Вход / Регистрация
22.12.2024, 14:25
Первые танки
Танк представлял собой бронированную коробку ромбовидной формы с обведенной по ее корпусу стальной гусеницей. Толщина бортовой брони составляла 5-10 мм (ниже в подписях под рисунками даётся, как правило, толщина бортовой брони). Броня защищала от винтовочных пуль (небронебойных), шрапнели, лёгких осколков снарядов. Вооружение располагалось в спонсонах - бортовых полубашнях.
Танки были двух типов: "самец" - пушечный и "самка" - пулемётный. Конструкторы танка рассчитывали, что "самец" будет действовать главным образом против пулемётных гнезд, "самка" - против живой силы противника. Таким образом было внесено некоторое разделение боевого назначения между обеими машинами. Заметим, что к этой мысли вернулись во вторую мировую войну, когда на базе танков была создана самоходная артиллерия.
Для управления танком служили сложные механизмы, требовавшие от водителя как искусства, так и больших физических усилий.
На танке было три коробки передач (коробки скоростей). Одна из них - главная - стояла возле водителя, а две другие - сзади, по бортам машины. Бортовые коробки служили как для изменения скорости движения танка, так и для его поворота; главная - только для изменения скорости. На танке были поставлены также два тормоза, которыми можно было притормаживать гусеницы; и специальное хвостовое устройство в виде двух колёс, установленных на тележке и прижимаемых к земле сильными пружинами. Колёса могли поворачиваться, как руль лодки, и служили для плавного поворота танка с радиусом 50 м и больше. Наконец, на машине имелся дифференциал, такой же, как на обычном автомобиле. На его полуосях и были установлены, бортовые коробки передач.
При движении по прямой дороге надо было включать ту или иную передачу в коробках. Первые две передачи включались в коробке, которой мог управлять непосредственно сам водитель, третья и четвертая - в бортовых коробках, которыми управляли его помощники. Если надо было перейти на третью или четвертую передачу, водитель с места пальцами показывал своим помощникам, какую передачу надо включить. Шум в машине мешал подавать команду голосом.
Сложнее обстояло дело с поворотом. При поворотах с большим радиусом надо было при помощи троса, накрученного на барабан, поворачивать тележку с хвостовыми колёсами. Это требовало огромных усилий. Для крутых поворотов требовалось переключать передачи в бортовых коробках, устанавливая на одном борту одну скорость, на другом другую; гусеницы начинали вращаться с разными скоростями, и танк поворачивался.
Вследствие применения дифференциала при движении, в особенности по грязной скользкой дороге, машину постоянно уводило в сторону и её приходилось выравнивать. Это лежало на обязанности командира танка, который при помощи педалей воздействовал на тормоза полуосей дифференциала и притормаживал соответствующую гусеницу.
Таким образом в управлении машиной участвовали четыре человека: водитель, два его помощника и командир танка. Управление требовало больших усилий, постоянного внимания и сильно утомляло экипаж. Грохот мотора мешал экипажу согласовывать свои действия, а отработавшие газы от двигателя и пороховой дым отравляли команду и вызывали частые обмороки даже у крепких людей, работавших в танках.
Наблюдение из танка было неудовлетворительным. Экипаж мог вести наблюдение только через незащищённые щели, в которые при обстреле летели брызги расплавленного свинца. До 80% ранений у танкистов того времени составляли глазные ранения. Внешняя связь почти отсутствовала; единственным средством связи были полузадохшиеся и оглушённые почтовые голуби.
Скорость танка была чрезвычайно низкой. На очень хороших дорогах она едва достигала 6 км/час, а на местности, вне дорог, где и приходилось главным образом действовать танку - снижалась до 1-3 км/час, т. е. была меньше скорости пешехода.
Как видим, танк марки I был далёк от совершенства. Но большего едва ли можно было требовать от первой машины.
Танки были двух типов: "самец" - пушечный и "самка" - пулемётный. Конструкторы танка рассчитывали, что "самец" будет действовать главным образом против пулемётных гнезд, "самка" - против живой силы противника. Таким образом было внесено некоторое разделение боевого назначения между обеими машинами. Заметим, что к этой мысли вернулись во вторую мировую войну, когда на базе танков была создана самоходная артиллерия.
Для управления танком служили сложные механизмы, требовавшие от водителя как искусства, так и больших физических усилий.
На танке было три коробки передач (коробки скоростей). Одна из них - главная - стояла возле водителя, а две другие - сзади, по бортам машины. Бортовые коробки служили как для изменения скорости движения танка, так и для его поворота; главная - только для изменения скорости. На танке были поставлены также два тормоза, которыми можно было притормаживать гусеницы; и специальное хвостовое устройство в виде двух колёс, установленных на тележке и прижимаемых к земле сильными пружинами. Колёса могли поворачиваться, как руль лодки, и служили для плавного поворота танка с радиусом 50 м и больше. Наконец, на машине имелся дифференциал, такой же, как на обычном автомобиле. На его полуосях и были установлены, бортовые коробки передач.
Управление танком производилось следующим образом
При движении по прямой дороге надо было включать ту или иную передачу в коробках. Первые две передачи включались в коробке, которой мог управлять непосредственно сам водитель, третья и четвертая - в бортовых коробках, которыми управляли его помощники. Если надо было перейти на третью или четвертую передачу, водитель с места пальцами показывал своим помощникам, какую передачу надо включить. Шум в машине мешал подавать команду голосом.
Сложнее обстояло дело с поворотом. При поворотах с большим радиусом надо было при помощи троса, накрученного на барабан, поворачивать тележку с хвостовыми колёсами. Это требовало огромных усилий. Для крутых поворотов требовалось переключать передачи в бортовых коробках, устанавливая на одном борту одну скорость, на другом другую; гусеницы начинали вращаться с разными скоростями, и танк поворачивался.
Вследствие применения дифференциала при движении, в особенности по грязной скользкой дороге, машину постоянно уводило в сторону и её приходилось выравнивать. Это лежало на обязанности командира танка, который при помощи педалей воздействовал на тормоза полуосей дифференциала и притормаживал соответствующую гусеницу.
Таким образом в управлении машиной участвовали четыре человека: водитель, два его помощника и командир танка. Управление требовало больших усилий, постоянного внимания и сильно утомляло экипаж. Грохот мотора мешал экипажу согласовывать свои действия, а отработавшие газы от двигателя и пороховой дым отравляли команду и вызывали частые обмороки даже у крепких людей, работавших в танках.
Наблюдение из танка было неудовлетворительным. Экипаж мог вести наблюдение только через незащищённые щели, в которые при обстреле летели брызги расплавленного свинца. До 80% ранений у танкистов того времени составляли глазные ранения. Внешняя связь почти отсутствовала; единственным средством связи были полузадохшиеся и оглушённые почтовые голуби.
Скорость танка была чрезвычайно низкой. На очень хороших дорогах она едва достигала 6 км/час, а на местности, вне дорог, где и приходилось главным образом действовать танку - снижалась до 1-3 км/час, т. е. была меньше скорости пешехода.
Как видим, танк марки I был далёк от совершенства. Но большего едва ли можно было требовать от первой машины.