Беловодье: где находится русский рай
Старообрядческая легенда о русском рае – Беловодье – впервые возникла в XVIII веке, своими корнями она восходит к мистическим топосам славян – раю-ирию и невидимому Китеж-граду. В фольклоре Беловодье характеризуется как чудесная страна свободы, без бедных и богатых, без крепостного права и преступников, оплот веры православной, в котором живут одни лишь праведники.
Страна Белых Вод была открыта только для добродетельных людей, и находилась она по разным версиям на Крайнем Севере, «в Поморье, от реки великой Обь до устья Беловодной реки», в Сибири, на Урале, а также на Алтае, где селились в XVIII веке старообрядцы-бегуны.
Китеж-град описывался так: «Цел град, но невидим. Не видать грешным людям славного Китежа. Скрылся он чудесно, божьим повеленьем, когда безбожный царь Батый, разорив Русь Суздальскую, пошел воевать Русь Китежскую».
До сих пор ходят слухи, что в Китеж может пробраться только тот, кто смел сердцем и чист душой, а иные люди могут порой услышать тихий звон колоколов и пение, доносящиеся будто бы из ниоткуда, или из-под озера Светлояр: «И досель тот град невидим стоит,- откроется перед страшным Христовым судилищем»
Под ирием подразумевалась страна, куда на зиму улетают птицы – это волшебный край без холодов, где прячется во время заморозков вся природа. Страна эта считалась или подземной, и в ней жили змеи, или очень удаленной от Руси, находящейся за горами и лесами – в нее летели птицы. Ирий по преданию открывался ключами, хранящимися у одной из птиц – по разным версиям, кукушки, вороны или жаворонка.
Попасть в ирий можно было и через омут или водоворот, а помимо перелетных птиц и змей, издавна считавшихся в индоевропейских поверьях животными-символами потустороннего мира, в ирии также жили души умерших. С представлениями об ирии был связан и магический ритуал захоронения крыла птицы в начале осени.
Так как по его словам бегунам «достоит таитися и бегати», сотни старообрядцев решили переселиться вглубь страны, уйти в добровольную ссылку в Сибирь.
Бегуны презирали государственные символы, и потому даже не брали с собой денег, на которых можно было найти российский герб, а также изготовляли самодельные паспорта. Не все из бегунов странствовали – некоторые только принимали себе подобных, что также зачитывалось им как путешествие.
В книге «Путешественник», написанной старообрядцем Марком, встречается упоминание о нахождении Беловодья. Его путь начинается в Москве, проходит через Казань, Екатеринбург, Тюмень, Барнаул, далее монах оказывается в алтайских деревнях, идет через Китай к «окияну», в котором на «Опоньском» острове находится Беловодье, заселенное православными «ассириянами» и русскими. Земля эта упоминается также в связи с тем, что на нее никогда не придет.
Так как бегуны часто уходили за тысячи километров от дома в поисках лучшего места для житья, именно этими старообрядцами был создан и популяризирован образ сказочного края Беловодья – в 1893 году даже появилась легенда о поиске Беловодья в X веке отцом Сергием, посланником князя Владимира в течение 56 лет: «Один из мудрецов, приехавших с Востока, сказал, что ему в свое время его учитель, старец мудрец, поведал, что далеко на востоке существует где-то страна Беловодье, – сказочная обитель вечной красоты и истины, и что туда, по его разумению, и нужно обращаться за советом, но что одна из особенностей той страны та, что не всякий ее может найти, туда доехать и в нее проникнуть, а только избранный – кто позван».
Разброс возможных мест нахождения таинственной страны, от Урала до Крайнего Севера, возможно, связан с тем, что по мере того, как русские продвигались на восток, захватывая все новые земли, Беловодье, потусторонняя и далекая страна, отдалялась в легендах все дальше и дальше.
Рерихом была записана легенда о том, что Беловодье находится неподалеку от Алтая, за высокими горами: нужно идти через Богогорши, Кокуши и Ергор, а затем за священной долиной находилась страна, в которой «живет Высшее знание и Высшая мудрость на спасение всего будущего человечества». Рерих связывал эту обетованную землю с Шамбалой и совершил экспедицию на Алтай, в ходе которой ему удалось прикоснуться к великой тайне: «Когда мы не так давно проехали через алтайские высоты, нам показали пути и потаённые, ведомые лишь избранным, далёкие тропинки к Священным местам, именуемым Беловодье».
Рерих считал, что легенда о Беловодье пришла к алтайскому населению от живущих неподалеку буддистов: так предание о Шамбале заимело русский аналог. Сегодня в Верхнем Уймоне на Алтае в память о экспедиции Рериха в бывшем старообрядческом доме находится музей его имени.
На данный момент считается, что реальным прообразом волшебной страны был Бухтарминский край (в народе – Камень) на Алтае: именно там жили староверы, ушедшие на восток после гонений патриарха Никона. Место, где обитали так называемые «каменщики», беспоповцы поморского согласия, а также жившие вместе с ними беглые каторжники и крестьяне называлось Беловодьем.
Там они жили без барского присмотра, отличительной особенностью поселений каменщиков была удивительная чистота на улицах и особая раскраска фасадов построек. За воровство и ложь старообрядцы могли выгнать за общины, жили они большими семьями по 15-20 человек, не курили и не пили, строго соблюдали каноны православной веры и с малолетства занимались тяжелым трудом.
Беловодье не входило в состав Российской Империи до 1791 года. Возможно, что именно такая жизнь, островок свободы и чистоты, как материальной, так и духовной, и стал прототипом для создания сотен легенд о волшебном Беловодье. А молочные реки и кисельные берега стали лишь символическим воплощением образа чистоты православной веры и белых вод замерзших озер.
Комментарии 21
1 2 »
+1
kvark1
26.09.2014 04:18
[Материал]
«На море - Океяне, на острове Буяне…» - Как часто в своей жизни мы слышим эти слова!
Согласно представлениям славян, землю окружал Мировой океан - Киян, посреди которого покоится «пуп земли» — священный камень Алатырь. Чаще всего описывается, что он лежит у корней священного Мирового древа — дуба на острове Буян, в центре всего мироздания. Мировое дерево (иногда — Святые горы) древние славяне считали своеобразной осью, скрепляющей мир. Алатырь-камень — в славянской мифологии центр мироздания, священная скала в Рипейских горах. Также скала у входа в Пекло, на берегу реки Смородины. Алатырь - не только гора, либо камень - это сакральный центр Мира. - Изначальный камень... http://spor.ucoz.ru/publ/1-1-0-1 |
0
kvark1
26.09.2014 04:04
[Материал]
Симург
Исполинская вещая птица древнеиранских мифов, гнездящаяся в ветвях Древа Познания. Дословно «вершинник», «птица с вершины дерева. http://www.onelegend.ru/simurg.html Симург -вещая птица справедливости и счастья, но в некоторых мифах она является сторожем, восседающем на горе, отделяющей потусторонний мир. Симург выглядит как огромный сокол с женской грудью или как хищная птица с чертами льва или собаки. Цикл сказаний-былин об этих эпических персонажах сложился в среде близкородственных европейским скифам и сармато-аланам азиатских восточноиранских по языку сакских племен. В зороастрийских текстах говорится, что Симург сидит под Мировым Древом, на котором произрастают все семена мира, и взмахами крыльев рассыпает эти семена, которые дождь и ветер разносит по всему свету; в более поздних легендах Древо и Симург отождествляются. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E8%EC%F3%F0%E3 Симаргл как и его иранский прообраз Симург изображался в виде «собако-птицы» или «крылатого пса», то есть выглядел как посредник между небом и землёй. У Симаргла были «высокие функции», - посредничество между людьми и богами между небесным и земным мирами. Симаргл имел внешний облик «собако-птицы» или грифона. https://ru.wikipedia.org/wiki....3%D0%BB |
0
kvark1
26.09.2014 03:59
[Материал]
На левом плече и руках Алтайской принцессы была татуировка - грифон. Такими изображениями отмечали жречество. Геродотовской Владычицей Скифов являлась Принцесса Алтая.
Изображение грифона является не украшением, а элементом знаковой системы, сакральным текстом. У скифов конь-олень-птица был символ солнца, который ассоциировался с Древом Жизни http://www.dopotopa.com/o_tkachenko_hraniteli_svjaschennoy_zemli.html Народы угорской языковой группы, которые около двух тысяч лет назад переселились с Алтая в низовья Оби, сохранили представления о том, что на Юге, у истоков их великой реки, находятся врата «южной птичьей земли» - запредельного мира. Там есть источник вечной молодости, «море живой воды», которое расположено в жилище стражей врат этого мира. Стражи - мужчина и женщина( Тэнгри Тотой и Лебедь – царица Умай) возвращают себе молодость, погружаясь в воду священного источника. Пути сибирских мифов о посвящении в таинства лебединой богини ведут к истокам Чулышмана и Катуни на плато Укок. Здесь стоял сияющий аил старого мудреца Маадай – Кара! Тогда именно здесь во время космической охоты богатыря Когюдея к земле приблизилось таинственное «дно небес» вместе с созвездием Ориона – Юч-Мыйгак, «Три Маралухи». В тот час из этого созвездия, из лона прекрасной Маралухи упал на землю золотой ларец. Когюдей овладел им и получил возможность победить силы зла… Алтай был одним из великих центров посвящения. В эпосе «Маадай – Кара» богатырь Когюдей отправляясь на бой со злом, проникает в девятигранную гору на юге Алтая. Так же девятигранен, священный черный камень тьада («камень жизни»), которым Когюдей владеет с рождения. Камень тьада черен, но это, изначальная темнота чуткого материнского лона природы, ибо камень этот способен вбирать в себя нити солнечных лучей и становится светоносным. (алтайцы видели в них волосы Умай) Преодоление горы Когюдеем имеет посвятительный характер. Воскрешение родственно посвящению: посвящаемый шаман умирал, а затем возраждался в новом качестве. В обряде участвовал старый шаман, он выступал в роли воплощения бога Тенгри или Белого старца; Умай в облике птицы «воспитывала» душу будущего шамана, которая символически помещалась на священном дереве. Шаман переживал смерть и воскресение в гнезде «Лебеди – царицы». Умай – солнечная лебедь- царица –Дева, она же в образе семи золотых кукушек, которые поют на златолистной березе. Умай в ипостаси Ак-Эмеген, «Белой Старицы», это Древняя Мать. Космогонический образ Белой Матери, Ак-Эме (также апект богини Умай), помогает верховному богу Тэнгри создавать мир. Девятигранная гора Когюдея находилась на юге Алтая, у моря, через которое богатырь отправился во владения семи всеведущих мудрецов, туда, где «неугасаемо светла земля священная была… Морская синяя волна с небесной спорит синевой». Эпос Алтая, формировался в суровую и возвышенную, поистине эпическую эпоху Великого Тюркского каганата. Однако основные символы гораздо старше. «Великая Обь – родина жены и змия» - Катунь – «жена» (12), Бие соответствует образ змия (9)– «змеиной премудрости» египетского Тота или христианской Софии, которых изображают со змеиным посохом в руках. Двенадцать – символ Богоматери, в сказочных сюжетах, где Царевна Лебедь окружена двенадцатью богатырями в зодиакальном круге. Лебедь-царица Умай, осеняла золотыми крыльями души шаманов на древе жизни. Тюркская богиня-птица Умай родственна иранской по происхождению птице деве Симурга. |
0
kvark1
26.09.2014 03:53
[Материал]
Согласно верованиям коренного населения Алтая, принцесса Укока охраняла вход в подземное царство. http://ctv7.ru/news....incessy
|
0
kvark1
26.09.2014 03:52
[Материал]
Святогор держит свод небесный, чтобы не смешались чистый, светлый Мир Прави и наш земной Мир. Он могучий Столп, Гора Света, на вершине которой сияет Небесный Ирий.
Персей показал Атланту (Святогору) ему голову Медузы Горгоны и таким образом превратил Атланта в каменную гору. |
0
kvark1
26.09.2014 03:52
[Материал]
Первым актом становления Ильи Муромца как святорусского богатыря было воспреемствование силы и получение благословения на жизненные и ратные подвиги от старейшины богатырского пантеона великана Святогора. Край, где повстречались два богатыря, поименован Сиверными горами.
http://www.byliny.ru/a_lelchuk/ilya-i-svyatogor |