные плиты числом пять, существующие и поныне, с высеченными на них надписями, [гласящими], какая часть работы выполнена каждым из этих разрядов людей. При измерении оказалось, что бoльшая часть работы произведена девушками. Молодые девушки у лидийцев все занимаются развратом, зарабатывая себе приданое. Делают же они это, пока не выйдут замуж, причем сами же выбирают себе мужа. Объем кургана составляет 6 стадий и 2 плефра, диаметр же 13 плефров. К кургану примыкает большое озеро, которое, по словам лидийцев, никогда не высыхает. Называется оно Гигесовым. Таково это замечательное сооружение.
Сведения невротика Геродота о разврате лидийских девушек здесь можно опустить, я писал о храмовой проституции раньше, а вот архитектурные подробности у него интересны. Основание кургана Алиатта действительно состоит и каменных блоков, только увидеть их нельзя, так как находится этот фундамент глубоко под землей. Исследования показали, что курган возможно имел еще и каменную крепиду по окружности, также его склоны были выложены кирпичом, но от всего этого тоже мало что осталось - ведь сооружению 2,5 тыс. лет, земля сходила с его склонов в течении тысячелетий, поэтому то, что раньше было наверху, сейчас расползлось по всему его подножию.
На боках кургана видны гигантские промоины.
Я изначально не ставил себе задачу попасть вглубь могильного холма Алиатта. Дело это совсем непростое, даже найти вход в курган представляет определенную сложность. Хотя известно, что германский консул в середине 19 века проник внутрь через тоннель, прорытый в промоине, что на фото выше. С земли его не видно, он находится на высоте 15-20 м.,и возможно турки уже заложили вход в гробницу.
Здесь нужно осознать, что из себя представляет гробница Алиатта - это огромная гора под 70 м. высотой и диаметром 355 м. Внутренние коридоры гробницы - это жуткий лабиринт, где общая длина тоннелей составляет более километра. Причем неизвестно в каком они там состоянии, вполне возможно, что далеко не в идеальном, если судить по осмотру внутренних помещений предыдущего небольшого кургана. Лично у меня нет информации, что кто-либо посещал гробницу царя Алиатта за последние 100 лет. Поэтому я решил не рисковать и ограничиться лишь подъемом на вершину сооружения, тем более даже лазить по склонам кургана - очень непростая задача.
Ниже план внутренних помещений гробницы Алиатта из книги 1894 года. Небольшая погребальная камера сдвинута от центра кургана, кстати, это одна из особенностей фригийских погребений, иногда считается, что это даже специфичный чисто "фригийский" маркер, который прослеживается в захоронении царя Лидии. Камера была сделана из крупных мраморных блоков, немецкий консул, открывший ее для европейцев, мало что там обнаружил - саркофага не было, скорее всего он был деревянным и сгнил, а главное, было ясно, что гробницу ограбили еще в древности.
На склоне рукотворной горы меня привлек небольшой раскоп, начинать восхождение я начал с этого места.
Когда-то на вершине курганы стояли каменные монументы, скорее всего они имели фаллическую форму, сейчас их остатки можно найти валяющимися на склонах холма. Видимо в раскопе это именно они - бесформенные куски мрамора, они скатились вниз, и здесь их прикопали.
Несмотря на то, что склоны кургана кажутся пологими на фото, в реальности они более чем круты. Причем склоны у основания намного ближе к вертикали, чем те, что на вершине. Общая высота кургана - от 61 до 69 метров (перепад зависит от рельефа местности), для того, чтоб было нагляднее - высота типового 9-этажного дома около 30 м., т.е. общая высота более двух 9-этажек, поставленных друг на друга. Если смотреть издалека на курган, то заметно, что пологие склоны у него начинаются не раньше 40 м. над землей, а до этого стенки очень крутые, никаких тропинок там нет, склоны земляные, ухватиться там не за что, все скользит и сыпется, если что, катиться вниз придется с высоты девятиэтажного дома минимум. В общем, вперед - лучше гор могут, быть только горы)
Турецкий пастух желает мне удачи)
Восходить фронтально на курган невозможно, слишком крутые склоны, тем более я день назад подвернул ногу, карабкаясь на акрополь в Сардах. Поэтому я избрал хитрый способ восхождения - по диагонали, т.е. двигался по склону больше горизонтально, постепенно ставя ногу чуть выше, таким образом я прошел почти половину его окружности - несколько сотен метров.
Кое-где на склоне мне попадались вот такие дырки в земле, видимо это чьи-то норы, но иногда в голову приходила мысль и о вентиляционных шахтах.
Некоторые выемки в земле здесь очень приличные по размеру и однозначно являются деятельностью человека.
А вот и еще один кусок мраморного монумента с вершины кургана, он так и не докатился вниз.
Еще немного, еще чуть-чуть.
И вот вершина взята, самый высокий курган в мире покорен. Кстати, я совсем не удивлюсь, если окажусь первым русским, поднявшимся на этот холм, так как соотечественники не очень жалуют подобные места. Справа от меня основание одного из лидийских монументов, он имел диаметр около 3 метров. Какая у этих колон была высота неизвестно, но думаю могло быть и метров 15, если судить по их диаметру и величине воронок в земле.
Здесь осталась гигантская воронка еще от одного монумента. Позади меня курганы Бинтепе, и где-то там, вдали, город Сарды.
Вдали озеро Гигея или Гигесово, по имени первого основателя Лидийской империи, сейчас это озеро Мармара (Мраморное). Некоторые античные авторы считали, что это озеро могло иметь искусственное происхождение.
На горизонте, чуть правее, видна верхушка еще одного местного гиганта - это курган самого Гига, основателя Лидийской империи.
Курган Гигеса несколько меньше Алиатта - 215 м. диаметр и высота около 50 м. Он уже полстолетия раскапывается американской экспедицией, они его наверно уже в термитник превратили, столько там прорыто ходов и тоннелей. Курган интересный, он как матрешка - большой насыпан поверх малого и более древнего, видимо могилу основателя династии заботливые потомки решили со временем увеличить в размерах.
Во время раскопок в гробнице была найдена надпись с именем Гугу (Гиг, Гигес) поэтому это могила человека, которому Господь Бог сказал: вот, Я - на тебя, Гог, князь Роша, Мешеха и Фувала!
Другой пассаж из книги пророка Иезекииля как нельзя кстати подходит для Бинтепе, только слово Израиль лишнее - даже пророки могут ошибаться:
дам Гогу место для могилы в Израиле, долину прохожих на восток от моря, и она будет задерживать прохожих; и похоронят там Гога и все полчище его, и будут называть ее долиною полчища Гогова.
Похоронят там Гога и все полчище его...Здесь "на восток от моря", в Бинтепе, и лежит все полчище Гигово...
Почему жители Лидии стали насыпать огромные курганы конечно загадка. Возможно эта традиция пришла в Анатолию из Великой степи, где курганы хорошо известны со времен бронзового века. Но может быть она сформировалась и на месте, в Лидии и Фригии.
Когда я проезжал город Кула, который находится в 50 км от Сард, то увидел в окне автобуса величественную картину - множество потемневших вулканов стояли по обе стороны дороги, некоторые буквально нависали над небольшими деревушками. Они сильно отличались от окружающих гор, вулкан нельзя ни с чем спутать. Еще во времена Лидийского царства многие из них продолжали действовать - извергать лаву на поверхность. Это зрелище безусловно отразилось в сознании людей, поэтому погребения правителей могли создаваться, чтобы подстать этим вулканам - символам природной мощи.
Вулкан около города Кула.
И еще один, всего их здесь около 70.
Верхняя площадка кургана Алиатта, столб, что слева, уже современный.
Гигантские промоины с южной стороны кургана. Видимо юг холма подвергался более активному солнечному воздействию, поэтому снег здесь таял быстрее, на северной стороне кургана таких оврагов нет. Или же это следы мучительных поисков входа в погребение. Как правило, дромосы во всех, увиденных мной, курганах шли с южной стороны, поэтому грабители могли копать траншеи с юга холма, пытаясь найти вход. А впоследствии эти рытвины были дополнительно размыты дождями.
Спустившись вниз я обнаружил остатки еще одной гробницы. Фактически, это разрушенный курган, где каменные конструкции внутренних помещений по необъяснимой причине вышли наружу. Внешне, они напоминают собой дот времен Второй мировой.
Как это могло произойти непонятно. Возможно, землю сняли археологи или грабители могил.
Это или разрушенная погребальная камера, или остатки дромоса. Внутрь пролезть проблематично, я посветил туда фонарем - камера тоже сильно разрушена, каменные блоки все обвалились.
Обратно я решил возвращаться более цивилизованным путем, по грунтовой дороге, которую местные жители используют, чтобы добираться к своим садам с оливковыми деревьями.
А вот и транспорт, идти обратно пешком уже не придется)
Турецкая семья возвращалась с работы домой, эти люди собирали траву для своих овец.
После некоторого раздумья хозяин семьи решил взять меня на борт, пообещав довезти до города Салихли, но сначала нужно было заехать к ним домой, чтобы разгрузить сено. Я согласился, так как уже наступал вечер - еще немного и дальнейшие поиски курганов проходили бы в темноте, нужно было уже эвакуироваться с Бинтепе. И мы двинулись в их деревушку.
А вот сам радушный хозяин. Этот человек абсолютно бесплатно вывез меня с плато, к тому же еще и довез непосредственно до гостиницы в Салихлы. А у себя дома показал свое обширное хозяйство.
Вот и овцы, которым предназначалась трава.
Мне показали все богатство, какое есть у семьи, например, вот такого ягненка)
Деревенский дом в Турции.
Чтобы быстрее разгрузить сено, пришла на помощь какая-то родственница. Мальчика отправили на мотоцикле в ближайший магазин, чтобы напоить гостя национальным турецким напитком - кока-колой)
Никто из приютивших меня жителей не знал английского, только мальчик выучил несколько слов. Но все были довольны, иностранцы с фотоаппаратами видимо редкость в этих краях, поэтому интерес к заезжему путешественнику был абсолютно искренним.