Вход / Регистрация
18.11.2024, 04:23
Ноев ковчег и священная гора Арарат
Рядом с горой Арарат кажется, что время остановилось и вот сейчас на землю ступит Ной с чадами и домочадцами и положит начало новой жизни на Земле. А ковчег занесет снегом и льдом, и останется он в памяти людей как первое спасательное судно. Человечество, наверное, так никогда и не узнает, были ли описанные события в Библии или нет.
Большинство происшедшего не доказано, и мы можем только гадать, где были Эдем, Содом и Гоморра и Ноев Ковчег. Именно Ковчег и привлекает внимание человечества на протяжении почти трех тысяч лет. Был он, или это просто сказка?
Большинство происшедшего не доказано, и мы можем только гадать, где были Эдем, Содом и Гоморра и Ноев Ковчег. Именно Ковчег и привлекает внимание человечества на протяжении почти трех тысяч лет. Был он, или это просто сказка?
«И увидел Господь , что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и воскорбел в сердце Своем. (Быт.6:5,6)
Но жил в те времена человек праведный и непорочный в роде своем, угодный Господу, и звали его Ной. И сказал Бог Ною: конец всякой плоти привел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей. И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье жилье. (Быт.6:13-16)».
Ной сделал все так, как повелел ему Бог. По окончании строительства сказал Бог Ною войти в ковчег свой с сыновьями своими и женой, и с женами сынов своих, и ввести также в ковчег из всех животных по паре, чтобы они остались в живых. И взять себе всякой пищи, какая необходима себе и для животных. После чего ковчег был затворен Богом.
Через семь дней (во второй месяц, в семнадцатый день) излился дождь на землю, и продолжалось на земле наводнение сорок дней и сорок ночей, и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землею и плавал по поверхности вод. «И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом» (Быт.7:19) И лишилось жизни всякое существо, которое было на поверхности земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге.
Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней, после чего стала убывать. «И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских. Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор» (Быт.8:4,5). К первому дню следующего года иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега, и во втором месяце, к двадцать седьмому дню, земля высохла.
И сказал Бог Ною: Выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою; выведи с собою всех животных <…> И не буду больше поражать всего живущего <…> И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю…(Быт.8:15-9:1).
Так рассказывается в Книге Бытие – первой Книге Ветхого Завета. Потом уже Ковчег и Ноя присвоили мусульмане, переименовав его в Нуха и «уточнив» место остановки – около Нахичевана. Несмотря на то, что Ветхий Завет считается историей еврейского народа, в Книге Бытие нет и намека на национальность патриарха Ноя.
Древнееврейский историк I века нашей эры Иосиф Флавий подробно пишет о Ное, Всемирном потопе и ковчеге: «Одну часть корабля можно обнаружить еще и сегодня в горах Армении — там люди набирают смолу для изготовления амулетов». В своем сочинении «Иудейская война» автор делится любопытными сведениями: «Армяне называют это место, где ковчег остался лежать навеки, причалом и показывают сохранившиеся до сегодняшних дней его части».
Несколько неожиданную версию этой истории приводит другой автор I века нашей эры, Николай Дамасский, в своей «Хронике мира». По его словам, «в Армении есть высокая гора, называемая Барис, на которой находили спасение многие беглецы от Всемирного потопа. Там же, на вершине этой горы, остановился один человек, приплывший в ковчеге, обломки которого сохранились там на долгое время». Барис, или Масис, — древние армянские наименования горы Арарат.
Между тем, согласно армянской историографии, один из святых ААЦ св. Акоп Мцбнеци, пожелавший найти ковчег предпринимал множество попыток восхождения на Арарат. Но каждый раз, согласно легенде он засыпал на полпути и просыпался у подножия. История повествует о том, как однажды во время очередной попытки к нему во сне якобы является ангел и просит не пытаться более найти ковчег, но обещает дать кусок деревянной обшивки судна. Легенда гласит что проснувшись, Св. Акоп обнаруживает неподалеку фрагмент ковчега, и привозит его в Эчмиадзин (Вагаршапат), где этот фрагмент хранится и поныне. На месте, где, согласно поверью, был обнаружен фрагмент, позже был воздвигнут монастырь Св. Акопа, а Ахорское ущелье на северо-восточном склоне горы, также стало называться ущельем Св. Акопа. Эта легенда является адаптацией более ранней легенды, где фигурировала гора Джуди (вершина по-арабски).
В XIX и XX веках в тех местах побывало несколько экспедиций, и, хотя ни одна из них не обнаружила ковчега, многие из исследователей утверждали, что видели нечто, похожее на огромную ладью.
В 1955 году французский промышленник и исследователь Фернан Наварра предпринял экспедицию на Арарат, из которой привез остатки доски, отломанной, по его словам, от деревянного остова, предположительно являющегося Ковчегом. Некоторые из проведенных исследований частично подтверждали возраст дерева в 5 000 лет, однако все они являлись весьма субъективными и вариабельными. В настоящее время одним из основных мест, где, по мнению искателей, покоится ковчег, является Араратская аномалия. Аномалия представляет собой объект неизвестной природы, выступающий из снега на северо-западном склоне горы Арарат, в 2200 метрах от вершины. Ученые, имеющие доступ к снимкам, объясняют образование естественными причинами. Исследования на месте затруднены, потому что местность, находящаяся в районе армяно-турецкой границы, является военной закрытой зоной, и доступ туда ограничен.
Другим потенциальным местом нахождения ковчега является Тендюрек, местность примерно в 30 километрах южнее Арарата. В 1957 г. в американском журнале «Лайф» были опубликованы фотографии, сделанные в этом районе с самолета. Капитан турецкой армии Ильхам Дюрупинар, просматривая аэроснимки, обнаружил интересные образования, по форме напоминавшие судно, и послал их в журнал. Статья попалась на глаза Рону Уайетту, американскому врачу-анестезиологу, который решил заняться исследованием данного феномена. После нескольких экспедиций пришел к выводу, что данное образование — не что иное, как Ноев Ковчег.
В октябре 2009 года ученые побывали внутри и сняли на видео, как они утверждают, останки легендарного Ноева ковчега на горе Арарат. Археологическую находку удалось сделать во время совместной экспедиции ученых из Турции и Гонконга.
О ковчеге писали античные и средневековые авторы, в том числе фламандский путешественник, монах и дипломат, посол при дворе монгольского хана в XIII веке Биллем Рубрук и знаменитый венецианский путешественник XIII—XIV веков Марко Поло. Он проезжал мимо Арарата по пути в Китай. В «Книге о разнообразии мира..», в которую вошли записанные за великим путешественником рассказы, упоминается и Армения: «Вы должны знать, что в этой стране Армении на вершине высокой горы покоится Ноев ковчег, покрытый вечными снегами, и никто не может туда, на вершину, забраться, тем более что снег никогда не тает, а новые снегопады дополняют толщину снежного покрова. Однако нижние слои его подтаивают, и образующиеся ручьи и реки, стекая в долину, основательно увлажняют окружающую местность, на которой вырастает тучный травяной покров, привлекающий летом изо всей округи многочисленные стада травоядных крупных и мелких животных».
О недоступности древней святыни для осмотра рассказал в 1316 году главе католической церкви, пребывавшему в то время в Авиньоне, монах францисканского ордена Одерих: «Люди, живущие там, говорили нам, что никто не забирался на гору, так как это, вероятно, могло не понравиться Всевышнему». Противоречивые сведения и труднодоступность данных районов даже в наше время невольно заставляют внимательнее прислушаться к этим словам средневекового монаха. Об араратской реликвии упоминает и немецкий путешественник начала XVI века Адам Олеарий. В своих путевых заметках «Путешествие в Московию и Персию» он писал: «Армяне и персы считают, что на упомянутой горе все еще находятся обломки ковчега, которые с течением времени стали твердыми и прочными, как камень».
Согласно легендам, остатки ковчега Ноя до сих пор находятся на горе Арарат среди вечных льдов. Начиная с первой половины XIX века поиски ковчега стали проводиться активнее. Путь на знаменитую гору проложил французский альпинист Фридрих Паррот, правда, шел он туда со спортивной целью, и поиски ковчега в его задачу не входили. В честь альпиниста был назван ледник на северо-западных склонах горы.
Невозможность достичь вершины Арарата была, по словам Джеймса Брайса, «почти частью вероучения» армянской церкви. Двое из сопровождавших Паррота армян после восхождения утверждали, что поднялись на большую высоту, но не на вершину. Похожая история произошла и с другим покорителем Арарата — Абихом — в 1845 году. Группа англичан, поднимавшихся на гору в 1856 году, получили заверения от курдов и турок, что вершина недосягаема. По мнению Брайса, в 1876 году ни один человек, живущий в зоне видимости Арарата (за исключением, возможно, какого-нибудь хорошо образованного российского чиновника в Ереване), не сомневался, что после Ноя никто не ступал на вершину горы. После восхождения на Арарат Брайс посетил Эчмиадзин, где был представлен управляющему им архимандриту. В ходе беседы Брайс сообщил, что взошел на гору. Переводчик сказал архимандриту: «Этот англичанин говорит, что был на вершине Масиса». Тот с улыбкой ответил: «Нет, этого не может быть. Никто никогда там не был. Это невозможно».
Мы все любим сказки, а тем более такие, которые могут в один прекрасный день подтвердиться. Ноев ковчег действительно существовал – может и не такой, каким его позднее изображали. Но пристал он именно к горам Араратским, то есть к Большому и Малому Масису. Есть что-то мистическое в этой горе – разделенная 12-километровой седловиной издали она смотрится как две рядом стоящие вершины. И кто знает, какие тайны еще, кроме Ковчега, лежат под огромным слоем льда…
Но жил в те времена человек праведный и непорочный в роде своем, угодный Господу, и звали его Ной. И сказал Бог Ною: конец всякой плоти привел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей. И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье жилье. (Быт.6:13-16)».
Ной сделал все так, как повелел ему Бог. По окончании строительства сказал Бог Ною войти в ковчег свой с сыновьями своими и женой, и с женами сынов своих, и ввести также в ковчег из всех животных по паре, чтобы они остались в живых. И взять себе всякой пищи, какая необходима себе и для животных. После чего ковчег был затворен Богом.
Через семь дней (во второй месяц, в семнадцатый день) излился дождь на землю, и продолжалось на земле наводнение сорок дней и сорок ночей, и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землею и плавал по поверхности вод. «И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом» (Быт.7:19) И лишилось жизни всякое существо, которое было на поверхности земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге.
Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней, после чего стала убывать. «И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских. Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор» (Быт.8:4,5). К первому дню следующего года иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега, и во втором месяце, к двадцать седьмому дню, земля высохла.
И сказал Бог Ною: Выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою; выведи с собою всех животных <…> И не буду больше поражать всего живущего <…> И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю…(Быт.8:15-9:1).
Так рассказывается в Книге Бытие – первой Книге Ветхого Завета. Потом уже Ковчег и Ноя присвоили мусульмане, переименовав его в Нуха и «уточнив» место остановки – около Нахичевана. Несмотря на то, что Ветхий Завет считается историей еврейского народа, в Книге Бытие нет и намека на национальность патриарха Ноя.
Древнееврейский историк I века нашей эры Иосиф Флавий подробно пишет о Ное, Всемирном потопе и ковчеге: «Одну часть корабля можно обнаружить еще и сегодня в горах Армении — там люди набирают смолу для изготовления амулетов». В своем сочинении «Иудейская война» автор делится любопытными сведениями: «Армяне называют это место, где ковчег остался лежать навеки, причалом и показывают сохранившиеся до сегодняшних дней его части».
Несколько неожиданную версию этой истории приводит другой автор I века нашей эры, Николай Дамасский, в своей «Хронике мира». По его словам, «в Армении есть высокая гора, называемая Барис, на которой находили спасение многие беглецы от Всемирного потопа. Там же, на вершине этой горы, остановился один человек, приплывший в ковчеге, обломки которого сохранились там на долгое время». Барис, или Масис, — древние армянские наименования горы Арарат.
Между тем, согласно армянской историографии, один из святых ААЦ св. Акоп Мцбнеци, пожелавший найти ковчег предпринимал множество попыток восхождения на Арарат. Но каждый раз, согласно легенде он засыпал на полпути и просыпался у подножия. История повествует о том, как однажды во время очередной попытки к нему во сне якобы является ангел и просит не пытаться более найти ковчег, но обещает дать кусок деревянной обшивки судна. Легенда гласит что проснувшись, Св. Акоп обнаруживает неподалеку фрагмент ковчега, и привозит его в Эчмиадзин (Вагаршапат), где этот фрагмент хранится и поныне. На месте, где, согласно поверью, был обнаружен фрагмент, позже был воздвигнут монастырь Св. Акопа, а Ахорское ущелье на северо-восточном склоне горы, также стало называться ущельем Св. Акопа. Эта легенда является адаптацией более ранней легенды, где фигурировала гора Джуди (вершина по-арабски).
В XIX и XX веках в тех местах побывало несколько экспедиций, и, хотя ни одна из них не обнаружила ковчега, многие из исследователей утверждали, что видели нечто, похожее на огромную ладью.
В 1955 году французский промышленник и исследователь Фернан Наварра предпринял экспедицию на Арарат, из которой привез остатки доски, отломанной, по его словам, от деревянного остова, предположительно являющегося Ковчегом. Некоторые из проведенных исследований частично подтверждали возраст дерева в 5 000 лет, однако все они являлись весьма субъективными и вариабельными. В настоящее время одним из основных мест, где, по мнению искателей, покоится ковчег, является Араратская аномалия. Аномалия представляет собой объект неизвестной природы, выступающий из снега на северо-западном склоне горы Арарат, в 2200 метрах от вершины. Ученые, имеющие доступ к снимкам, объясняют образование естественными причинами. Исследования на месте затруднены, потому что местность, находящаяся в районе армяно-турецкой границы, является военной закрытой зоной, и доступ туда ограничен.
Другим потенциальным местом нахождения ковчега является Тендюрек, местность примерно в 30 километрах южнее Арарата. В 1957 г. в американском журнале «Лайф» были опубликованы фотографии, сделанные в этом районе с самолета. Капитан турецкой армии Ильхам Дюрупинар, просматривая аэроснимки, обнаружил интересные образования, по форме напоминавшие судно, и послал их в журнал. Статья попалась на глаза Рону Уайетту, американскому врачу-анестезиологу, который решил заняться исследованием данного феномена. После нескольких экспедиций пришел к выводу, что данное образование — не что иное, как Ноев Ковчег.
В октябре 2009 года ученые побывали внутри и сняли на видео, как они утверждают, останки легендарного Ноева ковчега на горе Арарат. Археологическую находку удалось сделать во время совместной экспедиции ученых из Турции и Гонконга.
О ковчеге писали античные и средневековые авторы, в том числе фламандский путешественник, монах и дипломат, посол при дворе монгольского хана в XIII веке Биллем Рубрук и знаменитый венецианский путешественник XIII—XIV веков Марко Поло. Он проезжал мимо Арарата по пути в Китай. В «Книге о разнообразии мира..», в которую вошли записанные за великим путешественником рассказы, упоминается и Армения: «Вы должны знать, что в этой стране Армении на вершине высокой горы покоится Ноев ковчег, покрытый вечными снегами, и никто не может туда, на вершину, забраться, тем более что снег никогда не тает, а новые снегопады дополняют толщину снежного покрова. Однако нижние слои его подтаивают, и образующиеся ручьи и реки, стекая в долину, основательно увлажняют окружающую местность, на которой вырастает тучный травяной покров, привлекающий летом изо всей округи многочисленные стада травоядных крупных и мелких животных».
О недоступности древней святыни для осмотра рассказал в 1316 году главе католической церкви, пребывавшему в то время в Авиньоне, монах францисканского ордена Одерих: «Люди, живущие там, говорили нам, что никто не забирался на гору, так как это, вероятно, могло не понравиться Всевышнему». Противоречивые сведения и труднодоступность данных районов даже в наше время невольно заставляют внимательнее прислушаться к этим словам средневекового монаха. Об араратской реликвии упоминает и немецкий путешественник начала XVI века Адам Олеарий. В своих путевых заметках «Путешествие в Московию и Персию» он писал: «Армяне и персы считают, что на упомянутой горе все еще находятся обломки ковчега, которые с течением времени стали твердыми и прочными, как камень».
Согласно легендам, остатки ковчега Ноя до сих пор находятся на горе Арарат среди вечных льдов. Начиная с первой половины XIX века поиски ковчега стали проводиться активнее. Путь на знаменитую гору проложил французский альпинист Фридрих Паррот, правда, шел он туда со спортивной целью, и поиски ковчега в его задачу не входили. В честь альпиниста был назван ледник на северо-западных склонах горы.
Невозможность достичь вершины Арарата была, по словам Джеймса Брайса, «почти частью вероучения» армянской церкви. Двое из сопровождавших Паррота армян после восхождения утверждали, что поднялись на большую высоту, но не на вершину. Похожая история произошла и с другим покорителем Арарата — Абихом — в 1845 году. Группа англичан, поднимавшихся на гору в 1856 году, получили заверения от курдов и турок, что вершина недосягаема. По мнению Брайса, в 1876 году ни один человек, живущий в зоне видимости Арарата (за исключением, возможно, какого-нибудь хорошо образованного российского чиновника в Ереване), не сомневался, что после Ноя никто не ступал на вершину горы. После восхождения на Арарат Брайс посетил Эчмиадзин, где был представлен управляющему им архимандриту. В ходе беседы Брайс сообщил, что взошел на гору. Переводчик сказал архимандриту: «Этот англичанин говорит, что был на вершине Масиса». Тот с улыбкой ответил: «Нет, этого не может быть. Никто никогда там не был. Это невозможно».
Мы все любим сказки, а тем более такие, которые могут в один прекрасный день подтвердиться. Ноев ковчег действительно существовал – может и не такой, каким его позднее изображали. Но пристал он именно к горам Араратским, то есть к Большому и Малому Масису. Есть что-то мистическое в этой горе – разделенная 12-километровой седловиной издали она смотрится как две рядом стоящие вершины. И кто знает, какие тайны еще, кроме Ковчега, лежат под огромным слоем льда…
 
Комментарии 1
+1
Alexei2012
14.05.2014 10:51
[Материал]
Более существенный вопрос, чем «что было», это то, что будет (или может быть). Содомы с Гоморрою детские шалости по сравнению с тем, что «творил» «человек», после потопа. Да и нынче хорошего мало. Достаточно новостные ленты посмотреть.
|