Социальные сети возникли у костров первобытных людей
Поли Висснер (Polly Wiessner) из Университета Юты изучила содержание около 200 дневных и вечерних разговоров у костра, которые она записала во время этнографических экспедиций среди народа кунг (бушмены пустыни Калахари) в 1974-м и в 2011-2013 годах. Эти охотники-собиратели считаются одним из древнейших народов Земли (генетические расхождения между бушменами и остальным человечеством насчитывают 60 000 лет), и они до сих пор сохранили образ жизни своих предков.
Содержание дневных и вечерних разговор резко отличалось. Днем бушмены обсуждают практические вещи (например, куда пойти охотиться — 31 процент разговоров), жалуются, ругаются и сплетничают (эти инструменты регулирования социальных отношений заняли 34 процента времени), шутят (16 процентов), а на другие темы (в том числе рассказывание историй и мифов) приходится всего шесть процентов. Напротив, у костра 81 процент времени заняли песни, истории, жалобы, сплетни и разговоры о делах — всего 11 процентов.
Вечерние беседы были посвящены существам, с которыми бушмены непосредственно не соприкасаются в их повседневной жизни, — духам, предкам и далеким племенам. Кроме того, у костра рассказывали назидательные истории и мифы, воспитывающие в членах племени правильное поведение и уважение к социальным нормам.
По словам антрополога, «в темное время суток люди хотят расслабиться, сбросить напряжение, но и развлечься. Если днем случились конфликты, их разрешают и примиряются. Песни и танцы также объединяют племя. Ночью говорят о тех, кого нет рядом, но с кем важно поддерживать связь. Знахари танцуют и входят в транс, связываясь с духами умерших членов племени».
В отличие от других приматов, люди обладают способностью поддерживать связи за пределами своей непосредственной социальной группы, утверждает Висснер. Именно благодаря этим сетям взаимной поддержки Homo sapiens смог заселить всю планету. «Люди образуют сообщества, которые живут только в их голове — виртуальные сообщества. Что касается бушменов, то участники их сети контактов могут находиться на расстоянии до 200 километров», — утверждает антрополог.