Вход / Регистрация
22.11.2024, 06:39
Есть ли сознание у животных?
Фундаментальная научная теория сознания должна рассматривать сознание как естественный научный феномен, возникший в ходе эволюции. То есть она должна находиться в соответствии и не вступать в противоречие с основными законами биологии, прежде всего с теорией эволюции.
Это означает, что такая теория будет утверждать, что на Земле или в других местах не только не существует сознания без нервной системы, но и до того, как возникла нервная система в мире, в том числе и биологическом, сознания не существовало. Оно возникло вместе с нервной системой и развивалось параллельно ее развитию. И если это так, это приводит к одному из самых интересных и интригующих вопросов сегодняшних биологических исследований сознания: обладает ли сознанием только человек или это градуальный эволюционный феномен, появлявшийся постепенно у разных видов и таксонов животных на разных уровнях совершенства?
Для феномена нашей способности переноситься в прошлое, существовать в текущем восприятии или фантазировать о будущем существует термин mental time travel. Долгое время считалось, что животные замкнуты и живут только в настоящем. Они способны воспринимать элементарным первичным сознанием только текущую ситуацию, кроме того, они способны обучаться и адекватным образом действовать в соответствии с опытом предыдущего поведения.
Но поведение на основе предыдущего обучения вовсе не связано с состоянием сознания, а больше похоже на декартовские автоматы, которые вырабатывают те или иные условные рефлексы, реакции и нужным образом, без переживаний и воспоминаний о том, что происходило, действуют в соответствии с повторяющимися ситуациями. Эта ситуация стала меняться, как и оценка субъективного мира и опыта животных, в последние полтора десятилетия в значительной мере под влиянием экспериментальных исследований, эмпирических фактов, показавших на разных животных, что они, кажется («кажется» — потому что это предмет острых дискуссий среди специалистов), способны путешествовать во времени — перемещаться как в прошлое, так и будущее. Например, способны иметь то, что для человека долгое время считалось одним из основных признаков существования сознания, — эпизодическую память.
Кембриджские этологи, психолог Тони Дикинсон и Ники Клейтон, поставили эксперимент с сойками. Сойки способны, если их накормить, начать прятать оставшуюся свободную еду, для того чтобы вернуться к ней позже. Уже наевшуюся сойку выпускали в вольер и предоставляли ей пищу двух типов, которую она могла прятать. Первая — та, что сойки очень любят — это мучные черви, а вторую они тоже любят, но предпочитают меньше — это орехи. Трюк заключался в том, что после того, как сойка прятала пищу в специальные пеналы, ее спрашивали, где она ее спрятала, через разное время — либо через короткое, либо через длинное. Через короткое время мучные черви остаются еще целыми, и сойка имеет тенденцию возвращаться к ним, через длинное они уже портятся и протухают, и сойка ищет уже только спрятанные орехи. Сойка была способна, как показали эксперименты, помнить не только то, где она спрятала, но также и то, что она спрятала — червей или орехи, и в зависимости от того, когда это происходило — неделю назад или день назад, — она либо искала червей, либо понимала, что к этим червям возвращаться бесполезно, и обращалась только к тем тайникам, где она спрятала орехи.
Это означает, что такая теория будет утверждать, что на Земле или в других местах не только не существует сознания без нервной системы, но и до того, как возникла нервная система в мире, в том числе и биологическом, сознания не существовало. Оно возникло вместе с нервной системой и развивалось параллельно ее развитию. И если это так, это приводит к одному из самых интересных и интригующих вопросов сегодняшних биологических исследований сознания: обладает ли сознанием только человек или это градуальный эволюционный феномен, появлявшийся постепенно у разных видов и таксонов животных на разных уровнях совершенства?
Для феномена нашей способности переноситься в прошлое, существовать в текущем восприятии или фантазировать о будущем существует термин mental time travel. Долгое время считалось, что животные замкнуты и живут только в настоящем. Они способны воспринимать элементарным первичным сознанием только текущую ситуацию, кроме того, они способны обучаться и адекватным образом действовать в соответствии с опытом предыдущего поведения.
Но поведение на основе предыдущего обучения вовсе не связано с состоянием сознания, а больше похоже на декартовские автоматы, которые вырабатывают те или иные условные рефлексы, реакции и нужным образом, без переживаний и воспоминаний о том, что происходило, действуют в соответствии с повторяющимися ситуациями. Эта ситуация стала меняться, как и оценка субъективного мира и опыта животных, в последние полтора десятилетия в значительной мере под влиянием экспериментальных исследований, эмпирических фактов, показавших на разных животных, что они, кажется («кажется» — потому что это предмет острых дискуссий среди специалистов), способны путешествовать во времени — перемещаться как в прошлое, так и будущее. Например, способны иметь то, что для человека долгое время считалось одним из основных признаков существования сознания, — эпизодическую память.
Кембриджские этологи, психолог Тони Дикинсон и Ники Клейтон, поставили эксперимент с сойками. Сойки способны, если их накормить, начать прятать оставшуюся свободную еду, для того чтобы вернуться к ней позже. Уже наевшуюся сойку выпускали в вольер и предоставляли ей пищу двух типов, которую она могла прятать. Первая — та, что сойки очень любят — это мучные черви, а вторую они тоже любят, но предпочитают меньше — это орехи. Трюк заключался в том, что после того, как сойка прятала пищу в специальные пеналы, ее спрашивали, где она ее спрятала, через разное время — либо через короткое, либо через длинное. Через короткое время мучные черви остаются еще целыми, и сойка имеет тенденцию возвращаться к ним, через длинное они уже портятся и протухают, и сойка ищет уже только спрятанные орехи. Сойка была способна, как показали эксперименты, помнить не только то, где она спрятала, но также и то, что она спрятала — червей или орехи, и в зависимости от того, когда это происходило — неделю назад или день назад, — она либо искала червей, либо понимала, что к этим червям возвращаться бесполезно, и обращалась только к тем тайникам, где она спрятала орехи.