Вход / Регистрация
22.12.2024, 15:28
Как защитить автомобильную и прочую электрику от ЭМИ
Электромагнитный импульс возникает после ядерного взрыва или мощной солнечной вспышки и представляет собой мощное кратковременное электромагнитное поле с длинами волн от 1 до 1000м и более, возникающее в момент взрыва, которое наводит сильные электрические напряжения и токи в проводниках различной протяженности в воздухе, земле, на технике и других объектах (металлические опоры, антенны, провода линий связи и электропередач, трубопроводы и т. п.) .
При взаимодействии мгновенного и захватного гамма-излучений с атомами и молекулами среды последним сообщаются импульсы энергии. Основная часть энергии расходуется на сообщение поступательного движения электронам - и ионам, образовавшимся в результате ионизации. Первичные (быстрые) электроны движутся в радиальном направлении от центра взрыва и образуют радиальные электрические токи и поля, быстро нарастающие по времени. Обладая большой энергией, первичные электроны производят дальнейшую ионизацию, которая также приводит к образованию полей и токов. Возникающие кратковременные электрические и магнитные поля и представляют собой электромагнитный импульс (ЭМИ).
Приемники энергии ЭМИ — проводящие электрический ток тела: все воздушные и подземные линии связи, линии управления, сигнализации, электропередачи, металлические мачты и опоры, воздушные и подземные антенные устройства, наземные и подземные трубопроводы, металлические крыши и другие конструкции, изготовленные из металла. В момент взрыва в них На доли секунды возникает импульс электрического тока и появляется разность потенциала относительно земли.
Под действием этих напряжений может происходить: пробой изоляции кабелей, повреждение входных элементов аппаратуры, подключенной к антеннам, воздушным и подземным линиям (пробой трансформаторов связи, выход из строя разрядников, предохранителей, порча полупроводниковых приборов и т. д.), а также выгорание плавких вставок, включенных в линии для защиты аппаратуры. Высокие электрические потенциалы относительно земли, возникающие на экранах, жилах кабелей, антенно-фидерных линиях и проводных линиях связи могут представлять опасность для лиц, обслуживающих аппаратуру.
Наибольшую опасность ЭМИ представляет для аппаратуры необорудованной специальной защитой, даже если она находится в особо прочных сооружениях, способных выдерживать большие механические нагрузки от действия ударной волны ядерного взрыва. ЭМИ для такой аппаратуры является главным поражающим фактором. Линии электропередач и их оборудование, рассчитанные на напряжение десятков — сотен киловольт, являются устойчивыми к воздействию лектромагнитного
импульса. Необходимо также учитывать одновременность воздействия импульса мгновенного гамма-излучения и ЭМИ: под действием первого — увеличивается проводимость материалов, а под действием второго — наводятся дополнительные электрические токи. Кроме того, следует учитывать их одновременное воздействие на все системы, находящиеся в районе взрыва.
На кабельных и воздушных линиях, попавших в зону мощных импульсов электромагнитного излучения, возникают (наводятся) высокие электрические напряжения. Наведенное напряжение может вызывать повреждения входных цепей аппаратуры на довольно удаленных участках этих линий.
В зависимости от характера воздействия ЭМИ на линии связи и подключенную к ним аппаратуру могут быть рекомендованы следующие способы защиты: применение двухпроводных симметричных линий связи, хорошо изолированных между собой и от земли; исключение применения однопроводных наружных линий связи; экранирование подземных кабелей медной, алюминиевой, свинцовой оболочкой; электромагнитное экранирование блоков (решетка фарадея, мет. корпус) и узлов аппаратуры; использование различного рода защитных входных устройств (АЗУ) и грозозащитных средств.
1. Экраны и защитные устройства.
Металлические экраны отражают электромагнитные волны и гасят высокочастотную энергию. Через систему заземления ток, наведенный ЭМИ, стекает в землю, не причиняя вреда электронной аппаратуре, находящейся внутри металлических шкафов или коробов.
2. Защита кабелей.
Соединительные кабели для защиты прокладывают в земляных траншеях под цементным или бетонированным полом зданий либо заключают в стальные короба, которые заземляют. Можно размещать кабеля и на поверхности поля, закрыв их заземленными швеллерами.
Надежность повышается, если кабель разветвляется и подводится к нескольким шкафам с разделительными трансформаторами. В этом случае изолированные участки сети обладают большим сопротивлением изоляции и малой емкостью проводов относительно земли. Также целесообразно применять фильтры от высокочастотных помех.
3. Защитные разрядники и плавкие предохранители.
Вылетит любой прибор на полупроводниках, а так же катушки зажигания если они в цепи, помочь могут размыкатели, отключать массу. Основные функции защитного разрядника — разомкнуть линию или отвести энергию для предотвращения повреждения в защищаемом оборудовании. Устанавливается на входы и выходы аппаратуры.
Для защиты аппаратуры могут быть рекомендованы плавкие предохранители и защитные входные приспособления, которые представляют собой различные релейные или электронные устройства, реагирующие на превышение тока или напряжения в цепи.
4. Грозозащитные устройства.
Обеспечивают «стекание» большого разряда в землю без повреждения изоляционных элементов линий.
5. Использование симметричных двухпроводных линий.
6. Защита периферийных устройств.
Указанные способы и средства защиты должны внедряться во все виды электротехнической и радиоэлектронной аппаратуры с учетом характера поражающего действия электромагнитных излучений для обеспечения надежности работы предприятий в условиях ЧС мирного и военного времени.
Чем грозит ЭМИ
При взаимодействии мгновенного и захватного гамма-излучений с атомами и молекулами среды последним сообщаются импульсы энергии. Основная часть энергии расходуется на сообщение поступательного движения электронам - и ионам, образовавшимся в результате ионизации. Первичные (быстрые) электроны движутся в радиальном направлении от центра взрыва и образуют радиальные электрические токи и поля, быстро нарастающие по времени. Обладая большой энергией, первичные электроны производят дальнейшую ионизацию, которая также приводит к образованию полей и токов. Возникающие кратковременные электрические и магнитные поля и представляют собой электромагнитный импульс (ЭМИ).
Приемники энергии ЭМИ — проводящие электрический ток тела: все воздушные и подземные линии связи, линии управления, сигнализации, электропередачи, металлические мачты и опоры, воздушные и подземные антенные устройства, наземные и подземные трубопроводы, металлические крыши и другие конструкции, изготовленные из металла. В момент взрыва в них На доли секунды возникает импульс электрического тока и появляется разность потенциала относительно земли.
Под действием этих напряжений может происходить: пробой изоляции кабелей, повреждение входных элементов аппаратуры, подключенной к антеннам, воздушным и подземным линиям (пробой трансформаторов связи, выход из строя разрядников, предохранителей, порча полупроводниковых приборов и т. д.), а также выгорание плавких вставок, включенных в линии для защиты аппаратуры. Высокие электрические потенциалы относительно земли, возникающие на экранах, жилах кабелей, антенно-фидерных линиях и проводных линиях связи могут представлять опасность для лиц, обслуживающих аппаратуру.
Наибольшую опасность ЭМИ представляет для аппаратуры необорудованной специальной защитой, даже если она находится в особо прочных сооружениях, способных выдерживать большие механические нагрузки от действия ударной волны ядерного взрыва. ЭМИ для такой аппаратуры является главным поражающим фактором. Линии электропередач и их оборудование, рассчитанные на напряжение десятков — сотен киловольт, являются устойчивыми к воздействию лектромагнитного
импульса. Необходимо также учитывать одновременность воздействия импульса мгновенного гамма-излучения и ЭМИ: под действием первого — увеличивается проводимость материалов, а под действием второго — наводятся дополнительные электрические токи. Кроме того, следует учитывать их одновременное воздействие на все системы, находящиеся в районе взрыва.
На кабельных и воздушных линиях, попавших в зону мощных импульсов электромагнитного излучения, возникают (наводятся) высокие электрические напряжения. Наведенное напряжение может вызывать повреждения входных цепей аппаратуры на довольно удаленных участках этих линий.
В зависимости от характера воздействия ЭМИ на линии связи и подключенную к ним аппаратуру могут быть рекомендованы следующие способы защиты: применение двухпроводных симметричных линий связи, хорошо изолированных между собой и от земли; исключение применения однопроводных наружных линий связи; экранирование подземных кабелей медной, алюминиевой, свинцовой оболочкой; электромагнитное экранирование блоков (решетка фарадея, мет. корпус) и узлов аппаратуры; использование различного рода защитных входных устройств (АЗУ) и грозозащитных средств.
Рассмотрим
основные методы защиты:
1. Экраны и защитные устройства.
Металлические экраны отражают электромагнитные волны и гасят высокочастотную энергию. Через систему заземления ток, наведенный ЭМИ, стекает в землю, не причиняя вреда электронной аппаратуре, находящейся внутри металлических шкафов или коробов.
2. Защита кабелей.
Соединительные кабели для защиты прокладывают в земляных траншеях под цементным или бетонированным полом зданий либо заключают в стальные короба, которые заземляют. Можно размещать кабеля и на поверхности поля, закрыв их заземленными швеллерами.
Надежность повышается, если кабель разветвляется и подводится к нескольким шкафам с разделительными трансформаторами. В этом случае изолированные участки сети обладают большим сопротивлением изоляции и малой емкостью проводов относительно земли. Также целесообразно применять фильтры от высокочастотных помех.
3. Защитные разрядники и плавкие предохранители.
Вылетит любой прибор на полупроводниках, а так же катушки зажигания если они в цепи, помочь могут размыкатели, отключать массу. Основные функции защитного разрядника — разомкнуть линию или отвести энергию для предотвращения повреждения в защищаемом оборудовании. Устанавливается на входы и выходы аппаратуры.
Для защиты аппаратуры могут быть рекомендованы плавкие предохранители и защитные входные приспособления, которые представляют собой различные релейные или электронные устройства, реагирующие на превышение тока или напряжения в цепи.
4. Грозозащитные устройства.
Обеспечивают «стекание» большого разряда в землю без повреждения изоляционных элементов линий.
5. Использование симметричных двухпроводных линий.
6. Защита периферийных устройств.
Указанные способы и средства защиты должны внедряться во все виды электротехнической и радиоэлектронной аппаратуры с учетом характера поражающего действия электромагнитных излучений для обеспечения надежности работы предприятий в условиях ЧС мирного и военного времени.
 
Комментарии 20
0
Veya
11.09.2014 22:46
[Материал]
где то читала или смотрела, что в мозге существуют магнитные импульсы (типа мысли и всё что происходит в голове) и если случится то что описывается, то у людей "замкнёт" мозг. Люди либо умрут, либо станут как младенцы - беззащитны и лишены всех знаний полученных при жизни. возможно ли такое?
|
-1
gangrena
11.09.2014 20:19
[Материал]
от сильной вспышки ЭМИ не спасет ничего. даже металлическая коробка гаража.
полная защита от ЭМИ стоит около 1 миллиона долларов за комнату в 20 квадратов и даже если у вас будет дизельное авто 1924 года выпуска то вы упретесь или в полицейский патруль которые его у вас отнимет или в неработающую АЗС. |
+2
Denton
11.09.2014 11:40
[Материал]
Заземляй не заземляй, а контроллер всё равно сгорит в инжекторных авто, если ЭМИ бахнет. ИМХО. Все сложные электронные системы в современных авто собой понижают его живучесть в случае ЧС.
Поэтому у нас у выживальщиков всегда припасена простая машинка типа карбюраторной ОКИ с запасной бабиной, вторым мини баком, цепями на колёса, оборудованной для эвакуации из города. Обязательно наличие выключателя массы. |
+1
Denton
11.09.2014 11:22
[Материал]
В Военных автомобилях, типа ГАЗ-66, УАЗ 469, вся проводка включая катушку зажигания и свечи, экранируется оплёткой.
Называется система подавления радиопомех испускающих автомобилем при его работе. Но это для учебника, а на самом деле система подавления ЭМИ от ядерного взрыва для повышения живучести автомобиля в военное время. Есть дополнительный блок с индуктивностью вроде фильтра помимо прочего. |
0
o-lega
11.09.2014 10:43
[Материал]
Да, это самое надежное загнать в заземленный гараж или заземлить просто корпус машины! Заземлитель можно временно вбить, штырь металлический метра полтора...два в землю и смочить рядом почву водой соленой, для улучшения проводимости.
Хотя уверен, с машиной ничего не будет, солнечные вспышки это же не локальное повышение энергий, а общее для всей планеты, а значит нет рядом потенциалов, куда энергия может стекать, ну как-то так! |
+3
o-lega
11.09.2014 10:50
[Материал]
Смачить водой почву куда вбивается штырь металлический, метра полтора длина штыря за глаза, поливать чем больше конечно, тем лучше. Вбивать в нормальную землю, где нет насыпного грунта, вроде гальки, песка и пр. изоляторов. На объектах, где проверяют заземлители, обычно за несколько дней до проверки заземлители начинают посыпать солью, чтобы дождь размыл и улучшил проводимость. Смысл в том, чтобы проводимость почвы улучшить.
Ну и понятно, что штырь нужно к машине прицепить проводящим проводом, желательно медным, толстеньким, за клему зажима например аккумулятора (та которая на корпусе машины, минусовая обычно). Или за болт или корпус, где видно нет изоляции и она соединена со всем корпусом машины. Идея в целом проста, электроэнергия это давление в эфире и нужно его сбросить в Землю, где есть место, чтобы давление ушло и не создавало напряжений и шла через железяки и провода, вот и вся задумка, просто слить избыток, разровнять потенциал. Но это всё ерунда со вспышкой, единственный вариант, что атмосфера будет заряженной и при движении машина может накопить большой потенциал за счет трения (статического электричества) и этот потенциал электронику чувствительную убьет. Но сомневаюсь, что такого уровня можно вообще достигнуть таким способом, чтобы убить электронику. Ну скажем мчали по сухой трассе, на корпусе накапливается потенциал, так как колеса резиновые, излоировано от Земли получается, потом подъезжаете к луже и через мокрые колеса корпус машины резко обнуляется (энергия стекается в Землю, сбрасывается) и то напряжение, что было на электронике может пробить на корпус машины и убить схему, по которой ток пойдет на Землю. Так, что если сильно страшно, то лучше просто мне ездить в этот день, а заземлять стоящую машину не нужно, токи утечки всегда энергию рассеивают...выравнивают. |
0
o-lega
11.09.2014 11:09
[Материал]
Лучше просто не ездить в такие дни, заземление городить не вижу никакого смысла. Или если ездить, то не быстро, по городу, а не по трассам рассекать. Опасно статическое напряжение, которое производится за счет трения машины о воздух, электризация обычная. Опасность в том, что энергия долго накапливается в движении и потом корпус машины резко на землю садится, скажем через лужу или еще что-то. И получаем корпус машины резко потерял потенциал, а в полупроводниках, на элементах напряжение осталось. И оно начинает пробивать на корпус и этот пробой может повредить детали электросхемы.
|